Правильно ли вводить в школах предмет "Основы Православной Культуры" ?

1 621
Понедельник, 4 сентября 2006, 16:40

Насколько я понимаю, наше государство светское, т.е. церковь отделена от государства. Тогда почему в школе дети должны изучать в обязательном порядке этот предмет ? А что делать людям другого вероисповедания ? Татарам например ?

 

Ни для кого не засекреченный факт: в обход Минобрнауки «Основы православной культуры» вводятся в учебные программы как «региональный компонент». Причем в Белгородской, Брянской, Калужской и Смоленской областях – в обязательном порядке. Тем не менее публикация произвела эффект разорвавшегося фугаса. По горячим следам патриарх Алексий II и руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктор Болотов сделали заявления для СМИ. Глава РПЦ высказался в том смысле, что любой житель России, независимо от его национальности и вероисповедания, «обязан знать историю своей культуры». Г-н Болотов напомнил, что Россия – светское государство, поэтому «нужно изучать историю всех конфессий и всех религий».

 

Новость, которая, строго говоря, никакой новостью не является, прокомментировали видные российские политики. Президент Татарстана Минтимер Шаймиев заявил, что считает «глубоко ошибочными попытки введения православного предмета в школах России». Г-н Шаймиев уверен, что в школах надо преподавать «Основы мировых религий», не давая преимуществ ни одной из конфессий. По словам председателя комитета Госдумы по связям с общественными объединениями и религиозными организациями Сергея Попова, «хотим мы это признать или нет, но основы, традиции русской культуры идут от Православия». В свою очередь, глава комитета Совета Федерации по науке и образованию Виктор Шудегов выразил опасение, что введение ОПК приведет к необходимости «делить классы в школах по религиозному признаку, а любое разделение детей по какому бы то ни было критерию вызовет социальное напряжение».

 

Реакция на принудительное введение в школах ОПК в основном подтверждает опасения, высказанные в нашей публикации: религиозная дисциплина в государственных школах при действующей Конституции не будет способствовать благородным целям, провозглашенным инициаторами этого образовательного проекта, – напротив, спровоцирует напряженность и подозрительность в обществе.

 

Представители протестантских церквей и Российской католической церкви выразили недовольство по поводу введения ОПК на совещании в Министерстве образования и науки 30 августа, посвященном проблемам государственной аккредитации духовных образовательных учреждений. Участники встречи заявили о том, что на местах преподавание ОПК способствует разжиганию межрелигиозной розни и вражды. В качестве примера были озвучены цитаты из учебника «Основы православной культуры земли Смоленской», изданного под редакцией главы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева). В этом учебном пособии фактически ставится знак равенства между оккультизмом, агрессивным сектантством и евангельскими церквями: «Огромными тиражами ввозилась, а вскоре начала издаваться и в России оккультная, протестантская литература... Всеми правдами и неправдами секты пытались закрепиться на территории России и создать себе наиболее благоприятные условия, понимая, что с окончанием эпохи вседозволенности таких возможностей у них больше не будет». Присутствовавший на этом совещании главный редактор журнала «Религия и право» адвокат Анатолий Пчелинцев задался вопросом: «Если подобные выпады позволяет себе «министр иностранных дел» Московской патриархии, то что же говорят на уроках по ОПК священнослужители в регионах, в районных центрах и деревнях?» Главный специалист департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ Елена Романова заявила, что министерство никогда не пойдет на нарушение Конституции РФ: «Основы православной культуры» можно преподавать только на факультативной основе вне рамок учебной программы. Сегодня в каждом регионе, сообщила г-жа Романова, «существует огромное количество вариаций на тему преподавания религиозной культуры. Все эти предметы могут быть введены в качестве факультатива в некоторых отдельных школах, а могут быть введены в качестве регионального компонента в школьную программу субъекта РФ. Однако вводимый предмет должен быть культурологическим, уроки ни в коем случае не должны быть катехизацией учащихся».

 

Категорический протест в связи с насаждением ОПК выразили Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений России (КЕРООР) и Совет муфтиев России. Замглавы Совета Дамир Гизатуллин высказался не только против введения ОПК, но и против предложений ввести в регионах с преобладающим мусульманским населением преподавание «Основ исламской культуры». Иначе, по его словам, под угрозой окажется воспитание толерантности. В свою очередь ректор Московского исламского университета Марат Муртазин заявил: «Сегодня уже в 75 регионах преподаются «Основы православной культуры». Позиция РПЦ достаточно твердая, и нам ничего не остается, как дать нашим детям возможность изучать культуру своей религии. Это скорее вынужденная мера, нежели наша инициатива».

 

Руководство КЕРООР обратилось к российским евреям и лидерам еврейских общин с просьбой информировать Главный раввинат о «фактах принудительного посещения занятий по православной культуре», «назначения экзаменов и зачетов в шаббат» и других проблемах, связанных с нарушением предписаний иудаизма.

 

Казалось бы: если ты считаешь себя иудеем – не учись вместе с православными. Но, как видим, одна крайность порождает другую. Действие равно противодействию…

 

Пожалуй, самую лаконичную оценку «ОПКизации всей России» дал представитель президента в Конституционном суде адвокат Михаил Барщевский: «Это хуже, чем преступление. Это глупость». С ним солидарны жители регионов, губернаторы которых по доброй воле или малодушию дрогнули перед натиском РПЦ. Так, прокуратура Белгородской области уже завалена исками граждан, чьих детей заставляют изучать новый предмет.

 

Сторонники введения ОПК, впрочем, тоже не пасуют. В День знаний Союз православных граждан (СПГ) распространил заявление, в котором говорится: «Битва за умы, попытка лишить молодежь России правды о великой русской православной культуре является важнейшей составляющей в борьбе за будущее нашей страны. Это прекрасно понимают недоброжелатели России, но это пора понять и тем, кто принимает решения в нашей стране... Светское не значит атеистическое. Да, все религии равны перед законом, но не перед историей и культурой России». СПГ утверждает: «Основы православной культуры» – это не «Закон Божий», а компромисс», но предупреждает: «Миллионы православных граждан России «прокатят» на предстоящих выборах в Государственную думу те партии, в списках которых обнаружатся противники «Основ православной культуры».

 

Не мог остаться в стороне от бурной дискуссии митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин), управляющий делами патриархии и куратор проекта ОПК. В субботу он выразил согласие с тем, что религиозное образование в светских школах – «это важный и необходимый вопрос, который следует решать всем миром». Но при этом счел нужным заметить: «Я не знаю, с какой позиции подходят противники преподавания в школе этого предмета, и поэтому лучше задам им вопрос: а какой вред будет нанесен нашей молодежи, если она с детства усвоит заповеди: не убей, не укради, не прелюбодействуй, чти отца и матерь твою, возлюби ближнего твоего всем сердцем и всей душой?!» По мнению владыки, «только так можно решить проблему преступности в стране».

 

Возникает встречный вопрос: если речь идет о борьбе с преступностью, о присвоении Церковью функций полиции нравов, к чему тогда лукавые разговоры о «культурологическом характере» ОПК? Другое дело – можно ли с помощью одного урока в неделю построить рай на земле, пусть и в одном отдельно взятом регионе.

 

источник : Новые Известия, 04.09.2006 г.

Er13
лично#
Взял примерный план курса с сайта !Отдел религиозного образования и катехизации"
Задачи реализуются в следующих разделах курса:
I. Основные понятия и представления:
1. Бог.
2. Мир и его творение.
3. Человек в православной картине мира.
4. Религиозное сознание.
II. История мировых религий:
1. История Ветхого Завета.
2. История Нового Завета.
3. История главных мировых религий.
4. История христианских церквей.
5. Тоталитарные секты: их угроза человеку и обществу.
III История Православия:
1. История Русской Православной Церкви.
2. Жития (биографии) наиболее известных святых Земли Русской.
3. Роль Православия в судьбе нашего Отечества.
IV. Церковь и храмовое искусство:
1. Понятие о Церкви.
2. Церковный храм и его устройство,
3. Церковная служба.
4. Икона.
5. Песнопения. Колокольный звон.
V. Православная этика.
1. Смысл и сущность православной морали.
2. Отношение к Богу, миру, людям в Православии в отличие от других вероисповедований.
3. Семья. "Домострой".
4. Труд.
5. Родина и защита Отечества.
VI. Основные православные праздники.
1.Главные православные праздники (их содержание и история возникновения).
2. Церковные обряды.
3. Единство Православия и народной культуры в праздниках ( церковные и народные традиции, их взаимосвязь).
4. Русская культура православных праздников. Культура убранств.
Для начала пункт 1 и 2 както не вяжется это со светским предметом, вам не кажеться?
stalker
лично#
Безумно интересно что будут включать в себя практические занятия...
Ass
лично#
Olegus:
есть Бог или нет?

ИМХО, у каждого он внутри.
ЛЫЧ, как то говорил, что он есть, но если он атеист, то вроде по философии Конта, должен быть материален.
Я ж грю моветон дисскутировать, это настолько интимная весЧь
Флудер
#
прально, давайте луче про Перпл и Мадонну - хто круче...))))))))))
Ass
лично#
Флудер:
прально, давайте луче про Перпл и Мадонну - хто круче...))))))))))

о5 25))
твои слово в упрек Садовнику
Цитата:
и не сравнивал бы с попсой никада... )))))))) рокер, млин...


racer
#
Основа любой веры - невозможность доказательства существования её предмета.

Доказательство существования Бога означает конец религии.




Olegus
лично#
Флудер:
прально, давайте луче про Перпл и Мадонну - хто круче..

нам Мариса не разрешила... как говорится, пришел лесник и всем навалял... Типа - про религию и прочую ерунду спорьте, а святое не трогайте!
Sadovnik
лично#
2 Olegus :
попытался выделить квинтэссенцию всех ваших постов с Lychом........тяжело........
поэтому предлагаю просто без аргументов выбрать из нижеуказанных двух выражений то, которое считаете правильным.
1. В школах надо ввести курс "Основы православной культуры"
2. В школах надо ввести курс "Основы мировых религий" (при этом можно говорить что значительное место в курсе должна занимать история православия и его влияние на Россию)
Ответьте просто - 1 или 2
ЗЫ третий вариант я не рассматриваю именно для вас, хотя он мог бы звучать типа "В школах НЕ НАДО вводить никаких курсов по основам и истории любых религий"......
Флудер
#
Ass:
о5 25))

йумор включай
Флудер
#
Olegus:
нам Мариса не разрешила...

я за нее
гоСть
#
...........да интересно,тут у Вас сегодня,...а я вот думаю,о мирском...матерь божья ,какие прекрасные перспективы открываються в связи с освобождением всего церковного института от уплаты НДС, 18% от мильённых ,мильярдных в масштабе,сделок,это же ..клондайк на ровном месте,какую же нужно иметь силу воли высшим эшелонам ,служителям церкви ,кто при делах,не ездить на рой ролсах .....
Sadovnik
лично#
гоСть:
какую же нужно иметь силу воли высшим эшелонам ,служителям церкви ,кто при делах,не ездить на рой ролсах .....

и выбирать "всего лишь" Mersrdes-600 ............так примерно получается
Olegus
лично#
Sadovnik:
третий вариант я не рассматриваю именно для вас

А я как раз за третий вариант, коль скоро ОПК скорее всего признают невозможным.

racer:
Основа любой веры - невозможность доказательства существования её предмета.

Доказательство существования Бога означает конец религии.

ммм, не уверен. Тогда можно сказать - что основа веры также и невозможность доказательства НЕсуществования ее предмета. Ибо если бы это можно было доказать - такой же конец религии.
А доказательства для верующих появляются, например - в виде чуда. Просто неверующие не принимают их в виде доказательств.
Sadovnik
лично#
Olegus:
А я как раз за третий вариант, коль скоро ОПК скорее всего признают невозможным.

т.е. получается .......лучше вообще ничего не изучать, чем изучать основы мировых религий, в том числе и православия ???? очень странно
ЗЫ а все-таки из предложенных 2-х вариантов..........какой, а ?
racer
#
Olegus:
Доказательство существования Бога означает конец религии. ммм, не уверен. Тогда можно сказать - что основа веры также и невозможность доказательства НЕсуществования ее предмета. Ибо если бы это можно было доказать - такой же конец религии. А доказательства для верующих появляются, например - в виде чуда. Просто неверующие не принимают их в виде доказательств.


Не согласен. Появление рогов - чудо, но означает окончание веры.
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи
Sadovnik
Одинцово
на сайте 24.08.2015 13:00