Фотоальбом → Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь

Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь

Nilbix
лично#
Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь
Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь основан иноком Новгородского Варлаамо-Хутынского монастыря, игуменом Владимиром, на месте, именуемом с древних времён Белые Пески. Согласно легенде Сергий Радонежский, следовавший из Серпухова в Коломну водрузил здесь крест, и молвил: "Быть тут монастырю".

Вначале небольшая, Белопесоцкая обитель, воздвигнутая на стратегически важном южном рубеже русского государства, в дальнейшем, при покровительстве царей Ивана III и Василия III превращается в хорошо укреплённую крепость-форпост.

Первое каменное сооружение монастыря - Троицкий собор, датированный 1564 годом, а к 1578 г. почти все деревянные постройки стали каменными. К этому строительному периоду принадлежат Святые ворота с надвратной Никольской церковью.

Существующий собор св. Троицы выстроен в последней четверти XVII в., возможно с использованием фрагментов своего предшественника. Он представляет собой двусветный четверик на высоком подклете, с тремя апсидами, и охватывающей его по остальному периметру крытой галереей на аркадах. На гульбище ведёт лестница-всход, расположенная по центральной оси главного фасада. Увенчано здание пятиглавием, силуэт которого напомнил мне суздальские храмы (широко расставленные узкие барабаны и характерные луковичные главы с перехватом). В декорировании здания использованы следующие приёмы: угловые полуколонки; ложные полукружия закомар, в тимпанах которых резные раковины; наборный кирпичный карниз на консолях; окна в наличниках от "московского" барокко.

Остальные здания монастырского ансамбля разнятся по датам и стилистической направленности. Так, например, Сергиевская церковь принадлежит стилю классицизма, а Ивановская - ампиру.

История монастыря

Вся история существования Белопесоцкой обители служит примером того, как национальные твердыни силой Святого Духа укрепляют русский народ. Монастырь возводился одним из угодников Божьих - преподобным Владимиром Белопесоцким. Родом он был из ржевских бояр Тверского княжества, в иночество пострижен в новгородских пределах, в Хутынском монастыре. Примерно в 1470- 1471гг., преподобный пришел в окрестности Каширы, построил на Белых песках небольшую деревянную церковь и приступил к подвижническим трудам. Преподобный Владимир отстроил монастырь как мощную оборонную крепость (интересно, что монастырь за всю свою историю ни разу не был занят врагами - ни татарами, ни немцами). Игумен Владимир оставил по себе неизгладимую память, которой сподобляются истинные угодники Божии.

В ХVI-XVII веках монастырь продолжал строиться. Он оставался довольно крупным местным землевладельцем. В Белопесоцкий монастырь делали вклады и русские цари. Так, Иван Грозный с супругой подарил монастырю церковную утварь, Борис Годунов пожаловал две священнические ризы, которые теперь находятся в Историческом музее. В фондах музея числятся и некоторые монастырские иконы. Члены Дома Романовых жертвовали земли.

Подвигами и молитвами братии обитель просуществовала до начала XX столетия, когда на Россию накатилось лихолетье. Старшее поколение стало свидетелем страшных разрушений и гонений на Православную Церковь, взаимоистребления народа и поругания святынь. В 1924 году Белопесоцкий монастырь, как и тысячи других обителей, был закрыт. Братия репрессирована, церковные ценности разграблены.

Казалось, ничто не было способно противостоять попыткам стереть с лица земли Святую Церковь. Вместе с тем <сила Божья в немощи совершается>, и случилось так, что одна из святынь монастыря - чудотворная икона Божьей Матери <Утоли моя печали> осталась в стенах находящейся поблизости от монастыря Тихвинской церкви, служа утешением верующих сердец. Кто знает, сколько перед образом Царицы Небесной было пролито слез о спасении и возвращении благочестия и силы Русской земле!

В светлую седмицу 1993 года в стенах Белопесоцкой обители вслед за приветствием "Христос воскресе!" зазвучала иноческая молитва: "Пресвятая Троица, спаси нас!". Соединяя разорванную связь времен, восстанавливать и возрождать духовную жизнь обители начали первые насельницы монастыря, пришедшие сюда под руководством монахини Марии из коломенского Свято-Троицкого Ново-Голутвина женского монастыря. Силой благодати Святого Духа и трудом скромных женских рук се стер за пять лет возродилось здесь монашество.

В эти годы владыка Ювеналий произвел постриг новых инокинь из числа белопесоцких насельниц. Сегодня к ним прибавилось еще две инокини, восприемницей которых стала игумения Мария. Древняя обитель вновь зажила полнокровной монашеской жизнью.

Белопесоцкий монастырь - неотъемлемая часть московской земли, и велика его лепта в благое дело духовного становления новых поколений. Ибо на Русской земле всегда было свойственно строить храмы и обители не от избытка средств, а в моменты приношения Богу нашим народом плодов покаяния и веры.

Монастырь сегодня

В юбилейном году монастырь праздновал и скромную дату пятилетия своего возрождения как женской обители, свидетельствуя своим подвигом, что дело Божье совершается вопреки законам земного времени. В прежние века жизнь в монастырях организовывали духоносные старцы. Теперь же этот крест взяло в свои руки юное монашество, неся его <за послушание> и ревнуя в служении Христу. Крест же грядущих поколений будет неимоверно более тяжел среди изощренных соблазнов будущего мира. И дай Бог им сил и терпения на этом тернистом пути, чтобы их молитвенный огонь освещал им путь в предстоящих испытаниях судеб Отечества.

На территории монастыря сохранились
Троицкий собор
Сергиевская церковь
Келейный корпус
Трапезная
"Проломные ворота"
Святые ворота
Ивановская церковь
Службы XVII в
Башни XVII в
Ограда с башнями XIX в
Проезд

Ступинский р-н, пос. Белопесоцкое, на противоположном от Каширы берегу р. Оки. В Белопесоцком всё время следуйте по главной дороге, и она сама привёдёт Вас к обители.

Комментировать могут только зарегистрированные пользователи