Храбрых сынов… чужих
Есть слова-штампы, с помощью которых мир незамысловато делится на своих и чужих.
Свои — разведчики. Чужие — шпионы.
Свои — пламенные революционеры. Чужие — террористы.
Свои — партизаны. Чужие — бандиты.
Свои — освободители. Чужие — захватчики, оккупанты.
Часть этих идеологических клише ушли в прошлое вместе с Советским Союзом. Ушли, но не все.
Несколько лет назад маршал Язов высказал свое недоумение и возмущение тем обстоятельством, что 22 июня, день памяти и скорби распространяется на погибших немцев. Как можно скорбеть по фашистам, напавшим на нашу Родину? Примерно так вопрошал маршал. Привычная логика, знакомая с далеких школьных годов.
Только с годами пришло понимание банальной, в общем-то, вещи — воинский долг и смерть уравняли советского и немецкого солдата. Скажу еще одну банальность. Ответственность за войну несут политики и высшие военные чины. Солдаты — только исполнители их воли. Советский солдат, нарушивший присягу и перешедший на сторону врага, дезертир и предатель. Немецкий солдат, совершивший те же действия тоже дезертир и предатель. При нарушении воинской присяги — мотивы вторичны — идейные соображения (антифашист, антисталинист) или трусость. Факт — дезертир и предатель.
Гибель сына на войне — одинаково глубокое горе для советской и немецкой матери. Слабое утешение для обеих — «пал смертью храбрых».
Да, немецкий солдат — фашист, оккупант. Но он и не мог быть другим. Во все времена нарушение воинской присяги считалось тягчайшим преступлением. Выбора не было. Как не было его у советских солдат в 1956 году в Венгрии, в 1968 году в Чехословакии, в 1979 году в Афганистане. Приказ командира — закон для солдата.
Именно поэтому 22 июня день памяти и скорби по всем погибшим в той войне. День, в который лучше помолчать, а не устраивать пиар-пляски на костях с походами к посольствам бывших советских республик и тостами «за всех, кто 22 июня 1941 года огнем встретил гитлеровскую мразь». Эти — «наши», а эти — предатели.
Это не только гнусно, но и невеликодушно. Тем более, что пример великодушия у нас перед глазами.
На Бородинском поле стоит памятник всем погибшим в этой битве (именно всем), на одной из восьми граней которого золотом выбито: «Европа оплакала падение храбрых сынов своих на полях Бородинских».
На открытии памятника присутствовали участники той войны, вдовы, матери, потерявшие своих сыновей. Прошло всего чуть более четверти века с момента тех событий. Но вместо ненависти и ожесточения к поверженному врагу слова уважения и великодушия — «храбрые сыны».
В 1932 году памятник был разрушен, а металлические части сданы на металлолом. Знаковый штрих того времени. Времени, с которым мы до сих пор никак не можем распроститься.
Прощание со сталинизмом не только в разоблачении и предании гласности преступлений тех лет, но и в умении увидеть во врагах «храбрых сынов» … чужих.
18.220.97.161
В любом случае ненавидеть немцев Второй мировой это не мой выбор. Зато мой выбор чтить или не чтить своих предков. И через 65 лет я такой умненький, такой гуманненький, весь в белом полез бы морализаторствовать им — картина маслом…
И пусть их кости гниют в наших болотах или немцы пусть их увозят к себе, нечего здесь делать помпезных кладбищ. Убийц и насильников женщин и детей с почестями не хоронят — их кладут в целлофановый мешок, закапывают в общую яму и ставят табличку с номером.
Жить в мире надо с нынешним поколением немцев, вместе строить будущее.
И как со всем этим жить?
И ещё. Если нам дорога память о погибших-мы должны разобраться в самой сути этого явления-фашизма. Что это такое, как он выглядит, каковы его признаки, в каких условиях он прорастает, к чему это в конечном итоге приводит. А у нас ой как не любят эти разговоры. Куда легче свалить всё на одного якобы психически нездорового Гитлера, солдат его армии всех причесать под одну гребёнку-и карателей, и мальчишек, одураченных пропагандой, и простых обывателей, которых призвали в армию и они сразу же полегли под Оршей или Вязьмой. Неужели это патриотизм? По-моему, как раз наоборот. Кстати, и Великая Отечественная война это показала: очень многие из тех чиновников-болтунов, которые перед войной трещали ура-патриотическими заклинаниями, во время войны бежали первыми или прятались где-нибудь в тылу. И наоборот: среди тех, кто вынес эту войну на своих плечах, много бывших заключённых, раскулаченных, «неблагонадёжных».»Если государство не может отличить своих добрых подданных от злых-оно обречено на погибель»…