Храбрых сынов… чужих
Есть слова-штампы, с помощью которых мир незамысловато делится на своих и чужих.
Свои — разведчики. Чужие — шпионы.
Свои — пламенные революционеры. Чужие — террористы.
Свои — партизаны. Чужие — бандиты.
Свои — освободители. Чужие — захватчики, оккупанты.
Часть этих идеологических клише ушли в прошлое вместе с Советским Союзом. Ушли, но не все.
Несколько лет назад маршал Язов высказал свое недоумение и возмущение тем обстоятельством, что 22 июня, день памяти и скорби распространяется на погибших немцев. Как можно скорбеть по фашистам, напавшим на нашу Родину? Примерно так вопрошал маршал. Привычная логика, знакомая с далеких школьных годов.
Только с годами пришло понимание банальной, в общем-то, вещи — воинский долг и смерть уравняли советского и немецкого солдата. Скажу еще одну банальность. Ответственность за войну несут политики и высшие военные чины. Солдаты — только исполнители их воли. Советский солдат, нарушивший присягу и перешедший на сторону врага, дезертир и предатель. Немецкий солдат, совершивший те же действия тоже дезертир и предатель. При нарушении воинской присяги — мотивы вторичны — идейные соображения (антифашист, антисталинист) или трусость. Факт — дезертир и предатель.
Гибель сына на войне — одинаково глубокое горе для советской и немецкой матери. Слабое утешение для обеих — «пал смертью храбрых».
Да, немецкий солдат — фашист, оккупант. Но он и не мог быть другим. Во все времена нарушение воинской присяги считалось тягчайшим преступлением. Выбора не было. Как не было его у советских солдат в 1956 году в Венгрии, в 1968 году в Чехословакии, в 1979 году в Афганистане. Приказ командира — закон для солдата.
Именно поэтому 22 июня день памяти и скорби по всем погибшим в той войне. День, в который лучше помолчать, а не устраивать пиар-пляски на костях с походами к посольствам бывших советских республик и тостами «за всех, кто 22 июня 1941 года огнем встретил гитлеровскую мразь». Эти — «наши», а эти — предатели.
Это не только гнусно, но и невеликодушно. Тем более, что пример великодушия у нас перед глазами.
На Бородинском поле стоит памятник всем погибшим в этой битве (именно всем), на одной из восьми граней которого золотом выбито: «Европа оплакала падение храбрых сынов своих на полях Бородинских».
На открытии памятника присутствовали участники той войны, вдовы, матери, потерявшие своих сыновей. Прошло всего чуть более четверти века с момента тех событий. Но вместо ненависти и ожесточения к поверженному врагу слова уважения и великодушия — «храбрые сыны».
В 1932 году памятник был разрушен, а металлические части сданы на металлолом. Знаковый штрих того времени. Времени, с которым мы до сих пор никак не можем распроститься.
Прощание со сталинизмом не только в разоблачении и предании гласности преступлений тех лет, но и в умении увидеть во врагах «храбрых сынов» … чужих.
18.224.56.127
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в:
В соседней теме Колумбиец привёл прекрасное стихотворение Константина Симонова. Скопирую я его сюда:
Если дорог тебе твой дом,
Где ты русским выкормлен был,
Под бревенчатым потолком,
Где ты, в люльке качаясь, плыл;
Если дороги в доме том
Тебе стены, печь и углы,
Дедом, прадедом и отцом
В нем исхоженные полы;
Если мил тебе бедный сад
С майским цветом, с жужжаньем пчел
И под липой сто лет назад
В землю вкопанный дедом стол;
Если ты не хочешь, чтоб пол
В твоем доме немец топтал,
Чтоб он сел за дедовский стол
И деревья в саду сломал…
Если мать тебе дорога -
Тебя выкормившая грудь,
Где давно уже нет молока,
Только можно щекой прильнуть;
Если вынести нету сил,
Чтоб немец, ее застав,
По щекам морщинистым бил,
Косы на руку намотав;
Чтобы те же руки ее,
Что несли тебя в колыбель,
Немцу мыли его белье
И стелили ему постель…
Если ты отца не забыл,
Что качал тебя на руках,
Что хорошим солдатом был
И пропал в карпатских снегах,
Что погиб за Волгу, за Дон,
За отчизны твоей судьбу;
Если ты не хочешь, чтоб он
Перевертывался в гробу,
Чтоб солдатский портрет в крестах
Немец взял и на пол сорвал
И у матери на глазах
На лицо ему наступал…
Если жаль тебе, что б старик,
Старый школьный учитель твой,
Перед школой в петле поник
Гордой старческой головой,
Что б за все, что он воспитал
И в друзьях твоих и в тебе,
Немец руки ему сломал,
И повесил бы на столбе…
Если ты не хочешь отдать
Ту, с которой вдвоем ходил,
Ту, что долго поцеловать
Ты не смел,- так ее любил,-
Чтобы немцы ее живьем
Взяли силой, зажав в углу,
И распяли ее втроем,
Обнаженную, на полу;
Чтоб досталось трем этим псам,
В стонах, в ненависти, в крови,
Все, что свято берег ты сам,
Всею силой мужской любви…
Если ты не хочешь отдать
Немцу, с черным его ружьем,
Дом, где жил ты, жену и мать,
Все, что родиной мы зовем,-
Знай: никто ее не спасет,
Если ты ее не спасешь;
Знай: никто его не убьет,
Если ты его не убьешь.
И пока его не убил,
То молчи о своей любви,
Край, где рос ты, и дом, где жил,
Своей родиной не зови.
Если немца убил твой брат,
Если немца убил сосед,-
Это брат и сосед твой мстят,
А тебе оправданья нет.
За чужой спиной не сидят,
Из чужой винтовки не мстят.
Если немца убил твой брат,-
Это он, а не ты солдат.
Так убей же немца, чтоб он,
А не ты на земле лежал,
Не в твоем дому чтобы стон,
А в его по мертвым стоял.
Так хотел он, его вина,-
Пусть горит его дом, а не твой,
И пускай не твоя жена,
А его пусть будет вдовой.
Пусть исплачется не твоя,
А его родившая мать,
Не твоя, а его семья
Понапрасну пусть будет ждать.
Так убей же хоть одного!
Так убей же его скорей!
Сколько раз увидишь его,
Столько раз его и убей!
К. М. Симонов
Стихи — частное мнение одного поэта, есть десятки других поэтических частных мнений. Имеются и прозаические. В частности, о людях с людоедской логикой:
«Начавши борьбу за создание нового человека, советское общество
несколько сбилось с ориентира и с тропы, где назначено ходить существу с человеческим обликом, сокращая путь, свернуло туда, где паслась скотина.»
1912 год — открытие мемориального комплекса.
К чему было это отступление и обращение внимания на поведенческие мотивы? А к тому, что было бы несправедливо производить глубокомысленные изыскания работая лишь со следствием вида «солдат, получивший и исполнивший приказ». Надо смотреть, кто этот солдат, какого он возраста, что побудило его вступить в ряды воинов, какие альтернативы существовали в его стране (крае, городе, поселении) на момент поступления на службу, какая экономическая и социальная обстановка там сложилась в этот момент и т. д. и т. п.
Например, если рассмотреть какими мотивами руководствуются сейчас граждане и не граждане (гражданство они получают при отправке на миссии, за пределами США) при поступлении в вооружённые силы США, то картина будет весьма любопытной.
В отношении Германии 30-40 годов двадцатого века, специально вопрос не исследовал, но отрывочные данные подтверждают далеко не бескорыстные стремления людей, поступавших на службу в армию Третьего рейха. Справедливости ради стоит отметить, что во время «марша на восток» Третьей империи понадобились все возможные людские ресурсы, и в ряды армии были призваны и те, кто не очень то и желал на войну. Но на тот момент отказы уже «не принимались»: альтернативой могла стать тюрьма и трудовая повинность. С другой стороны, это же не марсиане, а сами немцы позволили встать во главе страны таким силам.
Так что вопрос, могли ли немецкие солдаты не быть солдатами, далеко не так однозначен. Точно так же, как и вопрос комплектования сегодняшней армии США, как армии — деятельность которой развёрнута за пределами своей страны.
Могу ещё привести пример из семейных воспоминаний: наша семья 8 месяцев жила на территории, оккупированной немцами. Бабушка до конца своих дней вспоминала, какие это были культурные, весёлые, приветливые люди. Особенно часто вспоминала она одного из них: всё время шутил, поболтать любил. А она к нему была настроена довольно-таки недоброжелательно. И вот однажды в раздражении выпалила: «Чего веселишься, забыл, как от Москвы без штанов убегал? Скоро и отсюда вас попрут». Сказала-и сама испугалась. А он даже огорчился: «Зачем ты так, что я тебе сделал? Ты думаешь, мне очень хочется тут с вами сидеть? У меня в Германии жена, двое детей. Я работал на заводе. Так вот призвали в армию и сюда пригнали. Гитлер со Сталиным поссорились, а я-то при чём?».
Те же, кто вторглись на нашу землю, воевали умело и эффективно.
Вывод, полагаю, сделать несложно.
P.S. Кстати, пропагандистский приём с «бабушкой», он очень не эффективен. Подсказать, почему?
Фото листовок — из живого журнала пользователя
Мы шли с концерта с ним, усталым,
Обнявшись как солдат с солдатом,
По тем разрушенным кварталам,
Где я шёл в мае сорок пятом.
Я с этим немцем шёл, как с братом,
Шёл длинным каменным кладбищем,
Недавно взятым и проклятым,
Сегодня — просто пепелищем.
И я скорбел с ним, с немцем этим,
Что в тюрьмы загнан и поборот,
Давно когда-то, в тридцать третьем
Он не сумел спасти свой город.
Это окончание, посвящено
Процитированное же стихотворение, оно приведено, чтобы подчеркнуть смысловое различие между понятиями о том, кто на самом деле напал на нашу страну.
То, что в Германии были немцы, которые сопротивлялись приходу к власти национал-социалистов и проиграли, лишь в очередной раз напоминает о необходимости изучения и анализа всевозможных исторических событий. На сегодняшний день, благодаря сетевым технологиям, такую возможность получили многие из сограждан, а также огромное число здравомыслящих людей по всему земному шару.
На текущий момент сограждан, интересующихся такими вопросами, всё ещё крайне недостаточно. Результат нагляден, достаточно лишь открыть окно, дверь, включить телевизор или зайти в сеть.
И, полагаю, не ошибусь, если озвучу то, что при прочтении стихотворения «Если дорог тебе твой дом», многие русские мысленно заменили слово «немец» на другое…
P.S. А Гитлера то, пожалуй, на основании приведённой листовки, могут признать «русским экстремистом» Куда смотрит управление «Э» и подчинённые Рамзана Кадырова,