30 ноября 1941 года.
Б 66 Битва под Москвой. Хроника, факты, люди: В 2-х кн. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. — Кн. 1. — 926 с.: ил. — (Архив). ISBN 5-224-03184-2 (общ.) ISBN 5-224-03185-0 (кн.1)
ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ОПЕРАТИВНОЙ СВОДКИ № 277
ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА КРАСНОЙ АРМИИ
на 8.00 30.11.41 г.
5-я, 33-я армии занимали прежнее положение.
ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО
Утреннее сообщение 30 ноября
В течение ночи на 30 ноября наши войска вели бои с противником на всех фронтах.
Наша часть, действующая на одном из участков Западного фронта, за один день боев с противником уничтожила 15 немецких танков, 10 бронемашин, 50 автомашин с боеприпасами, 15 пулеметов, 3 минометные батареи и 11 орудий. На другом участке фронта наши бойцы уничтожили 21 грузовую машину немцев и истребили батальон пехоты противника.
Бойцы тов. Лелюшенко в бою с противником на одном из участков Западного фронта уничтожили 15 немецких танков, 6 орудий, 12 станковых пулеметов и истребили до 1600 солдат и офицеров противника.
В течение 30 ноября наши войска вели бои с противником на всех фронтах.
Наша часть, действующая на одном из участков Западного фронта, за день боев уничтожила 15 машин с боеприпасами и несколько пулеметных точек.
ГАЗЕТЫ ФАШИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ СООБЩАЛИ
Ставка фюрера, 30.11.41 г.
Главное командование вермахта сообщает:
…В районе Москвы продолжалось наступление пехотных и танковых частей.
…Авиация наносила эффективные удары по аэродромам и железным дорогам на южном и центральном участках фронта. Днем были подвергнуты бомбардировке Ленинград и Москва.
«Фёлькишер Беобахтер», 1.12.1941 г.
ИЗ ПИСЕМ НЕМЕЦКИХ СОЛДАТ И ОФИЦЕЕОВ
30.11.1941г.
Моя любимая Цылла. Это, право говоря, странное письмо, которое, конечно, никакая почта не пошлет никуда, и я решил отправить его со своим раненым земляком, ты его знаешь — это Фриц Заубер. Мы вместе лежали в полковом лазарете, и теперь я возвращаюсь в строй, а он едет на родину. Пишу письмо в крестьянской хате. Все мои товарищи спят, а я несу службу. На улице страшный холод, русская зима вступила в свои права, немецкие солдаты очень плохо одеты, мы носим в этот ужасный мороз пилотки и все обмундирование у нас летнее. Каждый день приносит нам большие жертвы. Мы теряем наших братьев, а конца войны не видно и, наверное, не видеть мне его, я не знаю, что со мной будет завтра, я уже. потерял все надежды возвратиться домой и остаться в живых, Я думаю, что каждый немецкий солдат найдет себе здесь могилу. Эти снежные бури и необъятные поля, занесенные снегом, наводят на меня смертельный ужас. Русских победить невозможно, они…
ЦА МО РФ, ф. 32, оп. 11289, д. 217, л. 38-39.
Московская битва в хронике фактов и событий. — М.: Воениздат, 2004. — 504 с: ил.
30 ноября, воскресенье
Государственный Комитет Обороны принял постановление о создании на всем фронте и направлениях, выводящих к г. Москве, полос лесных завалов. Руководство работами по их сооружению возлагалось на командующего МВО генерал-лейтенанта П. А. Артемьева {1496}.
Военные советы Западного и Юго-Западного фронтов представили в Ставку ВГК планы контрнаступательных операций своих объединений {1497}.
Оборонительные сражения на правом крыле Западного фронта достигли наивысшего накала. После ожесточенных трехдневных боев на рогачевско-дмитровском, солнечногорском и истринском направлениях противник вновь потеснил наши войска и вышел в районы, удаленные от города всего на 25–35 км. Особенно опасная обстановка создалась в 6-й армии в районах Крюково и Нахабино, где сильно ослабленные кровопролитными боями 8-я, 9-я гвардейские и 18-я стрелковые дивизии вели поистине героическую борьбу с главными силами 4-й танковой группы противника {1498}. К исходу дня, когда фашисты заняли пос. Красная Поляна, их отделяло от Кремля расстояние в 30 км, от Владыкино (северная граница города тех лет) — 18 км и от МКАД в районе Лианозова (современной границы столицы) — 12 км. При таком удалении противника Москва могла превратиться в объект разрушения вражеской артиллерии.
В ноябре части Московского корпусного района ПВО отразили 41 налет немецкой авиации на столицу (17 дневных и 24 ночных). Из 1950 самолетов, участвовавших в этих налетах, к городу прорвалось только 28 машин {1499}.
Командир отделения 4-го отдельного батальона связи 9-й гвардейской стрелковой дивизии — сержант Ф. Р. Алексеев со своими подчиненными обеспечивал связью 18-й стрелковый полк. Гитлеровцы вели интенсивный огонь и постоянно атаковывали позиции полка. От артналетов линия связи повреждалась по 10 раз за ночь. Но связисты сержанта Алексеева снова восстанавливали линию. Связь работала бесперебойно все шесть суток боев. В конце ноября противник прорвался к полковому командному пункту и сержант Алексеев вместе с командой связистов занял круговую оборону. Немцы были отброшены, а командный пункт переместился к деревне Высоково (4 км юго-восточнее г. Истра){1500}. [225]
Гитлеровцы расстреляли отважного шестнадцатилетнего партизана Осташевского отряда Московской области Анатолия Шумова. Во время очередного разведывательного поиска Анатолий попал в руки гестаповцев. Не добившись от юного патриота нужных сведений, фашисты убили его. А. Шумов посмертно был награжден орденом Ленина {1501}.
Для обеспечения производства стволов ППШ секретариат МГК ВКП (б) обязал городское управление трудовых резервов (т. Монахова) передать с 1 декабря 1941 г. московскому инструментальному заводу на правах цеха ремесленное училище № 38, сняв с него все заказы и разместив их по другим ремесленным училищам {1502}.
МК ВКП (б) обратился в ЦК ВКП (б) с предложением утвердить группу коммунистов парторгами ЦК на ряде заводов («Динамо», «Борец», «Компрессор», завод гидроагрегатов имени С. М. Буденного, «Крекинг»){1503}.
Секретариат МК ВКП (б) принял к сведению заявление управляющего московским мясопромтрестом т. Сычева, что он обеспечит сдачу к 3 декабря 1941 г. для Москвы 300 т мяса; управляющего мособлзаготскот т. Сытина, что он до 2 декабря 1941 г. передаст мясотресту и московскому мясокомбинату 110 т мяса из заготовленного скота до 1 декабря 1941 г. Обязал уполнаркомзаг т. Назарова и управляющего заготскот т. Сытина до 2.12.41 г. заготовить для Москвы 610 т мяса {1504}.
ГКО по предложению МГК ВКП (б) принял постановление об организации на московских заводах массового производства ППШ. К производству автоматов ППШ было привлечено 106 московских предприятий, на которых сконцентрировано 3 тыс. единиц оборудования. Контроль за производством ППШ был поручен отделу машиностроения МГК ВКП (б){1505}.
МК ВКП (б) выпустил листовку «К населению захваченных немцами районов», в которой содержался призыв еще шире развернуть борьбу с фашистскими захватчиками {1506}.
За первые пять месяцев войны на фронт ушли более 100 тыс. московских коммунистов и 260 тыс. комсомольцев. Свыше 146 тыс. москвичей добровольно вступили в дивизии народного ополчения, истребительные батальоны и партизанские отряды {1507}.
Книги выложены в электронном варианте на
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в: