Глонасс!
«Глонасс» (военное название «Ураган», изделия 11Ф654, 14Ф17 и 11Ф654М) — серия космических аппаратов советской и российской глобальной навигационной системы ГЛОНАСС 1-го поколения, разработанная и выпускаемая ОАО «ИСС» имени академика М. Ф. Решетнёва.
В 2003 году сменилась 2-ым поколением — КА «Глонасс-М».
Тактико-технические данные:
Глонасс-М:
Тип услуг: навигация
Орбита: Средневысокая круговая
Расчетный срок службы: 7 лет
Стартовая масса: 1415 кг.
Мощность СЭП: 1400 Вт.
Средство выведения: Протон
Последние данные:
2005 г. 25 декабря — вывод 1 КА «Глонасс» (11Ф654) вместе с 2 КА «Глонасс-М» (14Ф113). Состав орбитальной группировки увеличился до 13 КА.
Сейчас на орбите 19 планируется еще 5 КА!
Программы и проекты:
ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва» участвует в реализации приоритетных направлений развития отечественной космонавтики: Федеральной космической программы (2006-2015 гг.) и Федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система».
В соответствии с Федеральной космической программой России формируется государственный заказ на создание и использование космической техники в научных и социально-экономических целях. ОАО «ИСС» является головным исполнителем по ряду важнейших проектов: спутников серии «Экспресс-АМ», «Луч-5А/5Б», «Гонец-М». Предприятие также работает над проектами других космических аппаратов на базе платформ «Экспресс-2000» и «Экспресс-4000».
Федеральная целевая программа «ГЛОНАСС» направлена на дальнейшее развитие и эффективное использование Глобальной навигационной спутниковой системы за счет внедрения передовых технологий спутниковой навигации в интересах социально-экономического развития страны и обеспечения национальной безопасности. ОАО «ИСС» отвечает за космический сегмент системы и является головным предприятием по разработке и созданию навигационных космических аппаратов
В настоящее время на предприятии изготавливаются спутники второго поколения «Глонасс-М» для восполнения орбитальной группировки и ведется активная разработка спутника следующего поколения «Глонасс-К». Этот перспективный аппарат с улучшенными характеристиками будет создаваться для модернизации системы.
Навигационная система нужна ли гражданским потребителям?
Навигационная система ГЛОНАСС до сих пор так и не нашла широкого применения в коммерческом секторе, признал вице-премьер Сергей Иванов. По его словам, российские разработчики так и не смогли создать достаточно компактные и конкурентоспособные абонентские устройства. У ГЛОНАСС более сложный механизм шифрования, чем у конкурирующих систем, говорят участники рынка. В России в настоящий момент нет производств, которые могли бы производить чипы ГЛОНАСС, которые можно использовать в портативных устройствах.
ГЛОНАСС до сих пор так и не нашла своего широкого применения в рыночном секторе экономики, заявил вице-премьер Сергей Иванов на открытии заседания правительственной комиссии по транспорту и связи. По его словам, главной причиной этого является «отсутствие компактной и конкурентоспособной потребительской аппаратуры», сообщает информационное агентство РБК. «В то же время для транспортных средств, и тем более для крупных сооружений и участков дорог, требование компактности оборудования не определяющее, поэтому отечественными приемниками их можно оснащать уже сейчас», — заметил г-н Иванов.
По сравнению с конкурирующей навигационной системой GPS ГЛОНАСС по настоянию военных использует намного более сложный механизм шифрования, говорит источник в российской высокотехнологичной компании. В России в настоящий момент нет производств, которые могли бы производить достаточно компактные чипы ГЛОНАСС, чтобы использовать их в портативных устройствах — сотовых телефонах, ноутбуках и навигаторах.
«Основные производители делают навигаторы именно под GPS, на рынке представлен широкий ассортимент таких устройств, которые в среднем на 30% дешевле немногочисленной продукции, ориентированной на ГЛОНАСС. Крупным игрокам может быть не очень интересен достаточно узкий сегмент, а у небольших не хватает ресурсов. Нельзя исключать, что такое производство будет профинансировано из государственных средств, например госкорпорации «Роснанотехнологии», — говорит аналитик ИК «Финам» Татьяна Менькова.
Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин говорит, что при нынешнем уровне поддержки ГЛОНАСС со стороны государства из него можно сделать успешный коммерческий проект, но сейчас развитием системы занимаются люди, которые не до конца знают, как это сделать.
Как известно, в мире существуют две спутниковые навигационные системы, американская GPS и отечественная «ГЛОНАСС», принципы построения, архитектура и задачи которых близки друг другу. Они развертывались почти одновременно (1995-1996 гг.), однако их навигационные «идеологии» сильно различаются.
С самого начала GPS разрабатывалась как система двойного назначения — для военных и гражданских нужд. Установив, что точность определения местоположения не более 100 м (режим SA) вполне приемлема для подавляющего числа гражданских пользователей, военное ведомство США умышленно ухудшило исходную точность системы примерно в 2-2,5 раза. И эта «маленькая хитрость» позволила сразу же приступить к массовому производству гражданской навигационной аппаратуры потребителей (НАП). Успех не заставил себя ждать, и сегодня более 80 крупных компаний в разных странах мира выпускают серийные навигационные устройства GPS.
Что же может предложить пользователю отечественная система «ГЛОНАСС»? Ее разработчики по-иному подошли к проблеме точности определения местоположения. «Демократичные» российские военные не стали вводить никаких ограничений для гражданских потребителей, в результате чего начался выпуск лишь специализированной аппаратуры для моряков, геодезистов и др. Налаживать серийное производство малогабаритных и менее дорогостоящих приемников «ГЛОНАСС» пока никто не собирается, поэтому к их услугам в России прибегают преимущественно военные, а основная масса гражданских пользователей предпочитает более простые и дешевые приемники GPS. На фоне повсеместного распространения устройств GPS западные компании не проявляли особого интереса к приемникам «ГЛОНАСС». И дело тут не только в «зарубежном патриотизме». Отечественная навигационная система практически загнана в угол, и стало ясно, что если не будут приняты экстренные меры, Россия потеряет приоритет и в этой области. Кое-что действительно было предпринято. Так, «ГЛОНАСС» официально объявлена системой двойного назначения. В 1998 г. Правительство РФ предложило мировому сообществу безвозмездно использовать систему (сегодня на орбите работают лишь 19 КА вместо 24, необходимых для полноты покрытия). Кроме того, с учетом популярности системы GPS и интересов национальной безопасности было запланировано приступить к созданию комбинированных GPS/«ГЛОНАСС» — приемников. Такая аппаратура позволяет не только повысить точность до 16 м (для гражданского применения), но и вычислить ошибку, внесенную режимом ограниченного доступа (SA). Для этого достаточно, чтобы в зоне радиовидимости потребителя находились хотя бы два спутника «ГЛОНАСС».
Сама по себе точность навигационных определений в системе «ГЛОНАСС» выше, нежели в GPS, и составляет в годы максимальной солнечной активности 60 м для горизонтальных координат и 100 м для вертикальной, а в годы минимальной солнечной активности соответственно 30 и 50 м. Погрешности (с вероятностью 0,95) в GPS при максимальной солнечной активности не превышают 100 м для горизонтальных и 156 м — для вертикальной координаты.
Оборудование
Навигационное оборудование чаще всего используется в системах слежения за местоположением транспортных средств, в которые входят мобильные объекты, пункты слежения за транспортом, диспетчерские пункты, УКВ-сети, сети сотовой и спутниковой связи. В настоящее время зарубежная и отечественная промышленность предлагает вполне достаточную номенклатуру GPS/«ГЛОНАСС» — приемников, различающихся числом каналов приема, скоростью обновления данных, временем вычислений, точностью определения координат и, конечно, стоимостью. С точки зрения конструктивного исполнения имеются устройства двух типов: автономные (с собственными источниками питания и средствами отображения) и в виде отдельных плат, встраиваемых в аппаратуру потребителя или ПК. Наиболее дешевый вариант — плата, которую можно совмещать с другими средствами связи (УКВ-радиостанцией, спутниковым терминалом и т. п.).
IV Международный форум по спутниковой навигации 2009 года — представляет собой центральное событие года в области коммерческого использования спутниковых навигационных технологий и, прежде всего, российской навигационной системы ГЛОНАСС.
Основная цель Форума: информирование широкой российской и зарубежной аудитории о состоянии и планах развития спутниковых навигационных систем, о государственной политике в области коммерческого использования системы ГЛОНАСС в России и за рубежом, инновационных технологиях, новейшем навигационном оборудовании и услугах.
Программа «IV Международного Форума по спутниковой навигации» ориентирована на конечного пользователя навигационных продуктов и услуг и освещает все аспекты их практического использования в целях построения успешного бизнеса и повышения его эффективности.
Участники Форума получат подробную информацию по правовым аспектам использования спутниковой навигации, познакомятся с имеющимся на рынке навигационным и навигационно-связным оборудованием ведущих российских и зарубежных производителей, с разнообразными отраслевыми приложениями и опытом ведущих компаний по практической эксплуатации навигационных технологий, включая бизнес-кейсы использования спутниковой навигации от представителей российского бизнеса.
О перспективах ГЛОНАСС в России и мире:
ГЛОНАСС обеспечивает решение задач в интересах экономики, обороны и безопасности государства, является стратегически важным элементом государственной инфраструктуры. Для России, с ее обширной территорией и инфраструктурой, требующей глубокой модернизации, значение внедрения средств спутниковой навигации возрастает многократно. Вопросы развития ГЛОНАСС и внедрения навигационных технологий на транспорте, в топливно-энергетическом комплексе и других секторах экономики находятся под контролем Президента Российской Федерации. В настоящее время Правительством Российской Федерации предпринимаются шаги, направленные на создание условий, обеспечивающих использование возможностей ГЛОНАСС для государственных нужд и в интересах коммерческих организаций, граждан России, других стран.
Ведущий Пленарного заседания, заместитель руководителя Роскосмоса Юрий Иванович Носенко рассказал о ходе работ по федеральной целевой программе «Глобальная навигационная система» и подчеркнул, что ее успешная реализация позволит России сохранить свой суверенитет в области навигации, сделать систему ГЛОНАСС конкурентоспособной по отношению к американской системе GPS и европейской GALILEO, создать действительно нужную потребителям, как в России, так и за рубежом, систему.
Генеральный конструктор системы ГЛОНАСС, генеральный директор-генеральный конструктор ФГУП «РНИИ КП» Юрий Матэвич Урличич в своем выступлении остановился на состоянии и перспективах развития ГЛОНАСС, отметил, что современные средства спутниковой навигации, являясь основой координатно-временного обеспечения на настоящем этапе развития, уже сейчас широко используются в различных областях социально-экономической сферы. ГЛОНАСС становится всё более доступной для широкомасштабного применения и уже в настоящее время обеспечивает повышенные характеристики навигации для потребителей по сравнению с использованием только одной системы. В целях обеспечения навигационного обслуживания мирового сообщества потребителей система ГЛОНАСС ориентирована на ускоренное развертывание до полного состава орбитальной группировки при улучшении качества навигационного обслуживания.
Александр Гурко: На сегодняшний день космическая группировка ГЛОНАСС насчитывает 19 постоянно функционирующих аппаратов и полностью покрывает территорию России. В 2009-2010 годах планируется довести количество спутников до 24-х а, возможно, 30 аппаратов, обеспечив покрытие в глобальном масштабе. Казалось бы, есть все возможности для того, чтобы ГЛОНАСС, как реальная альтернатива GPS, стал по-настоящему глобальной технологией и распространился по всему миру. Однако этого не происходит. Время для активного распространения ГЛОНАСС было упущено по причине отсутствия конкурентоспособных чипсетов ГЛОНАСС/GPS. Чтобы догнать GPS, нам необходимо развиваться еще быстрее (имею в виду наземную инфраструктуру, продукцию для массовых потребителей). Российский рынок ГЛОНАСС не сформирован, поэтому продукты на основе наших технологий появляются здесь гораздо медленнее, чем GPS. Не говорю уже о продвижении на мировые рынки, где степень информированности о ГЛОНАСС почти нулевая.
Во всем мире принято поддерживать новые технологии. В США есть программа 911, в соответствии с которой каждый мобильный телефон должен иметь спутниковую навигацию. Есть социальная направленность — каждый звонок в службу спасения автоматически фиксирует точное местоположение звонившего, независимо от того, в состоянии ли человек говорить, или объяснить, где он находится. Для многих это может оказаться вопросом жизни и смерти. За гуманитарной составляющей этого проекта есть и сугубо практичная правительственная поддержка распространения технологии. По оценкам эта программа обеспечивает сбыт не менее 30-40 млн. GPS чипсетов в год.
Да, и этот опыт как раз можно распространить на Россию, например, проект eCall в Европе. Его еще иногда называют е112. Суть проекта в том, что телематический терминалы устанавливаются на абсолютно все транспортные средства, основная цель или функция которых состоит в автоматическом оповещении служб спасения об автомобильных авариях. Есть понятие «золотого часа», в течение которого оказание медицинской помощи может существенно снизить количество летальных исходов. И чем раньше информация о трагедии попадет в центр спасения, тем больше шансов сохранить человеческую жизнь. Как ни цинично это звучит, но аналитики полагают, что европейцы сознательно не форсируют развитие eCall в связи с задержкой в развертывании системы GALILEO. Проект eCall создаст массовый рынок для технологий на базе GALILEO, порождаемый этим проектом рынок — десятки миллионов чипсетов в год на базе Galileo/GPS. К настоящему моменту были проведены только тестовые проекты.
Сейчас в России прорабатывается проект Экстренного Реагирования на Аварии — ЭРА ГЛОНАСС (по сути, аналог eCall). На основе ГЛОНАСС оборудования, естественно. ГЛОНАСС-технологии будут использоваться для спасения жизни российских граждан. На самом деле, трудно придумать более благородную цель, и одного этого должно быть достаточно для продвижения проекта. В данном случае интересы общества совпали с интересами развития технологии. Только проекты с важной идеей и такого масштаба дадут рынку достаточный толчок для эффективного развития ГЛОНАСС-технологий.
На втором этапе планируется использование ГЛОНАСС/GPS-технологий в мобильных телефонах, смартфонах и пр., с теми же функциями — сигнал в службу спасения вместе с информацией о позиционировании. Кроме этого, в разработке находится проект «Социальный ГЛОНАСС» для людей с ограниченными возможностями. Знаю, спросите, кто выиграет от этого проекта — это и люди с ослабленным зрением, которым система может помочь ориентироваться на улицах и даже между населенными пунктами, и престарелые люди, за которыми, в силу их возраста, уже нужен присмотр и контроль их местонахождения, и дети, по тем же причинам.
Какие шаги, на Ваш взгляд, должно предпринимать государство для того, чтобы ГЛОНАСС- технологии вошли в жизнь россиян и в другие страны мира?
Во-первых — это масштабные проекты в 2010-2014 гг. (например, ЭРА ГЛОНАСС) по созданию рынка сбыта в РФ, странах СНГ. Во-вторых — продвижение ГЛОНАСС за рубежом параллельно со стимулированием разработки линейки чипсетов ГЛОНАСС/GPS несколькими российскими и зарубежными компаниями на условиях открытости и создания ГЛОНАСС-партнерства. В-третьих — активное участие РФ в различных международных проектах в сферах применения спутниковой навигации, прежде всего в вопросах обеспечения транспортной безопасности.
— Частотное разделение каналов в ГЛОНАСС позволяет осуществить смещение частот в случае потери сигнала. То есть его практически невозможно заглушить, точнее, ОЧЕНЬ тяжело в отличие от GPS.
— Погрешность GPS и ГЛОНАСС (в гражданском канале) примерно одинакова.
— Точность измерений зависит от возможности выбора «правильного» набора спутников.
— Единственная гражданская отрасль, где действительно не обойтись в наших реалиях без спутниковой навигации — судовождение.
— Единственный достоинство ГЛОНАСС'а в этой отрасли- более высокая точность относительно GPS на высоких широтах, что бывает частенько необходимо российскому судоходству.
Главное отличие ГЛОНАСС от GPS — способ разделения каналов передачи информации со спутников — в GPS он кодовый, а в ГЛОНАСС — частотный.
Пока Россия и Европа неторопливо строят свои системы, спутники для своей системы глобальной навигации начал запускать Китай
«Реализация этой программы позволит любому гражданину, купив, например, транспортное средство и оснастив его аппаратурой ГЛОНАСС, получить гарантированную срочную помощь в случае какой-то критической ситуации — аварии, нападения, ухудшения здоровья. В случае надобности к нему оперативно прибудут эвакуатор, милицейский наряд или машина скорой медпомощи. Но этих услуг не получит владелец GPS-приемника», — сказал А. Платонов «Интерфаксу-АВН» на выставке «Технологии безопасности» 04.02.10, | Интерфакс — АВН