Великий Пост: траур по мясу или подвиг любви?
... Семидесятые годы. В пензенской деревушке мать и бабушка собирают в армию своего драгоценного Сашку - единственного сына и внука. Вырастили его любимцем всей деревни - добрый, толковый, мастеровой. Вырастили парня вдвоем и не то, что ни разу не ударили, голоса не повысили. Любовь и жалость вполне заменили твердую отцовскую руку. Голосили потихоньку мать да бабка - мучила предстоящая разлука, а больше - страх как бы не случилось чего с их Сашкой в этой самой армии, в далеких краях. Им и в голову не пришло кому-то платить, кого-то просить. «Мы обреклись, - вспоминает сегодня мать, - обреклись, пока он будет служить, и в рот не брать скоромного». Иными словами, дали обет Богу, что два года будут строго поститься, только бы вернулся их мальчик жив-здоров. Так и вышло. Во дворе - корова, поросята, куры, кролики, но к скоромному простодушные подвижницы, как и обещали, не притронулись. И они получили то, о чем молились и чего больше всего тогда желали. Такой награды был удостоен их тайный поистине Великий пост - подвиг их любви, их детской доверчивости и веры.
Не могу забыть и другую историю. Белоруссия, тоже деревня. Умирает девочка - единственная дочечка. Врачи сказали: «Забирайте домой, мы бессильны... Вот-вот отойдет дитя в мир иной - это очевидно. Мать и бабушка - на коленях перед иконами, повторяя в отчаянии одну и ту же мольбу: «Господи, пошли советника, пошли советника! » И они тоже «обреклись». «В церковь на коленях поползем, но помоги, Господи! » Ночь была грозовая, с ливнем. Но в дверь постучали. Едва ли не с другого конца деревни пришла женщина то ли за солью, то ли за спичками. И, узнав о горе, посоветовала ехать к старому латышу, что лечил травами: «Запрягайте, не мешкайте». Девочка из того далекого времени дожила до 90 лет. Когда она выздоровела по материнской и бабушкиной молитве, они все втроем действительно добрались до церкви на коленях. Ползли километров 15-20, ночуя порой просто под кустами. Это тоже была жертва поста. Обещанная и исполненная в благодарность за услышанную мольбу. И тоже - подвиг любви. Наверняка и сегодня по молитве и обетам происходят чудеса. Но почему-то кажется, что наша жертвенность измельчала. Наступил Великий пост, и довольно часто он сводится к вопросу о мясе. У некоторых он вызывает откровенное несогласие, четкий протест, дескать, без мяса вообще ноги протянешь. У других протест более тонкий, «аргументированный». Человек действительно состоит из привычек. Вот и упорствуем в привычном. Те, кто уже чувствуют, что «отстают» от постящегося близкого окружения, умеют грамотно успокоить робкий, но некомфортный внутренний голосок «ну, а ты чего же?» А того же! А работа, а нагрузка, а что тогда вообще есть, а нормальная постная пища - это дорого, да мало ли доводов у нашего тонкого, изощренного лукавства, когда мы упорствуем в своей удобной правоте. Да и почему, собственно, нельзя? На недавних выборах в местные лидеры в одном из округов заявил себя толковый и перспективный человек. Работая некоторое время в этой администрации, он сделал немало хорошего и для конкретных людей, и для округа в целом. Не было сомнений в его беспроигрышной, казалось бы, победе: люди как-то воспрянули, возлагая на него серьезные надежды. Да и предвыборные соцопросы избирателей внушали уверенность, что победит именно этот кандидат. Слаженно и четко работала опытная команда помощников, подкреплял позиции симпатичного претендента и административный ресурс. Гром грянул среди ясного неба. Он грянул роскошным предвыборным праздником: торговля, артисты, аттракционы, шашлыки... Такого веселья здесь еще не бывало. Но состоялось это массовое гулянье в Успенский пост. Столь же строгий, как и Великий. И победа, которую, казалось бы, уже держали в руках, не состоялась. Совершенно нелогично, вопреки всем усилиям и прогнозам, она досталась другому. Ничтожный перевес разрушил и далеко идущие планы, и, возможно, самые благие намерения безусловно талантливого кандидата. Выходит - все-таки так нельзя!
Вот удивительно, есть ли, было ли у кого из самых выдающихся личностей в истории человечества столько же врагов, как у Христа, у Его учения, у Его Церкви? Страшные гонения на христиан ни в древности, ни в двадцатом веке не задушили то, что Христос принес на землю. Но мы всё равно противимся, мы упорно уклоняемся даже от самой малой благодарности Тому, кто всем нам дал и кто умер за всех. Мы всячески уклоняемся от поста, а ведь это благодарность первозданности, целомудрия.
Само слово это ныне грязно растерзано и глумливо-однозначно сокращено. Но пост называют матерью целомудрия. Нам предлагается перерыв в том бешеном безумии, которым до краев наполнено наше время. Каждому лично предлагается целомудрие зрения, слуха, сердечного чувства, слов, поступков, пищи. И милосердие - то, что ты должен постараться дать другим.
Цель «паузы» поста - чтобы мы могли опомниться и попытаться хоть немножко подняться до той планки, которая стоит на высокой отметке «человек».
Человек ведь называет Бога на «ты» даже теперь, в своем стремительном, прогрессирующем падении и «расчеловечивании».
И у человека не отобрано это достоинство. Он сам его попрал и попирает, позволяя себе порассуждать - есть или не есть мясо в пост, когда впору бы за голову схватиться. Наши показные гастрономические великопостные «этюды» или фанатичные горделивые «голодовки» не меняют нас, не обновляют, не оживляют. Ради чего я не буду есть мясо? Так принято? Ради близкого? Ради Господа? Человек прячется от правды, которую он хорошо знает про себя. Но ведь ее всегда знает и Творец, терпеливо ожидая хоть какой-то перемены, сердечного движения от пустых хлопот - к главному. Но мы изо всех сил рвемся к личному успеху. Увы, для многих этот самый личный успех сегодня адекватен стяжательству, наживе. Ах, как манит роскошь, ведущая буквально к бешенству! Духовное начало забыто, отброшено, затоптано. А ведь ученые-экологи утверждают, что существует жесткая последовательность кризисов: духовный, экологический, экономический, социальный, политический и далее - гибель цивилизации.
Оторвавшись от духовного начала, не приемля его как первостепенное, мы тупо проявляем какой-то дилетантизм во всем, что касается духовной жизни. Но мы не торопимся преодолевать его - дела, заботы, хлопоты, работа... Некогда пока, извините - некогда! И это легкомысленное «некогда» незаметно перетекает в непоправимое «никогда». Каждый наш день уходит в вечность. Что уносит он туда? Неужели только потерянное для главного время, заполненное самовольной, самоцельной «суетой сует»? Неужели мы никому не помогли в этот день, никого не пожалели, ни о ком не помолились? И даже если этот день проведен в афишированном трауре по мясу, но без милосердия и любви, он нам во спасение не зачтется.
Часто вспоминаю один такой денек. Кстати, тоже Великим постом. Был, как говорят, острый рабочий момент. Я с раздражением, переходя даже на крик, «выговаривала» коллеге. Я выходила из себя все больше и больше, потому что он настаивал на своей, как я была уверена, абсолютной неправоте (кстати, уверена в этом и сейчас). И он, в отличие от меня совсем не воцерковленный и не постящийся, сказал мне такие обидные в первый момент слова. Но и сейчас они остаются для меня и уроком, и предостережением. Он сказал: «Лучше бы вы ели мясо, Тамара Васильевна!»
Тамара СЕМЕНОВА
"Одинцовская НЕДЕЛЯ" специально для "Одинцово-ИНФО"
3.15.203.242
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в:
"... о более высоком качестве жизни в России по сравнению с остальной Европой до Промышленной революции. Поскольку, однако, такой вывод пока непривычен, рассмотрим отдельные аспекты качества жизни. Самые главные из них - питание - прямое производное от природного богатства страны - и гигиена.
Нам сегодня просто трудно представить себе фантастическое богатство той, давней России. В Тамбовском крае в конце XVI века земля продавалась "с сычем, с орловым и ястребцовым гнездом, и со пнем, и с лежачей колодою, и с стоячим деревом, и с бортною делию, и со пчелами старыми и молодыми, и с луги, и с озеры, и с малыми текучими речками, и с липяги, и с дубровами, и с рыбною и бобровою ловлею, и со всяким становым зверем, с лосем, с козою и свиньею, и с болотом клюковным"89. Этот завораживающий текст принадлежит не Тургеневу или Аксакову XVI века, это отрывок из вполне юридического документа - писцовой книги. 400 лет назад люди воспринимали изобилие своей страны как должное.
Любопытны свидетельства путешественников, касающиеся доступности съестного в допетровской России. "Изобилие в хлебе и мясе так велико здесь, что говядину продают не на вес, а по глазомеру" (венецианец Иосафат Барбаро; был в Москве в 1479 году); "В этой стране нет бедняков, потому что съестные припасы столь дешевы, что люди выходят на дорогу отыскивать, кому бы их отдать" (дон Хуан Персидский, секретарь посольства персидского шаха в Испанию, перешедший там в католичество; был в России в 1599-1600 гг.)."
С голодухи Русь христианство приняла, не иначе... а вот отказались от него - и зажирели на голодоморах...
православная церковь, это очень приспособленческая церковь
приспособила под себя некоторые традиции славян, чтобы выжить на их территории
У кельтов был обычай жертв духам леса. Пленных или животных они убивали, а кишками и внутренними органами обвешивали ель в глухом лесу. Христианство убивать не дозволяло, жертв не одобряло. Но верования - такая штука, что сразу не распростишься. И ели продолжали обвешивать - только вместо кишок гирляндами, а вместо легких-сердец-селезенок - деревянными шарами.
Вот так вот и тиражируют в рунете байки...
Ты б еще про генеалогию Путина от Исуса Христа и
А про кишки на елке еще есть продолжение про снегурку, мрачное такое
Русские нападали на христианскую Византию, и не всегда успешно. Часто их брали в плен. Убивать христианство не дозволяло, работорговля тоже не приветствовалась. И пленных ослепляли и отпускали по домам. Вот и брели они, нанимая проводника, держась друг за дружку. Двух зайцев одним ударом - и воевать более не смогут, и неплохая агитация против войны - возвращение калек домой...
предлагаю наряжать исключительно только дубы и берёзы, и то только в славянский новый год (1 сентября)
А какое отношение мы имеем к китайцам? Год свиньи, год верблюда, год оранжевого крокодила, летящего на запад....
почти "родня" как татары... татары же монголоиды как китайцы наверное?
не... у нас Вечный Год Белки - эт наше, родное животное...
анек из КП:
пьяный "ты хто?"
"я - барсук"
???!!
"белки все заняты..."
Ну вот - так и начинается путаница бобеля с Бабелем ......
В Библии слово пост есть сорок раз - а книге этой уже больше двух тысяч лет, если я не ошибаюсь.
Кто за веру может жизнь отдать, а кто за кусок мяса - душу продать, у каждого свой выбор.