Железнодорожный проспект

233
Понедельник, 13 апреля 2020, 17:34

1. Железнодорожный проспект еще 100 лет назад был вовсе не проспектом, а проездом, и не Железнодорожным, а Бутынским, в честь соседней деревни Бутынь. Проходил он по трем современным улицам: от станции по Железнодорожному проспекту, потом продолжался по пешеходной тропинке Виндавского, у перекрестка с Комсомольским поворачивал на Крестьянский и еще 50 метров шел на запад. Бутынский проезд был оформлен при строительстве поселка в 1908-1910 годы. Но еще до появления дачников в Голицыне вдоль железной дороги кипела жизнь…

2. С 1882 по 1895 год, вдоль железной дороги, у самой реки Вяземки располагался кирпичный завод купца Петра Ивановича Максимова. Глину для кирпича добывали по берегам реки, а готовый кирпич тут же грузили в вагоны и отправляли в Москву. Завод производил 400 тысяч кирпичей в год!

3. В конце XIX века основную длину Железнодорожного проспекта занимали дровяные склады, и где-то тут же располагалась лесная сторожка князя Голицына. Ведь вокруг простирался бескрайний лес. За ним требовалось следить, охранять, вырубать на продажу и вывозить. Когда поселок «Голицынский городок» начали строить, дровяные склады перенесли на развилку Владимирского и Виндавского, ближе к железной дороге. На этом складе дачники приобретали строительный материал для возведения своих домов.

4. Бутынский проезд на западе огибал цементный заводик инженера Цубербиллера. Здесь производили пустотелые бетонные кирпичи для строящегося поселка. Тут же можно было заказать дом из этого нового материала или купить станок для самостоятельной формовки блоков. Цементным завод в те годы находился за границами дачного поселка. Участок, который он занимал, был огромным, в несколько гектаров. Территория завода простиралась от железной дороги до Крестьянского проспекта в районе современных домов 50 и 51 по Виндавскому проспекту.

5. Уже к 1923 году Бутынский проезд поменял свое историческое название на новое — Железнодорожный. И превратился в проспект, что этимологически неверно, так как эта улица извилистая, а проспекты, как мы все хорошо знаем, должны быть прямыми (латинское prospectus — перспектива). Поменяв название, тем не менее, улица еще несколько десятилетий сохраняла свою первоначальную длину.

6. В начале 1920-х годов на проспекте располагалось 18 домов. С учетом того, что проспект был односторонним — можно назвать его самым густонаселенным в Голицыне тех лет.

В доме №1 жил Иван Леонидович Романов с супругой, в доме №2 — Мария Егоровна Жарова. Оба еще с дореволюционных времен. Дом №3 занимали Торбины, а дом №4 вдова Мария Соловьева. Ее соседкой из дома №5 была Анна Михайловна Казакова. Старожил Сергей Петрович Мосолов жил в доме №6, бывший жандармский унтер-офицер Тимофей Герасимович Тимохин со своим многочисленным семейством — в дом №7, Дом №8 занимал Михаил Васильевич Пейн. В 9-м доме размещалось Голицынское Единое Потребительское общество (ЕПО) — грубо говоря, магазин. Бербичевский занимал дом №10. 11-й, когда-то принадлежал князю Голицыну, но в начале 1920-х там жили две семьи Арвида Федоровича Зорина и Федора Федоровича Архангельского. Дальше жила Софья Александровна Миронова. На углу Виндавского и Железнодорожного жил Сергей Максимович Хацкевич, в доме №14 семья железнодорожника Вороновича, следующий дом принадлежал бывшему члену Можайской уездной земской управы Сергею Ивановичу Лихутину. Дом №16, бывшая дача инженера Цубербиллера, была отдана под квартиры медицинских работников, дом №17 относился к цементному заводу, также, когда-то принадлежащему Цубербиллерам. И последний дом №18 был во владении техника-инструктора Михаила Николаевича Смирнова.

7. У города Голицыно есть своя собственная святая — мученица Елизавета. Жила Елизавета Александровна Тимохина как раз на Железнодорожном проспекте. Была замужем за вдовцом с четырьмя детьми Тимофеем Герасимовичем Тимохиным, бывшим жандармским унтер-офицером Московско-Рижской железной дороги. С 1922 года Елизавета стала членом церковного совета при храме Преображения в Больших Вяземах, за что собственно и была арестована 1938 году, и чуть позже расстреляна по обвинению в контреволюционной деятельности. Русская Православная церковь причислила Елизавету к лику святых новомучеников и исповедников Российских.

8. Елизавету Тимохину увезли с Железнодорожного проспекта 16 февраля 1938 года. 25 февраля пришли за ее соседом, буровым мастером Василием Боковым. На следующий день арестовали его отца — Алексея Ефремовича, работавшего продавцом в московском гастрономе. Еще через пару недель с Железнодорожного проспекта увезли брата — Григория Бокова. Всех их расстреляли на Бутовском полигоне, причем семью Боковых в один день. Также репрессиям подверглись работник местной артели «Вязкустпром» Всеволод Литвинов из дома №3 и рабочий Алексей Мельник из дома №25 по Железнодорожному проспекту.

9. В Великую отечественную войну на стрелке Железнодорожного и Виндавского проспектов, где сейчас занимаются изготовлением памятников, а когда-то было владение Хацкевичей, стояла зенитная установка — часть батареи на территории поселка. Она защищала станцию Голицыно, как важный перевалочный железнодорожный пункт на подступах к столице.

10. С годами поселок все дальше и дальше продвигал свои границы на запад. Квартал за кварталом, все проспекты получали свое неминуемое продолжение. Изгиб железнодорожной ветки создавал конкуренцию в развитии между двумя соседями: Железнодорожным и Виндавским. Место было лишь дня одного. И вот после войны было принято вполне логичное решение продлить прямой Виндавский проспект за счет куска извилистого Железнодорожного. Еще раньше Крестьянский проспект поглотил несуразное завершение Бутынского проезда.

Дополняйте эти факты своими историями!

#Голицыно #ЛюбимоеГолицыно150 #Железнодорожныйпроспект #Голицыно10фактов #Голицыно2020 #Голицыно150лет #Одинцовскийгородскойокруг #одинкрай #краеведение

По материалам «Старое Голицыно»

vk.com/wall-136379784_2478

Автор — краевед Мария Лобанова

vk.com/tarbul

 

Комментировать могут только зарегистрированные пользователи