Артемий ТРОИЦКИЙ — о концерте 12 июня на Красной Площади: «Рок умер давно, но похороны прошли пышно»
В 81-м году «Аквариум» впервые спел веселую песенку «В поле ягода навсегда!», цитировать которую сегодня не только неуместно, а, пожалуй, даже и банально:
Настанет время — сбудется мечта.
Наши люди займут места.
И под страхом лишения рук и ног
Все кругом будут слушать
Один только рок!
Наверняка многие вспомнили эти строчки Гребенщикова, прожив долгие праздничные выходные 12-14 июня, начавшиеся рок-концертом на Красной площади, который транслировался впрямую и вкривую на разных каналах, включая «Россию-1», и завершившиеся фестивалем «Рок над Волгой» по Первому каналу!
Что сработало, как мина замедленного действия, — трех- или четырех-пятилетней давности встреча Суркова с рок-звездами? Или общеизвестная симпатия Медведева к Deep Purple и Black Sabbath? Или совсем недавний диалог Шевчук-Путин? Понятия не имею. Да и делать глубокие выводы не советую.
Государственной музыкальной идеологией России была и незыблемо остается ТАФТА — музыка для увеселения быдла и успокоения начальства, бессмысленная и беспросветная в своем убожестве и производимая, как известно, на «фабриках». Парадигма попсы практически до деталей отражает российское и государственное устройство: бездарные вороватые кукловоды — продюсеры (это администрация); дрессированные крепостные артисты (это наша Дума); всесильное телевидение и зомбированное население. Попса — это реальная матрица, и, когда под занавес «рок-десанта» под стенами Кремля во исполнение опопсвленного в духе Глюкозы гимна России на авансцену вышли Расторгуев, Валерия и прочие попсовые паханы и мамки, рокеркáм оставалось только подобострастно подвывать.
Далее, если абстрагироваться от государства, то народной музыкальной идеологией (или, скорее, стихией) была и остается просто ПЕСНЯ — мелодичная, душевная, с несложным, но цепляющим посылом. Кому-то ближе эстрадная советская, кому-то блатной «шансон», кому-то Высоцкий. Рок каким-то краешком сюда тоже залезает. Какой же караоке без «Группы крови», «Нового поворота» или «Осени»? Но залезает неглубоко…
Так с какой такой стати рок-поползновение? Полагаю, что ни с какой. Это сродни модернизации, инновации и нанотехнологии — ибо вкус сезона. Попробовать и выплюнуть. Что касается до отчетливо сформировавшегося у нас клана услужливых «госрокеров» («Чайф», «Звери», «Машина (увы) времени», «Би-2», Гарик (увы, увы) Сукачев…), то порицать их как профессионалов абсолютно не за что. Было время, когда дух рока предполагал независимость и протест, а эстетика рока — новаторство. Все это давно рассеялось, причем в планетарном масштабе. И никакого «рок- движения» тоже нет, потому что одних движет на задворки попсы, других в новое искусство, третьих — в песни протеста. Если по-честному, то слово «рок» по отношению к актуальной музыке я бы вообще уже не употреблял.
Так же, как джаз окончательно оформился в настоящую «музыку толстых» и даже обрел свое человеческое воплощение в лице Игоря Бутмана, рок с годами стал чем-то вроде «музыки волосатых». А новая музыка, которая, кстати, в последнее время поперла у нас в стране с необычайной силой, чиста от госзаказа и сияет, как затылок младенца. И ее я советую слушать, отгуляв поминки.
Артемий ТРОИЦКИЙ, обозреватель «Новой»
Новая газета
15.06.10
Но фанатам режима не стоит волноваться — сейчас Грызлов им правильного музыкального критика назначит и тот будет хвалить всех кто говнопиаром занимается.
Наезд на режим — модный тренд, на этом пиарятся те (и музыканты, и критики), у кого есть сугубо творческие проблемы. Это намного проще, чем написать что-то слушабельное и читабельное.
А как раз я более чем уверена что Троицкий в музыке больше чем Третьяков в театре разбирается.))
Насчет модного тренда что ответить?!
Раз даже Вы так считаете, то пора Суркову чемоданы паковать и идти сдаваться в Британскую тюрягу, потому как не справился при всем бабле которое он на культурку и на зомбирование молодежи получает…
…буду с Вами поосторожней…
Ап: и никогда не берите в качестве критерия качества отношение к режиму, до чего скатился Троицкий, некогда хороший критик. Иначе придется записать в нехорошие всех советских певцов-музыкантов, кроме андерграунда, который во многом показал свою несостоятельность на свету. А в советской эстраде было вполне много хорошего и качественного.
2. плакаль… а если серьезно, то на вкус и цвет товарищей нет. Вам никто не запрещает слушать то, что нравится, хоть Кадышеву и Золотое кольцо, хоть еще кого. И Троицкого не любить тоже никто не запрещает. Даже издать указ по всему путенюгенту, запретив его считать музыкальным критиком никто не запрещает. Думаю, что он уж точно от этого не заплачет, как и те, для кого мнение и поведение Аркадия Кивовича вот уже много лет являются достойными уважения.
Еще и еще раз, если с первого раза не получилось: музыка бывает или хорошая, или нет. А еще — нравится, или нет. Если для Вас главный критерий — отношение музыканта к власти или участие в концертах, ею организованной — мне кажется этот критерий не очень правильным. И мне кажется грустным, когда МУЗЫКАЛЬНЫЙ критик начинает оценивать музыкантов не по тому, что и как они играют, а по тому, за красных они или за белых. Боюсь, новогазетный югенд не сильно отличается от путинюгенда (те, правда, скорее циники, чем фанатики, на которых больше похожи как раз люди с новогозатными штампами в голове). именно. Главное, чтобы свой вкус был, а не один сплошной цвет знамен. прекратите восхвалять режим!
И уж тем более смешно сидеть сейчас и отрицать, что Троицкий всегда был музыкальным критиком известным.
И до режима был и после него будет.
Его политические пристрастия нынешние говорят лишь о том, что мыслящая часть интеллигенции все больше и больше отворачивается от режима и никакое нефтебабло уже не помогает.
Кто там остался -то у вас? Михалков, Боярский… даже Бондарчук тут на днях оправдывался и открещивался.
Понимаю, что на безрыбье и старый бренд роковый поднять можно, тем более ребятки сейчас баблом и вниманием публики не особо избалованы. Но только вот тут Троицкий трижды прав: А новая музыка, которая, кстати, в последнее время поперла у нас в стране с необычайной силой, чиста от госзаказа и сияет, как затылок младенца. И ее я советую слушать, отгуляв поминки. ©
Кстати, Вы знаете о какой новой музыке он говорит? Слышали хотя бы ее, что бы вот так тут рассуждать якобы со знанием вопроса?
А так, вот был «Рок на Волге» в воскресенье. Ну были там старые рокеры отечественные, которых когда-то нахваливал тот же Троицкий. А когда вышли после них дедушки из Deep Purple — и все стало ясно, кто что умеет и что такое рок. Но вот незадача: этих-то тоже любит власть, только нынешний президент. Опять лояльность, куда ни кинь. Правда я их слушаю с 75-го, небось даже раньше его.
И — оставьте Вы эти затылки младенцев для их мам. Чем больше воплей про режим и подсчетов — эти за нас, эти против нас, тем больше ощущение идиотизма происходящего. мыслящей части интеллигенции давно пора сделать хоть что-то похожее на то, что в свое время сделала немыслящая интеллигенция, лояльная власти. Не «Тихий дон» или «Журавли». а хотя бы «Любовь и голуби» или «Старый клен», а?
Я понимаю, ррреволюционная борьба не оставляет места для творчества, уже и критикам на безрыбье приходится писать, ЗА (ПРОТИВ) кого музыканты, а не — как они поют.
Глупости это все, делом надо заниматься, пусть себе песни пишут — был себе Тальков, громил КПСС, а запомнились «Чистые пруды». И от Шевчука «Осень» запомнят, а не шумы его околорежимные. Элтон Джон так вообще пи… нетрадиционал, а музыка великая. «Быть можно дельным человеком…».
Правда, она вообще далеко не всегда горькая.
Vale.
Заговаривается, Тёма, по-моему. Впрочем, повторяю, мне его мнение не очень интересно, у меня своё собственное есть и мне оно гораздо ближе.
А Троицкий — не надо, это давно известный человек.