Есть ли жизнь в глубинке?
Что, собственно, есть глубинка? Ласково-стыдливый синоним дыры или, по определению, ма-а-ленькая глубина? Скорей всего, первое.
Стыдно признаться, но я, как раз, житель этой самой глубинки. «А почему стыдно?» – спросите вы. А потому что различные СМИ, вольно или невольно, создают образ успешности. И с чем соотносят успех? Правильно: дом, работа, дача, машина… И все, конечно, в столице.
Уверена, что большинство граждан нашей страны глубинкой определяет нечто еще более отдаленное от Москвы, чем их родные края или то, что далеко от областного центра. Даже губернаторы в своих речах нет - нет, да проронят это словечко.
Лично я на судьбу зла не держу. Перебрав шесть поколений предков, я обнаружила, что в столицах кое-кто из пращуров жил, вернее служил… Мне же как-то не довелось. Да и не рвусь я в столицу.
Бывала - бывала, конечно, не раз. Суета, толкотня, ни пройти ни проехать. Ритм жизни убийственный – не оглянуться.
Все, кто устал метаться в плену неотложных дел, в паутине шумных безликих улиц пожалуйте к нам. Правда, за это надо платить. Нет, не долларами и не евро. Среднестатистический обитатель очень глубокой глубинки этих дензнаков в глаза и не видел. Честно-честно, не вру. Даже в райцентрах операции с валютой производят лишь банки.
Как-то слышала от знакомых, что стольник «зеленых» – обычная такса московских гаишников. Кто не знает – именно в эту сумму, вместилась средняя пенсия пожилых обывателей глубинок. Кто они, эти старики и бабульки? Призраки эпохи развитого социализма? Отжали и выкинули, словно мусор...
Чем же еще «славится» жизнь в глубинке? Печками! Невероятно, но факт: в стране, что производит супер-пупер оружие и отправляет туристов в космос, треть населения обогревается печками! О, я живала в домике с русской печкой! Не самой большой, но достаточной, чтобы выпечь в ней хлеб, стомить щи и устроить сверху лежанку. Как мой сынишка любил там играть!
Все хорошо, но печи надо кормить. Тьфу ты – топить. Перво-наперво, просим вас в лес. Не забудьте про «дружбу» и потеплее оденьтесь: зима ведь, мороз. Все – напилили. Грузите чурки в машину. Ручками, ручками! Так же, порой, разгружать. А теперь черед колуна. Раскололи? Прекрасно! Перевозим и складываем в поленицы. И так несколько раз. Чем вам не фитнес и бодибилдинг?
Стойте, куда же вы? А дворик от снега очистить? А вскопать по весне огород? И, зачастую, отнюдь не шесть соток. Где ж ты, Анталия, с морем и пляжами…Плавки, купальники натянули и марш на грядки. Полоть. Как потопаете – так и полопаете, ведь день зимушку бережет!
Ну а если в хозяйстве водится живность – гарантирую: не соскучитесь!
Ах, сено! Ароматное мягкое…пока заготовишь не семь, а сорок потов сойдет! Не сомневайтесь, живут в деревнях еще те, кто вкалывает на покосах с косою и граблями. И это в космический век!
Ну ладно, коровка наша сыта. Можно доить. Поправлюсь: не можно, а нужно! Два, а то и три раза. В день. И никаких заболел, проспал и забыл. Никаких выходных, отпусков или праздников. Беда – нету краника у коров – перекрыть молоко хотя бы на время…
К счастью, с курами, свиньями, овцами проще: их ведь не доят. Кормить хорошенько, да убирать навоз.
После трудов праведных самое время помыться. Неловко сказать, но с сантехникой в деревнях это…туго. Но вы забыли про бани! Одна лишь проблемка – воды натаскать, да печь затопить. Да час – другой подождать. А пока поглядим телевизор, почитаем газетку: как живут люди в столице, да не рухнул ли доллар.
Извиняйте, с культурным досугом в глубинке как с той же сантехникой…Кино в сельских клубах крутили только в Советском Союзе. Сейчас же, если клуб еще не прикрыли, здесь ведутся кружки, кое-где собирается хор, и даже ставят спектакли. Из заезжих актеров чаще других – циркачи. Перед каждыми выборами привозят артистов с академическим репертуаром: развлекайтесь, власть про вас помнит… Ах да! Я упустила танцы. То бишь дискотеки. Нет, о танцах не будем, не будем…
До сих пор в некоторых местах телевидение транслирует всего три программы, кое-где не работает сотовая связь, компьютер для многих диковинка. Часто, если он есть, в интернет не выходят – дорого. Мечта любой женщины – стирающий автомат – бесполезен в отсутствии водопровода. Почту по деревням развозят не каждый день.
А дороги? Дороги – это отдельная песня. Они как бы есть, но фактически – нет. Как тот пациент, что ни жив и ни мертв.
Я родилась на севере, в заполярье. Главный транспорт там – самолет. С приходом весны открывается навигация. Лет двадцать назад самолеты летали с частотой электрички. Боже, на чем только я не летала: вертолеты, ЯК-40, АН -24, АН-2 , ИЛ-14 с квадратными иллюминаторами. Топливо без конца дорожает и, как ни печально, летать самолетами стало накладно. Количество рейсов урезали до одного-двух раз в неделю. Улетите, если позволит карман и погода. Особенно худо, если спешите на похороны…
Продолжить? Лучше не надо. Боюсь, читатель решит, что так жить невозможно. Да, признаю, тяга к комфорту у человека в крови. Если б не это, мы бы застряли в каменном веке. К тому же, о вкусах не спорят. Кто-то сникает, теряется в душной толпе, кто-то сходит с ума в безлюдье диких просторов.
Но, согласитесь, у жизни в глубинке есть свои прелести. В первую очередь – это, конечно, природа.
Особенно там, где раздолье тайги, щедрость чистейших рек, дурман свежего воздуха.
А как давно вы видели горизонт – манящий предел, где земля иль вода встречаются с небом? Небо…Много ль над вами неба? А сколько над вами звезд? А сугробы вокруг – белейшего снега?
Знаете вы, как растет на болотах клюква, как бьют шишку и собирают пудами грибы и, как грустно в хрупкой ночной тишине поют провода на морозе?
Сурова в глубинке природа, но и щедра.
А чем же богаты в провинции люди? Точно не долларами и не евро. Надеюсь, меня поддержат: люди здесь и отзывчивей и добрее. И доверчивы, словно дети. Где еще дают в долг под честное слово; скидываются на строительство храма или лечение ребенка; не проходят мимо упавшего человека; не оставят на пустынной дороге одинокого пешехода?
И нигде так, как там, не боятся молвы и позора. И, воспитывая детей, говорят: «Стыдоба! Что подумают люди!» Правда, смотришь новости, листаешь газеты и невольно приходишь к выводу, что вдали от «царей» народ к боженьке ближе.
Кстати, заметили, чем глуше края, тем спокойней родителям. Ведь там всё на виду и хорошее и плохое.
Без сомнения, дети в глубинке не так образованны, как их столичные сверстники. Но ведь образование – это всего лишь инструмент для развития и «полировки» того, чем наградила природа. Кто виноват, что качество инструмента в центре и на окраинах так сильно рознится?
А при Сталине в деревенских школах преподавали даже профессора. Естественно, что попадали они туда не по собственному желанию. Тема для размышления. К слову.
В том, что глубинка богата талантами, легко убедиться. Просто вспомните, откуда родом российские знаменитости. Взять хотя бы артистов. Навскидку: Смоктуновский. Ульянов, Филатов…
Увы, неустроенный быт, недоступность достижений науки и культуры, то в чем нуждается любой человек, не позволяют надеяться, что глубинку перестанут называть дырой.
Когда слышу презрительное: серость, деревня, дыра – мне стыдно. Не за себя. За державу. И, как сказал герой Луспекаева во всеми любимом фильме – обидно.
Мир стремительно развивается, но сладкие плоды цивилизации глубинка пробует последней.
Инесса Сизых
3.129.70.138
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в:
Да взаимно я тебя понимаю все было Вот скоро поеду в Смоленск сделаю фотки что и как щас живет там народ,потом куда нибудь их скину! Но только еще не знаю?
Есть жизнь в глубинке, только не такая она как в мегаполисе, другие там ценности.
Где этот безумно красивый берег?
Где?
(хоть кино по книге
Национальный Природный Парк " Ленские Столбы " был образован в феврале 1995 г. по Указу Президента Республики Саха (ЯкутияЯкутия) М.Е. Николаева. Парк является природоохранным учреждением республиканского значения и находится в ведении Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия).
шен, а что дальше-глубже, как там и что - это дело десятое. Помню, впервые деревню я
увидела лет в 16-17, привезли на недельку познакомиться с дальними родственникам по
линии погибшего в ВОВ отца. Оренбуржье. До сих пор осталось ощущение - картина маслом в реальности! Всё игрушечно маленькое, яркое и чистое и люди другие - добрые, светлые, неторопливо-размеренные. Это было летом. Узнала, как дается народу ХЛЕБ!Забавно было видеть на грядках растущие овощи, живые, сочные - рыночные по-другому выглядят и не пахнут ничем. А тут!! Звезды ярче, воздух слаще, души чище, красОты .....
Ну а потом судьба распорядилась так, что местом проведения летних отпусков всей
семьей стала деревня под Ленинградом (родина мужа), и когда я увидела, что в 160 км
от колыбели революции, спустя 50 с лишним лет в районах и деревнях нет ни света, ни
радио, ни дорог - тут-то и сошла пелена с моих глаз, что мы к 1980 году будем жить при
коммунизме. Блеф этот весь и по сей день остался блефом - деревня ни на грамм не по-
меняла свой уклад, как руки у власти туда никогда не доходили, так и не дойдут. Как оттуда люди бежали в город на заработки и за лучшей жизнью, так и бегут сейчас (только город сейчас стал жестОк), хотя пришла другая жизнь, другие правила, другие лозунги. Одна отрада - свет в районе есть, кое-где телефон и кое-какие огрызки от цивилизации. А отдаленные деревни вымерли. Заросла в рост человека травой и деревня Красная Вишерка - родовое гнездо с 1813 года, погост облагораживают потомки, кому близки и небезразличны корни, в летнее время по бездорожью преодолевая расстояние от райцентра на внедорожниках. А люди в тех краях как были добры и беззащитны, так и остались. Автору Инессе Сизых респект. Только вот на втором фото лайнер как-то так
интересно подгреб к берегу без причала
интересно подгреб к берегу без причала
вы, городские, ваще жизни не знаете. а именно так эти суда и подгребают к берегу. иногда даже на мель немного брюхом залазят. на носу трап у них еще есть. опускают. и посажиры по нему чоп-чоп на берег. в каждой деревушке, что вдоль рек стоят, причал не построишь. а такие кораблики там (ну не такие конечно, а поменьше - две палубы), что твоя электричка, единственный вид пассажирского тарнспорта. люди на них и в гости , и на работу. а моряки там - выпускники местных техникумов речного судоходства. самая шпана, почему то в этих техникумах всегда собиралась.
интересно подгреб к берегу без причала
вы, городские, ваще жизни не знаете
Ну где нам, пскопским да московским, не гребли - не плавали с берега махали.
. а именно так эти суда и подгребают к берегу. иногда даже на мель немного брюхом залазят. на носу трап у них еще есть. опускают. и посажиры по нему чоп-чоп на берег. в каждой деревушке, что вдоль рек стоят, причал не построишь.
Дык там и лодчонки веслом от берега отталкивают.
а такие кораблики там
Вот и я про тоже, что там такие не подгребут без мостика.
(ну не такие конечно, а поменьше - две палубы), что твоя электричка, единственный вид пассажирского тарнспорта. люди на них и в гости , и на работу.
А твоя электричка прямо до Эмиратов ходит?
а моряки там - выпускники местных техникумов речного судоходства. самая шпана, почему то в этих техникумах всегда собиралась.
И не только там, моряки гулять всезде умеют - ничто человеческое им не чуждо
меняла свой уклад, как руки у власти туда никогда не доходили, так и не дойдут. Как оттуда люди бежали в город на заработки и за лучшей жизнью, так и бегут сейчас (только город сейчас стал жестОк), хотя пришла другая жизнь, другие правила, другие лозунги.
Ошибаетесь, деревня изменилась!!! Кто не ленится, на огороде на жизнь зарабатывает. В основном все на машинах уже ездят. Да и что такое сотовый телефон тоже знают, потому как у многих есть. Бегут конечно... В райцентры тянутся. А что такое рай-центр знаете? Это тоже деревня, только там ещё и дома квартирного типа имеются. А так всё тоже самое, частные дома, огороды и т.д.