Мы нас похороним (любопытная статья по истории Компартии США)
©Вилен Люлечник
Сегодня мало кто вспоминает о Коммунистической партии Соединённых Штатов Америки, которая в значительной степени существовала за счёт средств, поступавших из Москвы, работала на Коминтерн — ВКП (б) — КПСС и почти прекратила свою деятельность с распадом Советского Союза. А ведь когда-то она была серьезной силой, строила планы строительства социализма в США, активно участвовала в политической жизни страны. К великому сожалению, публикаций по истории компартии США чрезвычайно мало. Наиболее значимыми из них являются исследования Александра Мишуловича «Заговорщики или Краткий курс истории компартии США», Н. В. Мостовца «Коммунистическая партия США в 80-е годы» (Американский ежегодник.1987), а также сборники документов «Секретная миссия Профинтерна в США в начале 30-х годов» и «К вопросу о финансировании компартии США Коминтерном», подготовленные к печати Н. В. Курковым (Американский ежегодник.1997г.). Значительный интерес для изучения проблемы представляет статья Льва Рожанского «Корм для голубей мира. Кто организует и оплачивает антивоенные демонстрации», опубликованная в альманахе «Панорама» №1139. Не оставил без внимания эту проблему американский историк Ричард Пайас в своей книге «Россия при большевиках». Упоминает об этой организации и другой американский профессор — Юрий Слёзкин в своей монографии «Эра Меркурия. Евреи в современном мире». На основе этих материалов и подготовлена публикация.
Создание организации
Деятельность компартии США изначально была направлена на изменение существовавшего в стране строя и непосредственно направлялась из Москвы. Вначале — через Коминтерн, а затем Международным отделом ЦК ВКП (б)-КПСС. Подробно об этом сообщает в своём исследовании Александр Мишулович. Работу этого автора можно прямо назвать уникальной, а приводимые им факты — поразительными. До сей поры исследования подобного рода мне не встречались.
Возникновение компартии в Америке непосредственно связано с Октябрьской революцией в России. Организаторами партии были участники событий в Петрограде, они не раз встречались с Лениным, Троцким, являлись свидетелями становления Советской власти. Джон Рид, Роберт Майнор, Чарльз Рутенберг — вот лишь некоторые из них. Но это наиболее крупные деятели. Известный американский историк Ричард Пайпс в своём исследовании «Россия при большевиках» (Москва.1997) отмечает, что особое место среди этой плеяды руководителей принадлежало Джону Риду — автору «Десяти дней, которые потрясли мир» — книги, более всех других побудившей иностранцев взглянуть на русскую революцию как на славное романтическое приключение. Иногда его называли «наивным попутчиком». Однако и он не остался равнодушным к дарам, предназначавшимся особенно «жадным». «Как недавно стало известно, — сообщает Пайпс, — 22 января 1920 года он получил из коминтерновской казны драгоценных металлов на сумму…$1000…». Деньги, по тем временам, солидные. Но и он начал разочаровываться в большевизме, о чем предпочитали всегда умалчивать. Во время поездки по Волге он увидел страшные картины разорения населения, доведённого до нищеты. Бедняга умер в 1920г. от тифа, полностью разочаровавшись к тому времени в русской революции. Но похоронили его, однако, у Кремлёвской стены в Москве.
Но не меньшую роль в становлении этой партии сыграли Биттельман Александр, член ЦК американской компартии. В течение нескольких лет он находился в Москве, а в 1930 году в качестве представителя Коминтерна выезжал в Индию, по возвращению в США некоторое время курировал латиноамериканский сектор.
Одним из лидеров компартии США был ответственный сотрудник Коминтерна Йозеф Погани, репрессированный в СССР в 1937г. Брауэдэр Эрл Рассел с 1930 по 1945г. г. занимал пост генерального секретаря КП США. Вэйстоун Вильям был одним из секретарей компартии. В 1929 году был откомандирован в Москву в качестве представителя партии при Коминтерне. Возвратился в США в 1931 году. Ловстон Джей был генсеком американской компартии в 1927-1929г. г. Но затем, как оппозиционер, был исключен из партии, перешёл на позиции антикоммунизма и играл видную роль в профсоюзном движении, занимая важные посты в руководстве АФТ-КПП.
Многие из отцов-основателей компартии учились в Москве, а некоторые генсеки даже похоронены у Кремлевской стены. Вначале в США существовали две подпольные компартии: Коммунистическая партия Америки и Коммунистическая рабочая партия, которую возглавил Джон Рид. В обеих партиях, сообщает А. Мишулович, состояло больше 30 тысяч человек, но только четыре тысячи говорили по-английски. Как ни грустно, замечает он, но большинство членов партии были в основном евреи. Затем, порешению Москвы, их объединили. По этому поводу Юрий Слёзкин сообщает: «В Соединённых Штатах того же периода евреи (в основном эмигранты из Восточной Европы) составляли от 40 до 50% членов Коммунистической партии и примерно такой же процент партийных вождей, журналистов, теоретиков и организаторов». Далее он отмечает, что участие евреев в радикальных движениях начала ХХ века аналогично их участию в бизнесе и в свободных профессиях. «Большинство радикалов не были евреями, и большинство евреев не были радикалами. Но доля радикалов среди евреев была в среднем намного выше, чем среди их нееврейских соседей», — отмечает Слёзкин.
Но вернёмся опять к Мишуловичу. В исследовании цитируемого автора приводятся биографии американских «вождей» — Чарлза Рутенберга, Эрла Браудэра, Джозефа Питерса (Гольдфарб-Бурштейн), Руди (он же — Рэймонд, Бэйкер, Блум и пр.) и других руководителей. В компартии США была и японская секция. К 1939 году в ней состояло уже 100 тысяч коммунистов. «Это была уже серьезная политическая сила, — отмечает Мишулович. — В 1934 году 8-й съезд КП США принял платформу, где главной задачей было превращение США в рабоче-крестьянскую республику. Платформа была спущена из Москвы…». Всего же, по данным цитируемого автора, через компартию США прошло около четверти миллиона человек. Как и Слёзкин, он подчёркивает, что на протяжении всей деятельности организации около половины её членов и четверть её руководства составляли евреи. Так что расхождение в цифрах у них небольшое. Но уже к 1989 году в Нью-Йорке среди полутора миллионов евреев только 300 были коммунистами.
Естественно, Мишулович сообщает крайне интересные сведения об участии коммунистов в разведывательной работе. Много, много разведданных получили в СССР от своих американских единомышленников, особенно в области ядерных технологий. И тем не менее преобразовать США в «рабоче-крестьянскую республику» коммунисты не сумели. Идея явно не была популярной среди подавляющей части населения. И на президентских выборах в стране, в которых участвовала компартия, она собрала небольшое количество голосов, хотя денег на эти выборы Москвой были выделены для того времени немалые.
И тем не менее КПА с первых дней своего существования определяла свою цель — борьба за социалистическое преобразование общества, ибо только социализм, по мнению коммунистов, может положить конец эксплуатации человека человеком и вместе с этим войнам, расизму и нищете. Даже в 80-е годы прошлого столетия, сообщает Н. В. Мостовец, в Уставе партии так и было записано: «…целью партии является построение социалистического общества. Иной цели у марксистско-ленинской партии не может быть».
Но действительность показывала, что цель эта явно смахивает на фантазию. Поэтому руководители компартии США начали подчеркивать, что социализм — это цель не сегодняшнего дня, это — дело будущего. Но бороться за её достижение необходимо уже сегодня. «И путь к её достижению лежит через борьбу за радикальные реформы, которые могут быть проведены лишь правительством, созданным народными массами в результате антимонополистической борьбы», — отмечал он. Нужно подчеркнуть, что даже в то время (80-е годы ХХ столетия), когда в Европе, да и в СССР всем уже было ясно, что учение марксизма-ленинизма явно не срабатывало, а программа построения коммунизма в Советском Союзе потерпела полный крах, руководители компартии США продолжали утверждать, что организация по-прежнему ведёт борьбу на основе этого учения. Мало того, руководители компартии Америки почти до самого последнего дня своего существования вели борьбу против «антимарксистских», «ревизионистских» концепций.
В начале 80-х годов прошлого столетия по решению Политбюро ЦК КП США был выпущен специальный номер журнала «Политикал афферс» со статьями под общим названием «Рабочий класс и классовая борьба в Соединенных Штатах». В статьях давалась критика различного рода ревизионистских концепций. «Главный тезис всех статей, — отмечает В. Мостовец, — гласит: «Весь рабочий класс находится в центре демократической, антимонополистической борьбы. Его союзники — чёрные и другие угнетённые народы, мелкие фермеры, мелкие бизнесмены, интеллигенция, женщины, молодежь. В этой борьбе, в рамках которой развёртывается и борьба за социализм, рабочий класс формируется как авангард. Об этом Ленин писал в работе «Государство и революция». И это печатали в то время, когда все уже понимали, что т. н. «лагерь социализма» дышит на ладан. Мало того, на ХХIII съезде Коммунистической партии США её генсек Гэс Холл утверждал: «Мы не должны допустить, чтобы так называемые «новые теории», например «теория сокращения численности рабочего класса», или «нового подкласса», или «нового среднего класса», или «падения влияния рабочего класса» и другие «новые теории классов», сбивали нас с толку, уводили в сторону или дезориентировали. Именно для этого они придуманы и внедряются…». А ведь это происходило уже в 1983 году. И даже в 1986 году Гэс Холл объявил об издании новой газеты партии — «Пиплз дейли ворлд» вместо двух издававшихся до сих пор газет — «Дейли ворлд» и «Пиплз ворлд». Новая газета, по мнению Холла, должна была стать подлинным рупором трудящихся, «не только отражающим положение в рядах рабочего класса, но и направляющим борьбу рабочего класса». С 1 июня 1986 года газета стала выходить одновременно на Западном и Восточном побережьях и в некоторых штатах.
Так действовала коммунистическая партия до последних дней. Однако значительной политической силой в стране на длительное время она так и не стала.
Финансировние деятельности КПА
Одной из задач Коминтерна являлась оказание финансовой поддержки компартиям, которые входили в Коминтерн на правах национальных секций. И компартия США на составляла в этом отношении исключения. Мишулович сообщает, что только с июля 1919 года по январь 1920г. американские «товарищи» получили драгоценностями 2 миллиона 700 тысяч рублей. Составитель сборника «К вопросу о финансировании компартии США Коминтерном» Н. В. Курков отмечает, что сейчас нет возможности определить, а какой степени Москва через Коминтерн удовлетворяла финансовые потребности компартии США. «По самым приблизительным оценкам «золото Коминтерна» в бюджете компартии США составляло 25-30%». Такие субсидии были весьма важными и существенными. Основные средства для её существования поступали из автономных источников (членские взносы, пожертвования, вклады состоятельных спонсоров и т. п.). «Из финансовых отчётов руководства компартии за 1923-1925г. г. ясно, что среднемесячной бюджет только центрального партаппарата, рассчитанный на покрытие расходов по его деятельности, функционированию составлял около $10 тысяч. Сумма по тем времена огромная.
Далее Н. В. Курков сообщает, что секретные валютные операции по финансированию компартии США осуществлялись по четырём основным каналам. Две линии связи Москва-Лондон-Нью-Йорк и Москва-Берлин-Нью-Йорк замыкались на нью-йоркском офисе коммерческой фирмы «Аламерико» Арманда Хаммера, имевшей филиалы в Москве, Лондоне и Берлине. Телеграфные переводы вручались представителю компартии Монессу. Функции главного посредника и координатора выполнял Юлиус Хаммер, отец Арманда, американский медик, коммунист, с 1923 года проживавший в Москве. Он был председателем правления «Аламерико». Доверенным лицом партии в Нью-Йорке являлся Д. Р. Бродский, юрисконсульт компартии, контролировавший конечные пункты третьей и четвертой линий связи — Москва-Лондон-Нью-Йорк, Москва-Стокгольм-Нью-Йорк. Не исключались и другие каналы. К примеру, центральная фигура среди американских коммунистов Луис Фрайна, сообщает Ричард Пайпс, признался, что получил в Москве $50,000 (громадная сумма по тем временам), из которых $20,000 передал английскому коммунисту Джону Мэрфи. Фрайна являлся редактором начавшего выходить в США в 1919 года журнала «The Revolutionary Age», где восхвалялись Ленин и Троцкий. Возможно, что именно та часть денег, оставшаяся у него, и была предназначена для этой цели.
Выделялись деньги Москвой и для участия американской компартии на президентских выборах. Так с февраля 1924 по 1 июня 1925 года на эти цели Москва выделила более $43,000. В декабре 1925 года Осип Пятницкий сообщал Ч. Э. Рутенбергу, что были выделены солидные средства для издания книг В. И. Ленина. Через компартию США деньги передавались и коммунистической партии Канады. С образованием «Мировой системы социализма» был создан общий фонд для оказания финансовой и иной помощи иностранным компартиям. С распадом Советского Союза и лагеря социализма американская компартия свела свою деятельность до минимума и сейчас в стране имеются разрозненные группы троцкистского, анархистского и иного толка, которые практически не оказывают никакого влияния на политическую жизнь страны.
Как единое целое компартия США перестала функционировать. Но есть возникшая давно и отдельно от компартии весьма интересная организация под названием марксистско-ленинская Всемирная рабочая партия — ВРП, которая за время своего существования поддерживала советские акции в Венгрии, Чехословакии, Афганистане. Сегодня она защищает террористов в Ираке, северо-корейский режим, принимает весьма активное участие ворганизации различного рода демонстраций в США. Есть ещё фракции, примыкающие к этой партии. ВРП — это крошечная группка. У неё нет тысяч членов, которые платили бы взносы, и профсоюзы она никакие не контролирует. Но с завидным постоянством в течение ряда лет её главари посещали Багдад, Пхеньян, Гавану. Видимо, «подпитка» может идти именно оттуда. Эти сведения нам сообщил Лев Рожанский. Из его рассуждений следует, что эта партия существовала ещё в период деятельности КПА, а сейчас пытается занять нишу, освободившуюся после краха компартии США. Но нет надежды, что она может превратиться в массовую партию. Народы на практике познали, что такое «рабоче-крестьянское государство». И желающих повторить этот опыт найти трудно.
Вот так закончилась история с Коммунистической партией Соединенных Штатов Америки.
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в: