ЖКХ в Подмосковье: плюрализм мнений или назад в СССР?
В Одинцовском районе развивается конфликт в ЖКХ между администрацией и управляющими компаниями (УК). В ОАО «СЭУ «Трансинжстрой» (ТИС) посчитали, что Минстрой РФ полностью подтвердил законность действий компании, которая отказалась передать жилфонд временной УК.
Борьба за бизнес на законных основаниях
ОАО «СЭУ Трансинжстрой» в срок до 1 апреля, как положено по федеральному закону №255 (Изменение в ЖК РФ о лицензировании УК), передала свои документы в комиссию по лицензированию. Однако лицензию к 1 мая не получила. Компания вновь подала документы в комиссию и продолжила работать с жилфондом, отказавшись передавать дома МУП «УЖХ», которое временно назначили городские депутаты. Также поступили ЗАО «Дом-Сервис» и ООО «Новая Трехгорка».
Обе стороны конфликта, УК и органы местного самоуправления, руководствовались в своих действиях одними и теми же нормативными актами — ст.161 и 162 Жилищного кодекса РФ и №255-ФЗ. Российское законодательство, как оказалось, дает и тем, и другим широкое толкование.
Администрация района распространила информацию о том, что платежки ТИСа недействительные, так как с 1 мая Управляющие компании без лицензии по 255-ФЗ не имеют право работать ни при каких обстоятельствах. Об этом говорили и замруководителя администрации Одинцовского района по вопросам ЖКХ Дмитрий ОЛЬХОВИК, и и. о. замруководителя городской администрации Юрий СУСАЛЕВ.
Сама УК утверждает, что она работает в рамках 255 закона и 200 статьи Жилищного кодекса, по которой ее деятельность возможна без лицензии и после 1 мая. В ТИС «ОИ» пояснили, что они просто обязаны не оставлять свои дома, ведь собственники не разорвали с ними договоры. Продолжать обслуживать жилфонд ТИС обязан до дня назначения новой УК, выбранной общим собранием собственников или отобранной по результатам открытого конкурса.
— На собрании у Андрея ЧИБИСА (замминистра Минстроя РФ — прим. «ОИ») нам объяснили, что те УК, которые остались работать, работают по 200 статье. По ней остаться в домах — наша прямая обязанность. Есть и заключение юриста «Института экономики города» Дмитрия ГОРДЕЕВА, что преференции временно назначенным УК незаконны, — рассказала «ОИ» директор ОАО «СЭУ Трансинжстрой» Любовь МАРТЫНОВА.
Портал «ОИ», в свою очередь, обратился в Госжилинспекцию Московской области, чтобы узнать позицию контролирующего органа по неразберихе в трактовках нормативных актов. ГЖИ полностью поддержала органы местного самоуправления. «После 1 мая 2015 года осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии не допускается», — ответили в ГЖИ.
Кроме того, в инспекции пояснили, что все права на определение преференций временным УК в домах, где УК лишились лицензий, после 1 мая у органа местного самоуправления есть. Основанием для такого права является «федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которому муниципальные преференции предоставляются на основании правовых актов органов местного самоуправления. В настоящее время ими являются решения Советов депутатов конкретного поселения, муниципального района или городского округа», — рассказали «ОИ» в Госжилинспекции.
Минстрой РФ разъяснил: оба раза по-разному
Для разрешения конфликта стороны обратились в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. 24 апреля от Минстроя пришел ответ администрации за подписью и. о. директора департамента ЖКХ Олеси ЛЕЩЕНКО, где было указано, что органы местного самоуправления имеют право назначать временные жилищные организации в тех домах, где УК перестала осуществлять управление многоквартирным домом. В этом случае Минстрой дает в качестве одного из вариантов, дабы исключить ситуацию «дом без управления», — назначение временной УК. Данная мера основана на упомянутом ГЖИ №135-ФЗ «О защите конкуренции».
В администрациях города Одинцово и района посчитали, что раз на 1 мая у ТИСа и других (почти трети районных УК) нет лицензии, значит, «час икс» настал, дома остались «без управления». Поэтому следует включать режим ЧС и действовать по порядку, одобренному Минстроем.
В ТИСе посчитали по-другому: отсутствие лицензии на 1 мая не дает оснований для отстранения от управления домом. Ведь собственники не расторгали своих договоров с компанией, а значит, дома не остались без управления.
Руководство ТИС направило вопрос в Минстрой РФ, каков же порядок действий УК после отказа в предоставлении лицензии, чтобы удостовериться, что они действуют в рамках закона. 24 июня из министерства пришел ответ, подписанный все той же Олесей Лещенко, что и разъяснения от 24 апреля.
Минстрой теперь разъяснил, что если в срок до 1 апреля УК не подала документы на получение лицензии, то орган местного самоуправления должен инициировать в доме общее собрание собственников по выбору способа управления, а также если жители проголосовали за то, чтобы в их доме управляла жилищная организация. Только после этого назначить открытый конкурс по отбору компании. И главное — Жилищный кодекс обязывает УК «продолжать управление домом после аннулирования лицензии вплоть до реализации нового способа управления домом».
Скачать письмо полностью можно здесь
В домах ТИСа никаких собраний проведено не было, новый способ управления никто не определял. И не потому, что процедуру проигнорировали.
— Эти собрания просто не могли состояться в апреле, — поясняет Любовь Мартынова. — Решения о получении лицензий УК начали публиковать на сайте ГЖИ только в последних числах апреля. Теоретически с 1 мая они могли бы начать уведомлять жителей, что их компании работают без лицензии, с 10 мая — начать проводить собрания. И только с 1 июля должны были начаться открытые конкурсы.
Разъяснения Минстроя РФ в ТИС восприняли как подтверждение законности своих действий.
Пени за неплатежи
2 июня ТИС получил лицензию, собственники квартир начали проводить общие собрания, на которых жильцы голосовали «за» или «против» ТИСа в качестве УК в их домах.
На 3 июля проведены собрания в 138 домах из 144. Протоколы и документы, где большинство собственников проголосовали «за», уже направили в Госжилинстпекцию. Жители еще 6-ти домов, где больше 50% квартир находится в муниципальной собственности, будут обращаться к местным властям с заявлениями, чтобы оставить ТИС в их домах.
Несмотря на законные основания, в ТИСе не скрывают, что люди с апреля массово перестали платить. Пока пени на просрочку УК не вводит, хотя и имеет право.
П.1, статьи 155 Жилищного кодекса РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
За каждый день просрочки платежа Жилищным кодексом установлена ответственность для собственников в виде пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ. Если вы платите за квартиру 5000 руб., сумма пени за просрочку в следующем месяце будет равна 41 руб. 25 коп. Если же собственник не платит квартплату более полугода, тогда уже УК может обратиться в суд о взыскании задолжности.
Назад к административно-командной системе?
Пока процесс замены старых УК, лишенных лицензий, на новые в Одинцовском районе приносит только головную боль жителям. Они просто вынуждены не оплачивать счета, пока не утрясется противостояние между властями и Управляющими компаниями. «ОИ» уже писал и о снижении качества обслуживания.
Анализ проведения процедуры смены УК в российских регионах показал, что почти во всех областях никаких временных компаний муниципалитеты не определяли. Старые УК руководят домами до того, как по конкурсу пройдут лицензированные УК. Однако же во всем Подмосковье действует единая схема с временными УК. Все это вносит неразбериху, когда старые УК до последнего бьются за бизнес. На время, пока их документы снова отправляются на получение лицензии, они отказываются отдавать свои дома, которые получить назад будет очень сложно.
То, что выглядит внешне неразберихой, оказывается в реальности тем, что предсказывали эксперты еще до вступления в силу закона о лицензировании. Во-первых, коррупционную составляющую закона не отрицал даже глава Минстроя РФ Михаил МЕНЬ. Во-вторых, реально отсеять недобросовестные компании этим рычагом вряд ли удастся. Скорее всего, как говорил еще в январе юрист-консультант Дмитрий Гордеев, «отфильтровать недобросовестных игроков лицензии могут только в идеале». Он также выразил опасение, что это станет инструментом воздействия на «невыгодные властям компании». То есть речь идет о банальном переделе рынка и сфер влияний в ЖКХ. «В отличие от других регионов, Московский движется в сфере ЖКХ не к частным компаниям, а назад, в СССР, к заадминистрированной монополии», — считает эксперт.
Такое мнение кажется вполне обоснованным, если посмотреть на закон не просто как на рычаг отсева недобросовестных УК, но и в исторической ретроспективе. Обычному человеку сложно понять логику государства, которое десять лет назад Жилищным кодексом утвердило саморегулируемость УК. Теперь же вновь решило перейти на госвмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов. В Подмосковье решили «дожать» еще и введением преференций для временных УК. Для контроля подключили и Госжилинспекцию, чтобы не дать повода для плюрализма и широких толкований закона. В регионах, судя по всему, таких действий себе позволить не могли, поэтому и действовали по более гладкой и безконфликтой схеме.
Народ проконтролирует
Ситуация в Московской области, в частности, в Одинцовском районе, дошла до предела, если даже к «расследованию» подключилась партия власти.
3 июля юристы «Института экономики города» передали в «Народный контроль» (проект партии «Единая Россия») свое заключение по ситуации с лицензированием в Московской области. «В заключении подробно описывается незаконность действий и решений органов местного самоуправления в отношении назначения управляющих организаций, назначенных временно», — выступила с заявлением 8 июля руководитель «Народного контроля» Наталья АБРОСИМОВА. Она же пообещала жителям 169 многоэтажек в Одинцовском районе, чьи дома обслуживает ЗАО «УК «Дом Сервис» и ОАО «СЭУ Трансинжстрой», разобраться в законности действий местных властей.
3.133.157.133
Информационное письмо Генеральной прокуратуры РФ от 29 июня 2015 г. №73/1-16д-2015 «О мерах по обеспечению законности в сфере управления жилищным фондом»
В целях улучшения качества жилищно-коммунального обслуживания населения и снижения в этой сфере количества недобросовестных участников главой 19 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) предусмотрена реализация правовых механизмов по лицензированию предпринимательской деятельности в сфере управления многоквартирными домами.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 21-07.2014 №255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» с 01.05.2015 запрещается осуществление указанной деятельности в отсутствие соответствующих специальных разрешений.
Согласно сведениям Минстроя России, по состоянию на 01.06.2015 из 15 тыс. соискателей 4 тыс. управляющих компаний не получили лицензии, вследствие чего около 50 тыс. многоквартирных домов управляются
Как следует из части 3 статьи 200 ЖК РФ, хозяйствующий субъект, лицензия которого аннулирована или прекратила свое действие, обязан оказывать услуги по управлению домом до момента выбора иной управляющей организации или принятия собственниками помещений решения о непосредственном управлении домом.
С учетом установленной частью 1 статьи 7 ЖК РФ допустимости применения жилищного законодательства по аналогии указанный порядок непрерывного управления жилищным фондом распространяется также на организации, не получившие лицензии, но продолжающие после 01.05.2015 осуществлять управление многоквартирным домом.
Поступающая в Генеральную прокуратуруРоссийской Федерации информация свидетельствует об имеющих место случаях одностороннего отказа управляющих компаний от выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества.
Подобные действия влекут ухудшение технического состояния домов и создают угрозу причинения значительного ущерба жизни, здоровью и имуществу граждан.
С учетом недопустимости таких негативных явлений, способных привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, письмом Минстроя России от 24.04.2015, адресованным главам субъектов Российской Федерации, разъяснена возможность оперативного принятия органами местного самоуправления решений об определении муниципальных организаций, ответственных за обслуживание многоквартирных домов, до проведения конкурса по отбору управляющих компаний в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 №75.
Прошу учесть изложенное при организации надзора в рассматриваемой сфере.
При оценке законности названных решений органов местного самоуправления следует иметь в виду, что их принятию должна предшествовать фиксация в установленном законодательством порядке (например, материалами проверок органов жилищного надзора (контроля) фактов неправомерного прекращения хозяйствующим субъектом деятельности по управлению жилищным фондом и нахождения его в ненадлежащем эксплуатационном состоянии.
В ходе подготовки в целях защиты прав граждан на благоприятные и безопасные условия проживания актов прокурорского реагирования в обязательном порядке учитывайте требования пункта 13 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 №195 о недопустимости разрушения данными актами сложившихся правоотношений.
О наиболее существенных фактах нарушений закона и принятых мерах информируйте Генеральную прокурору Российской Федерации, в том числе в рамках выполнения задания от 05.03.2014 №73/1-218-2014 о проведении проверок исполнения законодательства организациями, занятыми в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Заместитель Генерального прокурора
Российской Федерации В. Я. Гринь
Из письма следует, что если управляющая компания не отказалась в одностороннем порядке от управления домами она имела право продолжать свою работу без лицензии до решения собрания собственников. Так, что слова о том, что ТИС мошенники и прочие разглагольствования администрации Одинцовского района дискредитируют в первую очередь саму администрацию и дают повод думать о личной заинтересованности некоторых районных руководителей в происходящем.
Так что вроде отмахались)).
Лицензия реально числиться в реестре.
Реестр лицензий по состоянию на 08.07.2015
Лицензия номер 777.
Причем к примеру нам кроме ТИСа других платежек в ящики не падало.