Заметки обывателя. На школьные нужды
На днях с женой были в компании, и рано или поздно разговор зашел о школе. Присутствие двух педагогов – весомый аргумент для такого разговора. Посудачили о достоинствах и недостатках местных школ, «перемыли косточки» ЕГЭ. А потом, как водится, перешли к финансовой стороне школьных проблем. Май месяц - не только финиш учебного года, но и подготовка к началу ремонтных работ в школе...
В частности затронули тему ремонта кабинетов силами родителей, а точнее их денежными возможностями. Придется, мол, скоро скидываться на ремонт, но не каждая семья может поучаствовать – мать-одиночка, кризис и т.д. Но вывод из сказанного показался мне парадоксальным и удивительным. Надо напрячься и изыскать деньги на ремонт, в противном случае учителя будут плохо относиться к ребенку, чьи родители не сдали деньги. В этом коротком разговоре пересеклись две глобальные проблемы – экономика и мораль.
Экономика – повсеместный и упорядоченный сбор денег с родителей на нужды школы. Сегодня имеется в достаточном количестве нормативных документов, чтобы сделать эти сборы практически абсолютно законными, тем более, что инициаторами финансовой помощи зачастую выступают сами родители.
Нет ничего зазорного в том, что родители помогают школе, но только при условии, что эта помощь носит разовый, эпизодический и абсолютно добровольный характер (подарок школе от выпускников или первоклассников, помощь в чрезвычайных ситуациях). Но, когда сбор денежных средств с помощью родительских комитетов, попечительских и управляющих и прочих советов (хорошо, что хотя бы формально учителя отделены от этих денег) поставлен на поток, это уже система, и система, на мой взгляд, порочная.
Денежные сборы на нужды школы развращают и педагогов (от директора до учителя), и родителей. Речь, естественно, идет исключительно о школах, которые находятся на полном государственном обеспечении (справедливости ради, стоит отметить, что в докризисное время государство сделало немало для укрепления материально-технической базы школ). Педагогам, зачем напрягаться, чтобы требовать все необходимое для учебного процесса от начальства или учредителей, проще кинуть клич среди родителей - помогите. Причем нередко на родительские деньги приобретаются вещи, которыми школа по определению должна снабжаться государственными структурами. В данном случае речь идет о различных канцелярских товарах и школьном оборудовании.
Действительно, проще напрячь (наклонить) родителей, чем портить отношения с начальством, требуя положенное. Было бы странным, если бы учителя к такому школьному образу жизни не привыкли. Родительская помощь перестала восприниматься как благотворительность, как подарок, а превратилась в важный структурный элемент, без которого жизнь школы трудно представить. Кстати, всевозможные подношения учителям на различные праздники давно уже не воспринимаются как подарок, а считается обязательным ритуалом для родителей, в котором очень мало искренности и много наивно-циничного расчета. Учителя же по вполне понятным причинам обижаются, если этот ритуал не соблюдается или соблюдается, но в каком-то усеченном варианте. Да, конечно, уровень среднестатистического учителя оставляет желать лучшего, но других просто нету.
Было бы абсолютно неправильно обвинять в сложившейся ситуации школу – мол, учителя такие хапуги, все время что-то требуют. Не меньшая часть вины, а, может быть, и большая лежит на тех, кто несет деньги в школу. И вот здесь мы подходим к той проблеме, которую я чуть ранее обозначил как моральную. Схематично (в жизни все гораздо сложней и запутаннее) можно выделить три причины, по которым родители несут деньги в школьную казну.
1. Искреннее желание помочь школе.
2. Банально откупиться, переложив основные хлопоты за своего ребенка на школу.
3. Заработать для своего ребенка преференции, особое отношение или, напротив, не допустить, чтобы к нему (ребенку) ухудшилось учительское отношение из-за несданных денег.
Постоянно приходится слышать анонимное родительское недовольство на те или иные школьные проблемы. Но, как только предлагаешь снять флер анонимности и озвучить свое недовольство, то тут же слышишь: «Да, ты, что! Это отразится на моем ребенке (поставят «двойку», в угол и т.д.)».
Для меня такая родительская позиция аморальна по многим причинам. Во-первых, если мама-бабушка убеждены, что из-за несданных денег у ребенка могут возникнуть проблемы, то такую школу нужно за километр обходить стороной. Хотя я за более чем двадцатилетнюю работу с предвзятым отношением практически не сталкивался. Отвечая за себя, замечу, что, если с кем-то из родителей возникали конфликтные ситуация, то ребенок в таких случаях получал режим наибольшего благоприятствования (повышенное внимание, даже некоторых в случаях завышение оценок). Так делал я сам, такого же требовал от своих учителей. Не должно быть и тени подозрения на то, что школа может воспользоваться правом сильного для сведения счетов.
Во-вторых, грош цена родителям, которые не могут защитить своего ребенка, если подобная ситуация имела место. Вновь сошлюсь на свой опыт, теперь уже отцовский. У старшей дочери за десять лет в школе был один раз (пошел ради любопытства и по просьбе дочери), у младшей за те же годы два раза. У младшей дочери был как раз по причине неадекватной реакции учителей и администрации на ее дисциплинарные нарушения.
Итог этих двух визитов прост и незатейлив. Учительница, вызвавшая меня в школу, осознала, что прежде чем что-то требовать с ребенка, надо начать с себя (не опаздывать на уроки, не использовать урочное время не по назначению, не считать чтения учебника изучением нового материала и т.д.). Итог второго визита – письменное извинение начальника управления образования за действия школьной администрации – так я познакомился с Гильдой Александровной Ботт. Наверное, учителя моей дочери, мягко говоря, меня не жаловали, но в то же время четко усвоили урок, что я своего ребенка в обиду не дам. Но, тем не менее, деньги на школьные нужды сдавал исправно.
18.188.227.192
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в:
зря вы так...я ведь не обманула тут ни в чем а просто сказала как все было на самом деле...если вам это было неприятно услышать я ИЗВИНЯЮСЬ ЛИЧНО ПЕРЕД ВАМИ ЕСЛИ ОБИДЕЛА ВАС!! А в остальном я сказала правду пусть неприятную но правду то что я слышала и видела за год пока мой сын учился в первом классе..я чаще вас бываю в школе и общаюсь со всеми родителями а не только с бабушкой Марии и с родительским комитетом. И если в общем поговорить со всеми то создается впечатление что довольных то родителей в нашем классе можно по пльцам посчитать а в основном мало кого все устраивает просто все молчат или вообще не ходят на собрания дабы не слушать ничего..Всего Вам доброго и Удачи.
Осторожнее с ионизаторами! Среди них попадаются вредные для здоровья. Так, "Супер-Плюс" кроме потока электронов создает сильное электромагнитное излучение в диапазоне десятков кГц. Около такого ионизатора радиометр с диапазоном 255 мкР/ч зашкаливает, а лампа дневного света светится.