«СВОЕОБРАЗИЕ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА»

823
Суббота, 16 июня 2018, 19:30

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

В ПОМОЩЬ СТУДЕНТУ И СТАРШЕКЛАССНИКУ

Курсовая работа по дисциплине «История зарубежной критики» «Постмодернизм и романы Умберто Эко»

«Арсений Тарковский как переводчик и как поэт»

Курсовая работа по дисциплине «Античная литература» «Драматургия Еврипида»

Контрольная работа по дисциплине «Введение в славянскую филологию» «Деятельность крупнейших ученых-славистов.»

«ПУШКИН В РАБОТЕ НАД «ИСТОРИЕЙ ПЕТРА»

Контрольная работа по дисциплине «Введение в славянскую филологию» «Кириллица и глаголица»

«Проблема славянской прародины по данным истории, археологии и филологии.»

«ПРОБЛЕМЫ ВРЕМЕНИ У БЛАЖЕННОГО АВГУСТИНА»

«ПСИХОЛОГИЗМ У ЛЬВА ТОЛСТОГО И ФЁДОРА ДОСТОЕВСКОГО»

Контрольная работа по дисциплине «Введение в славянскую филологи» «Представление о мироустройстве времени и пространстве»

Контрольная работа по дисциплине «Древнерусская литература» ПОЭТИКА «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

«ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ (происхождение и судьба славян. Происхождение Руси)

Курсовая работа по дисциплине «Античная литература» «Сущность мифологического взгляда на мир»

Спецсеминар для заочного отделения «СИМВОЛ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Х1Х — НАЧАЛА ХХ ВЕКОВ»

Спецсеминар для заочного отделения «СИМВОЛ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Х1Х — НАЧАЛА ХХ ВЕКОВ»

«СПЕЦИФИКА ЖАНРА «БОЖЕСТВЕННОЙ КОМЕДИИ» ДАНТЕ»

«СВОЕОБРАЗИЕ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА»

«Творчество А. П. Сумарокова»

«УМ И ДУША ДЛЯ БЛЕЗА ПАСКАЛЯ И ФЁДОРА ДОСТОЕВСКОГО «

«Художественная роль символа и поэзия русского символизма»

«ЧЕМОДАН» С. ДОВЛАТОВА: СТРУКТУРА И ПОЭТИКА

 

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИНСТИТУТ

Им. А. М. ГОРЬКОГО

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

«Русское устное народное творчество»

«СВОЕОБРАЗИЕ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА».

 

Выполнил студент 1 Карелин Алексей Анатольевич.

 

 

 

Москва 2004 г.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Вступление………………………………………………………. Стр. 3

2. Основная часть…………………………………………………. Стр. 4

3. Колыбельные песни………………………………………………Стр. 4

4. Пестушки…………………………………………………………Стр. 5

5. Потешки……………………………………………………………Стр. 5

6. Скороговорки……………………………………………………. Стр. 6

7. Заклички…………………………………………………………. Стр. 7

8. Игры………………………………………………………………. Стр. 7

9. Дразнилки…………………………………………………………Стр. 9

10. Поддевки…………………………………………………………… Стр. 9

11. Загадки………………………………………………………………Стр. 10

12. Страшилки (садистские рассказы и стихи)……………………Стр. 10

13. Нелепицы и Нескладухи…………………………………………Стр. 13

14. Школьные стихи…………………………………………………. Стр. 14

15. Анекдот………………………………………………………………Стр. 16

16. Школьный словарь………………………………………………. Стр. 16

17. Озорные песенки…………………………………………………. Стр. 17

18. Заключение……………………………………………………… Стр. 18

19. Литература………………………………………………………… Стр. 19

 

 

 

 

 

 

«…Фольклор сопровождает человека от колыбели до могилы. Знакомство с ним начинается с самых с первых дней жизни».

Владимир Бахтин

 

 

 

ВСТУПЛЕНИЕ

 

Детский фольклор, казалось бы маленькая частичка из всего огромного многообразия форм и направлений государства в государстве именуемым «Народный фольклор», тем не менее является тем, о чем как правило говорят так: «Все мы родом из детства!». В чем же на мой взгляд своеобразие именно детского ТВОРЧЕСТВА? Оно заключается в том, что, начиная с самых первых мгновений своей жизни, через колыбельные песни своей матери, ребенок, шаг за шагом, впитывает всё многообразие своей культуры. Формы и содержание детского фольклора помогает ребенку закрепиться, а затем и проявить свои разноплановые дарования без нажима со стороны взрослых: учителей и родителей. Вся эволюция детского фольклора такова, что, начиная с роли пассивного слушателя, ребенок, превращаясь в подростка, становиться активным участником беспрерывного процесса детского народного творчества, обогащая и дополняя его. Известно, что ведущая творческая деятельность младших детей рисование — постепенно сменяется словесным творчеством. Детский фольклор начинается с младенчества, с пассивного вбирания в себя лучших традиций устного творчества, и заканчивается активным участием в этом процессе.

В репертуаре детей первыми появляются стихотворные жанры (чему способствует их малый объем, ритмичность, связь с игрой). В 6-7 лет происходит важная перестройка принципов мышления: ребенок начинает осознавать причинно-следственные отношения, оказывается способным сохранить и передать сюжет рассказа как логическую структуру. Бессознательный эгоцентризм ребенка-рассказчика (уверенность, что слушателям изначально все известно) сменяется ориентацией на слушателя, потребностью правильно передать содержание рассказа, добиться от слушателя понимания и реакции. На своё творчество ребята тратят немало времени, тут им и прилежания, и усидчивости хватает. И это очень хорошо. Их жизнь становится богаче, развиваются интеллект, чувство вкуса, чувство юмора.

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ

Разумеется, колыбельные песни, которые пела мне моя восьмидесятилетняя бабушка Евдокия Степановна Кораблева, я не помню, но те песни-колыбельки, которые она пела для соседских детей, у меня на слуху.

Родившаяся в самом конце девятнадцатого века в глухой зауральской деревеньке, она много чего помнила такого, от чего хотелось её слушать и слушать. «Коровушку по молоку, ребёночка по породе, каков отец, какова мать…» — любила она говаривать. Открытая, кристально чистая мать четверых детей, бабушка семерых внуков и прабабушка четырёх правнуков, пела свои колыбельные тоненьким задушевных голосом, из которого изливалась сама душа её потрясающей своей самобытностью натуры.

Колыбельная песня! Казалось бы, какое отношение имеет она к детскому фольклору, не говоря уже о его особенностях! Но это, на первый взгляд здравое предположение, при более глубоком рассмотрении, ошибочно. Да, колыбельные складывали не грудные младенцы, но оценивали-то именно младенцы. Взрослые замечали, под какие слова и напевы дети лучше засыпают, повторяли их, запоминали, передавали следующим поколениям.

«Люли-люли-люленьки, прилетели гуленьки…» Слова ласковые, певучие, нет резких взрывных звуков. В таких песенках чаще всего действуют воркующие гули (голуби — отсюда, очевидно, и происходит ворожение «приголубить», то есть «приласкать»), домовитые ласточки-касаточки, уютно мурлыкающий кот, говорится о тишине, покое.

А бабай, бабай, бабай,

Ты, собачка, не лай,

И, годочек, не гуди,

Нашего Алёшеньку не буди.

В старинных колыбельных песнях упоминаются некие живые существа, что-то вроде домашних божков: Сон, Дрёма, Угомон, сердитая Бука. У каждого из них, как говорят сами имена, Были свои обязанности. Сон говорит: «Усыплю, усыплю!». Дрёма говорит: «Удремлю, удремлю!». Позднее многое из этого, конечно, забылось.

 

 

ПЕСТУШКИ

 

Но вот я стал подрастать, и меня уже ждали новые песенки и приговорки — пестушки (от слова пестовать — воспитывать). Вот меня младенцем становят на ножки, и поддерживают:

Дыбок, дыбок!

Скоро Лёшеньке годок!

Приподнимают так, чтобы я перебирал ножками, приплясывал, и поют:

Три-та-тушки, три-та-та,

Вышла кошка за кота,

За кота котовича,

За Иван Петровича.

 

Пошлёпывают по щекам: «Мишка, Мишка, где штанишки?.».

Выкупает бабушка меня в деревянном корыте и, когда станет окачивать в последний раз, проведет рукой по телу и обязательно скажет: «С гуся вода, с младенца Алёшеньки вся худоба!».

Не знали в прошлом наши бабушки, что такое физкультура, закалка, массаж, но всё, что нужно, делали — под разные песенки, шуточки-прибауточки.

«Потягушки, потягушечки, потягусеньки» — это тоже массаж. Разворачивает мама спеленатого ребёнка, поглаживает его по животу и нараспев говорит:

Потягушки, порастунюшки,

Поперёк толстунюшки,

А в ножки ходунюшки,

А в ручки хватунюшки,

А в роток говорок,

А в головку разумок.

Нечего и пробовать произнести эти слова сердитым голосом — не получится. В них слышатся любовь, доброта. Они складные, красивые. И ещё: учат малыша, он слушает и смотрит, где у него ножка, где — роток.

 

ПОТЕШКИ

 

Потом начинаются самые первые игры, потешки:

«Идёт коза рогатая за малыми ребятами», два пальца руки, указательный и средний изображают козу, младенец видит это и смеётся!

«Сорока-ворона кашку варила деток кормила, этому дала, этому дала, этому дала, этому дала, а вот этому не дала» — в это время загибаются пальчики руки младенца, он внимательно смотрит, обычно насупившись, зато звонко смеется, когда загибают последний, обычно большой палец его сладкой ручки!

«Ладушки, ладушки, где были? У бабушки! Что ели? Кашку! Что пили? Бражку!» — Это уже начинаются попытки игр в ладоши младенца со взрослым. Обычно это не получается, но у ребенка вырабатывается координация движений.

Отец или кто-нибудь из мужчин посадит меня на ногу и качает: «Поехали, поехали, с орехами, с орехами!». Всё быстрее и быстрее:

Поскакали, поскакали,

С калачами, с калачами!

Вприпрыжку, вприскочку,

По кочкам, по кочкам -

Бух в ямку!

и здесь тоже вместе с удовольствием ребёнок получает и пользу: тренирует, говорят врачи, свою нервную систему, когда готовится к последнему «полёту» и встряске — бух в ямку!

Таких любимых малышами песенок-потешек много и у русских, и у

англичан, и у других народов.

 

СКОРОГОВОРКИ

 

Мне четыре года. Я уже умею говорить. Но ещё не все звуки у меня получаются. Тут на помощь мне приходят скороговорки, или чистоговорки. «Ехал грека через реку, видит в реке грека рак, сунул грека руку в реку, рак за руку греку цап!, «На горе Арарат растёт крупный красный виноград…», «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет», «Во дворе трава, на траве дрова…». Повторил их раз 100 или 200 — и научился правильно произносить «Р». Другие скороговорки развивают органы речи — их даже взрослым артистам рекомендуют. Нелегко сказать быстро: «На улице дёготник, нам не до дёготника, не до дёготниковых детей!», «Сшит колпак не по-колпаковски надо его перколпоковать, перевыколповать».

А дальше, как всегда у ребят, у нас была игра, только игра не на скорость бега, не на физическую ловкость, а игра звуками: «Боже, Боже, дай мне коже, я сошью себе сапоже. Без сапоже мне негоже — може ноже отмороже». И ещё всякие забавные: «Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто», «Пётр Петрович по прозвищу Петрович…». Мой же друг Кирилл Маркелов постоянно любил повторять это: «Кирилл Кириллович Кириллов купил картошки килограмм. Картошка Кировского края. Колхоза Красный Коммунар».

Наши предки до принятия христианства были язычниками. У них, как у древних греков и римлян, существовало многобожие. Каждое божество управляло какой-то одной стихией, силой природы. Для хорошего урожая в разное время были нужны то дождь, то солнце. Вот славяне-земледельцы и просили богов — молили, заклинали — помочь. Чтобы задобрить, их угощали: выносили на перекрёстки дорог горшки с гущей — кашей из ячменя и гороха. Поэтому и в наших детских заклинаниях (так называются песенки, в которых ребята обращаются к силам природы с какой-нибудь просьбой), сохранивших память о молитвенных обращениях, заклинаниях наших праотцов, почти всегда упоминается эта самая гуща и предлагается какое-нибудь лакомство:. А в начале перестройки, когда в магазинах исчезли все товары, появились иные строчки:

«Там ступа с Бабою Ягой

упорно прётся за мукой…

Там царь Кощей по рынку ходит

и спекуляцию наводит,>.

Лишь недавно человечество стало понимать, что нерадивое отношение к природе грозит гибелью всем народам, что уже началось отравление

земли, лесов и воды. Маленький школьный стишок замечает и это:

Там лес и дол видений полны,

Там на заре воняют волны.

Мрачные, грубые строки. Но и грубость, и любое другое зло существуют в самой жизни, вокруг каждой семьи, рядом с каждой школой. Литература (а фольклор, и детский фольклор в том числе, тоже литература, только устная) не проходит мимо этого.

И еще об одной вехе нового времени — рекламе. Обрушавшаяся нескончаемым потоком на не окрепшую детскую психику, она вылилась удивительным образом. Несколько примеров из личных наблюдений. Зимний детский лагерь отдыха. С экрана телевиденья весь вечер шла назойливая реклама одного слабительного: «Чтоб желудок не устал — употребляй Ид…остал!». И вот вечером по корпусу уже распространился стишок-переделка:

Чтоб желудок не устал

Выделяй побольше кал!

Ведь желудку очень тяжко,

Когда в попе есть какашка.

Или вот еще одно стихотворение, которое я прочитал в школьном туалете, написанное неуверенной детской рукой:

Смотрю на тётеньку украдкой,

И хочется узнать всего,

Как там она идёт с прокладкой,

И как ей дышится легко!

Явно это стихотворение навеяно засильем рекламы гигиенической продукции! В некоторых произведениях детского фольклора встречаются уличные выражения, которые могут оскорбить чей-то слух, поэтому и произносить их можно только среди тех, кто сам не брезгует подобными словами.

Победить, уничтожить плохое в жизни можно прямой борьбой с ним, собственным добрым примером, а ещё — смехом. Смех — верный признак силы и душевного здоровья.

АНЕКДОТ

Веселья, юмора, насмешки в детском фольклоре — сколько угодно. Одни анекдоты чего стоят! Существует огромное количество взрослых анекдотов. Некоторые из них попадают и в школу, и даже в детский сад. При этом ребята часто такие анекдоты переделывают, приспосабливают к своим собственным понятиям.

Детские анекдоты касаются отношений детей и родителей, учеников и учителей, в них часто действуют герои книжек и кинофильмов, а также взрослых анекдотов: Василий Иванович (Чапаев), солдаты и генералы, политические деятели.

«Мальчик приходит домой в слезах: — Витька дерётся!

Отец засучивает рукава:

— Я ему покажу! Кто отец? Мальчик отвечает:

— Шварценеггер.

Отец заворачивает рукава обратно и говорит:

— Да ты, наверное, сам виноват!» Случаются в жизни разнообразные

смешные истории — анекдот их, как правило, не пропустит, да ещё преувеличит при этом.

«Учитель входит в класс

— Чей окурок?

— Ваш, вы первый заметили!»

 

ШКОЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ

Школьный словарь складывается постепенно. Многие ученики участвовали в его создании, и получился он на славу. И смешной, и по справедливости, ядовитый. Вот примеры:

Перемена — бородинская битва.

Звонок с урока — я люблю тебя, жизнь!

Учитель и класс — Али-Баба и сорок разбойников.

Подсказка — ум хорошо, а два — лучше.

Ученик у доски — живой труп; репортаж с петлёй на шее.

Ученик в учительской — вдали от родины.

Ученики в буфете — истребители.

Буфетчица — сорока-воровка.

 

 

ОЗОРНЫЕ ПЕСЕНКИ

 

Озорные песни и придумываются, и переделываются из песен, особенно тех, которые в данный момент наиболее популярны («Дан приказ: по партам бегать…», «Пусть бегут неуклюже пионеры по лужам…»).

Вместе весело шагать

По газонам, по газонам, по газонам,

И цветочки поливать

Ацетоном, ацетоном, ацетоном.

Песенок таких тоже немало. Вот для примера одна из них:

Раскинулась шкала широко.

Экзамены были близкu, 

Пытали ребят одиноко

У классной, у школьной доски,

Товарищ не в силах

Я химии сдать,

И алгебра мне надоела,

В глазах теоремы столбами стоят,

Черчение душу отъело!

Он вышел из класса — сознания нет,

В глазах у него помутилось…

Упал он на чистый, на школьный паркет,

Упал — сердце больше не билось.

К нему поспешили с холодной водой,

Хотят привести его в чувство.

Но врач подошёл, покачал головой:

«Бессильно здесь наше искусство!

Всю ночь в коридоре покойник лежал

Мальчишка в костюмчик одетый.

В руках он привычно шпаргалку держал,

Как будто готовясь к ответу.

Напрасно мамаша ждет сына домой.

Ей скажут — она зарыдает!

А школа стоит непреклонной стеной,

Других дураков ожидает.

Какой трагический случай! Но все улыбаются, понимая, что это гипербола. Экзамены — страшная вещь, и школа к концу учебного года надоедает, но, конечно, не настолько. Жить можно!

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В чем же, на мой взгляд, своеобразие именно детского фольклора?

После вышеизложенного материала я, для себя, сделал семь основных выводов:

ВЫВОД 1:

Детский фольклор — одно из самых живых и богатых явлений современной русской культуры. В нём одновременно существуют и очень старинные произведения, и только что рождённые. И те, и другие непрерывно обновляются, переделываются.

ВЫВОД 2:

Как и фольклор взрослых, детский фольклор отражает историю, идёт с ней в ногу.

ВЫВОД 3:

Детский фольклор начинается с младенчества, с пассивного вбирания в себя лучших традиций устного творчества, и заканчивается активным участием в этом процессе.

ВЫВОД 4:

В репертуаре детей первыми появляются стихотворные жанры (чему способствует их малый объем, ритмичность, связь с игрой).

ВЫВОД 5:

Ребенок наделяется потребностью правильно передать содержание рассказа, добиться от слушателя понимания и реакции.

ВЫВОД 6:

Для ребенка детский фольклор является тем спасительным местом, куда он может уйти от всех свих стрессов, вылить свой гнев и снять напряжение, которое так разрушительно влияет на детскую психику.

ВЫВОД 7:

Весёлые стишки, смешные песенки, забавные дразнилки, скороговорки и прочее, о чём здесь говорилось, знают и передают друг другу дети всей страны. Это общенациональное детское искусство слова.

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРА

Тексты.

Покровскuй Е. А. Детские игры, преимущественно русские. — СПб.,

1994. (Репринт. воспроизвед. изд. 1895 г.).

Шейн Л. В. Сборник народных детских песен, игр и загадок /Сост. А. Е. Грузинский по материалам Шейна. — М., 1898.

Капица О. И. Детский фольклор: Песни, потешки, дразнилки, сказки, игры. — Л., 1928.

Капица О. И. Детский народный календарь. (Вступление и подгот. публикации Ф. С. Капицы) // Поэзия и обряд: Межвуз. сб, науч. трудов / Отв. ред. Б. П. Кирдан. — М., 1989. — С. 127-146. (Публикация архивных материалов).

Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с -тобой играть: Русский детский игровой фольклор: Кн. для учителя и учащихся / Сост. м. Ю. Новицкая, Г. М. Науменко. — М., 1995.

Детский поэтический фольклор: Антология / СОСТ. А. Н. Мартынова. — СПб., 1997.

Исследования.

Петрановская Л. История страшилки. Москва «Аванта+» 1999.

Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор: Пособие для учителя. — М., 1957. — С. 87-175.

Мельников М. Н. Русский детский фольклор Сибири. — Новосибирск, 1970.

Мельников М. Н. Русский детский фольклор: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. — М., 1987.

Школьный быт и фольклор: Учеб. материал по русскому фольклору: В 2-хчi / Сост. А. Ф. Белоусов. — Таллинн, 1992.

Чередникова М. П. Современная русская детская мифология в контексте фактов традиционной культуры и детской психологии. — Ульяновск, 1995.

Новые комментарии добавить нельзя, тема закрыта
garpunkuls
Одинцово, ул. Северная дом 8
на сайте 06.09.2023 17:54

Блог (2366)
Фото (58238)