Храбрых сынов… чужих

21 июня 2010, 10:40

Есть слова-штампы, с помощью которых мир незамысловато делится на своих и чужих.

Свои — разведчики. Чужие — шпионы.

Свои — пламенные революционеры. Чужие — террористы.

Свои — партизаны. Чужие — бандиты.

Свои — освободители. Чужие — захватчики, оккупанты.

Часть этих идеологических клише ушли в прошлое вместе с Советским Союзом. Ушли, но не все.

Несколько лет назад маршал Язов высказал свое недоумение и возмущение тем обстоятельством, что 22 июня, день памяти и скорби распространяется на погибших немцев. Как можно скорбеть по фашистам, напавшим на нашу Родину? Примерно так вопрошал маршал. Привычная логика, знакомая с далеких школьных годов.

Только с годами пришло понимание банальной, в общем-то, вещи — воинский долг и смерть уравняли советского и немецкого солдата. Скажу еще одну банальность. Ответственность за войну несут политики и высшие военные чины. Солдаты — только исполнители их воли. Советский солдат, нарушивший присягу и перешедший на сторону врага, дезертир и предатель. Немецкий солдат, совершивший те же действия тоже дезертир и предатель. При нарушении воинской присяги — мотивы вторичны — идейные соображения (антифашист, антисталинист) или трусость. Факт — дезертир и предатель.

Гибель сына на войне — одинаково глубокое горе для советской и немецкой матери. Слабое утешение для обеих — «пал смертью храбрых».

Да, немецкий солдат — фашист, оккупант. Но он и не мог быть другим. Во все времена нарушение воинской присяги считалось тягчайшим преступлением. Выбора не было. Как не было его у советских солдат в 1956 году в Венгрии, в 1968 году в Чехословакии, в 1979 году в Афганистане. Приказ командира — закон для солдата.

Именно поэтому 22 июня день памяти и скорби по всем погибшим в той войне. День, в который лучше помолчать, а не устраивать пиар-пляски на костях с походами к посольствам бывших советских республик и тостами «за всех, кто 22 июня 1941 года огнем встретил гитлеровскую мразь». Эти — «наши», а эти — предатели.

Это не только гнусно, но и невеликодушно. Тем более, что пример великодушия у нас перед глазами.

На Бородинском поле стоит памятник всем погибшим в этой битве (именно всем), на одной из восьми граней которого золотом выбито: «Европа оплакала падение храбрых сынов своих на полях Бородинских».

На открытии памятника присутствовали участники той войны, вдовы, матери, потерявшие своих сыновей. Прошло всего чуть более четверти века с момента тех событий. Но вместо ненависти и ожесточения к поверженному врагу слова уважения и великодушия — «храбрые сыны».

В 1932 году памятник был разрушен, а металлические части сданы на металлолом. Знаковый штрих того времени. Времени, с которым мы до сих пор никак не можем распроститься.

Прощание со сталинизмом не только в разоблачении и предании гласности преступлений тех лет, но и в умении увидеть во врагах «храбрых сынов» … чужих.

18.220.97.161

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
8 357
fang
лично#
Гуманизм и всё такое это конечно хорошо. Но сильного врага без ненависти победить было вряд ли возможно. Симонов «Убей его!». Нам не литературе комментируя стихи помнится говорили, что это была целая большая задача советской пропаганды заставить советского солдата ненавидеть немца. И вроде как получилось.
В любом случае ненавидеть немцев Второй мировой это не мой выбор. Зато мой выбор чтить или не чтить своих предков. И через 65 лет я такой умненький, такой гуманненький, весь в белом полез бы морализаторствовать им — картина маслом…
Matthaus
лично#
Мне непонятно, зачем мы должны примиряться с оккупантами, которые пришли захватить нашу землю и убивали беззащитных женщин, детей и стариков? И я прекрасно понимаю пожилую женщину, которая отказалась от немецких марок.
И пусть их кости гниют в наших болотах или немцы пусть их увозят к себе, нечего здесь делать помпезных кладбищ. Убийц и насильников женщин и детей с почестями не хоронят — их кладут в целлофановый мешок, закапывают в общую яму и ставят табличку с номером.
Жить в мире надо с нынешним поколением немцев, вместе строить будущее.
fang
лично#
liberal69: до конца своих дней вспоминала, какие это были культурные, весёлые, приветливые люди.
Угу. И в немецком плену угнанным на работу жилось и сытнее и вольготнее, чем на родине, и солдат врага был добрее, приветливее, интеллигентнее, чем грязный, грубый, вороватый солдат своей армии.
И как со всем этим жить?
liberal69
лично#
fang: И в немецком плену угнанным на работу жилось и сытнее и вольготнее, чем на родине
Ну, это далеко не всегда. В том-то и дело, что любят у нас всякие обобщения, а ведь в жизни в каждом конкретном случае всё складывалось по-разному. А любители обобщений, в основном, не очень-то чтят память и своего солдата. Им идеологические химеры важнее. Они любят поговорить только о победах/что само по себе крайне нужно/, но не желают говорить о поражениях 1941 года, о катастрофах 1942 года/Крым, Харьков, Любаньская операция, и т. д./, о событиях под Ржевом, о причинах этих поражений. А ведь это такое неуважение к памяти участвовавших там бойцов, что большего неуважения и представить себе трудно. А судьба попавших в окружение, в плен, сдавшихся, до сих пор не похороненных»пропавших без вести» — они этих людей не очень-то интересуют. Иногда смотришь на некоторых персонажей, которые пиарятся у Вечного Огня, и думаешь: а если бы фашисты победили-ушли бы они в ополчение? Или стали бы сотрудничать с новой властью, оправдывая это «целесообразностью в данных условиях», «необходимостью стабильности», «эффективностью управления», и т. д.? Вопрос, как здесь говорят, риторический…
И ещё. Если нам дорога память о погибших-мы должны разобраться в самой сути этого явления-фашизма. Что это такое, как он выглядит, каковы его признаки, в каких условиях он прорастает, к чему это в конечном итоге приводит. А у нас ой как не любят эти разговоры. Куда легче свалить всё на одного якобы психически нездорового Гитлера, солдат его армии всех причесать под одну гребёнку-и карателей, и мальчишек, одураченных пропагандой, и простых обывателей, которых призвали в армию и они сразу же полегли под Оршей или Вязьмой. Неужели это патриотизм? По-моему, как раз наоборот. Кстати, и Великая Отечественная война это показала: очень многие из тех чиновников-болтунов, которые перед войной трещали ура-патриотическими заклинаниями, во время войны бежали первыми или прятались где-нибудь в тылу. И наоборот: среди тех, кто вынес эту войну на своих плечах, много бывших заключённых, раскулаченных, «неблагонадёжных».»Если государство не может отличить своих добрых подданных от злых-оно обречено на погибель»…
ac19411941
лично#
Янс — звать тебя НИКАК. Потому как убогий
ac19411941
лично#
Как не было его у советских солдат в 1956 году в Венгрии, в 1968 году в Чехословакии, в 1979 году в Афганистане. Приказ командира — закон для солдата.--------------Да ты не хрена не знаешь про эти события и скулишь.
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи