Музей ПУШКИНА в Больших Вяземах: от юбилея до юбилея
Раньше в газетах была рубрика «Письмо позвало в дорогу». Времена изменились, и теперь в дорогу зовет новость о том, что музей ПУШКИНА в Больших Вяземах отреставрируют.
Если бы в 1812 году Михаил КУТУЗОВ при отступлении русской армии к Москве не останавливался бы в усадьбе Голицыных в Больших Вяземах, а через три часа после отъезда фельдмаршала в усадьбу не заехал бы Наполеон, то Государственный историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина вряд ли бы был включен в федеральную программу по празднованию юбилея.
Связь между двумя датами понятная. 200 лет Отечественной войне 1812 года. Юбилей. Есть у нас такая традиция — одаривать культуру деньгами в канун юбилея и потом забыть про нее до следующего юбилея. Исключения лишь подтверждают правило.
А ведь и Кутузов, и Наполеон могли не остановиться в усадьбе. Мимо проехали бы. Всякое в истории бывало. Пушкинскому музею в Больших Вяземах повезло. Так сказать, подарок через столетия музею от Кутузова и Наполеона. Усадьбу включили в федеральную программу по празднованию юбилея со всеми вытекающими финансовыми последствиями. К тому же у музея-заповедника еще и свой маленький, но очень приятный юбилей. В апреле исполняется 25 лет со дня его основания.
80 млн. руб. (100 млн. руб., как говорилось в новости, не совсем соответствует действительности), выделенные областью, сумма даже по меркам заповедника явно незначительная. Надо понимать, что в историко-литературный комплекс входит еще Захарово, где в усадьбе у своей бабушки провел юные годы Пушкин. Но Захарово в федеральную программу не попало. Ни Кутузов, ни Наполеон туда не заезжали. Если бы… История не терпит сослагательного наклонения. Чем богато государство, тому и рады музейные работники.
Деньги будут потрачены на ремонт и реставрацию дворца. По сути, эта первая реставрация в его современной истории. Расширятся музейные площади за счет переселения вспомогательных служб в подвал. И будет уже не подвал, а подвальный этаж. Для этого его углубят на три метра и расширят по периметру всего здания с одновременным укреплением стен. Никаких экскаваторов и самосвалов, только лопата и тачка. Все-таки не новодел, а одна из самых старых русских усадеб. Исторический памятник. А сроки поджимают, к августу памятник должен выглядеть как новенький.
Уже частично готов второй этаж, на котором в экспозиции уже представлена мебель, различные экспонаты, создающие атмосферу начала ХХ века. Первый этаж будет посвящен ХIХ веку. Но пока на этаже реставрационные работы в самом разгаре. Помещениям постараются вернуть их первоначальный вид. Так в одной из комнат на смену декоративному камину будет возвращен настоящий.
— В результате реконструкции появится новая экспозиция, посвященная войне 1812 года, — рассказывает заместитель директора музея Надежда ДРОВЕЦКАЯ. — Будет выделен целый зал на первом этаже для экспозиции. В ней будут мундир французского офицера, интересные документы того времени. Например, послужной список французского офицера, список местных жителей, входивших в народное ополчение. Покажем духовную жизнь того времени. В частности, будут представлены книги и документы по истории масонства.
Конечно, сотрудникам заповедника хотелось бы большего. В одном из флигелей планировалась создать послереволюционную экспозицию, посвященную истории литературы. Ведь здесь бывали и жили Марина ЦВЕТАЕВА, Анна АХМАТОВА, Аркадий ГАЙДАР. Связь времен — от Пушкина до Цветаевой. Пока это невозможно, так как здание сначала необходимо отремонтировать. Нет юбилея, нет денег.
С этого года историко-литературный заповедник получил статус автономного учреждения, что предполагает возможность самостоятельно зарабатывать деньги. И, возможно, случится так, что не надо будет ждать очередного юбилея.
P.S. Эту картину сами сотрудники называют «Пионер Пушкин». Естественно, она нигде не выставлена, а украшает служебное помещение. Я придумал картине свое название. «А. С. Пушкин обсуждает с Павликом Морозовым методы борьбы с кулаками -мироедами».
3.135.204.43
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в:
Мое Захарове; оно
С заборами в реке волнистой,
С мостом и рощею тенистой
Зерцалом вод отражено.
На холме домик мой; с балкона
Могу сойти в веселый сад,
Где вместе Флора и Помона
Цветы с плодами мне дарят,
Где старых кленов темный ряд
Возносится до небосклона,
И глухо тополы шумят.
Туда зарею поспешаю
С смиренным заступом в руках,
В лугах тропинку извиваю,
Тюльпан и розу поливаю -
И счастлив в утренних трудах…
А. С. Пушкин «Послание к Юдину» 1815 г.
Вот прямое доказательство того, что Солнце Русской Поэзии провело свое детство в Захарово, а не в Больших Вяземах, как утверждает Гость выше. Ну был в Больших Вяземах, ну брал книги из библиотеки Голицыных, а дальше что? Да 6-9-летний мальчик не вылазил из библиотеки Голицыных.
Неужели и библиотеку подлинную Голицыных директор собрал? Нет конечно, там просто книги того времени. Пойдите в Историческую библиотеку и вам дадут их на руки посмотреть. Это не антиквариат. «Пушкины постоянно жили в Москве,- писал С. П. Шевырев, неоднократно бывавший по соседству с Захаровом в селе Вяземы,- но на лето уезжали в деревню Захарьино, верстах в сорока от Москвы, принадлежавшую родственникам Надежды Осиповны. Это сельцо теперь принадлежит помещице Орловой. Здесь Пушкин проводил первое свое детство до 1811 года. Старый дом, где они жили, срыт, уцелел флигель. Местоположение хорошее. Указывают несколько берез, и на некоторых вырезаны надписи, сделанные, по словам теперешнего владельца Орлова, самим будто Пушкиным, но это, должно быть, выдумка, потому что большая часть надписей — явно новые. Особенно заметить следует, что деревня была богатая: в ней раздавались русские песни, устраивались праздники, хороводы, и, стало быть, Пушкин имел возможность принять народные впечатления. В сельце до сих пор живет женщина Марья, дочь знаменитой няни Пушкина, выданная за здешнего крестьянина. Эта Марья с особенным чувством вспоминает о Пушкине, рассказывает о его доброте, о подарках ей, когда она прихаживала к нему в Москву…»
Усадьба Захарово состояла из барского дома с двумя флигелями. В одном жили дети Пушкины с няней, гувернерами и прислугой. Была березовая роща, примыкавшая к парку. Посреди рощи стоял стол, окруженный скамьями. Здесь Ганнибалы обедали и пили чай.
Согласна со всем, кроме «ужасных памятников». И что главный дом выдается за флигель, и что все уничтожено. Это правда. Но что мешает восстановить березовую рощу? Скамьи? Устроить катание на лодках, лошадях и пр.? Усадьбой надо заниматься, развивать ее, а не вбухивать все деньги в Большие Вяземы.
«Вообрази, он совершил летом сентиментальное путешествие в Захарово,- писала мать Александра Сергеевича дочери Ольге,- отправился туда один, лишь бы увидеть место, где провел несколько годов своего детства».
В Захарово до сих пор живут потомки Арины Родионовны. Ее дочь Мария вышла замуж за захаровского крестьянина, там и осталась жить.
Поэт Н. В. Берг записал рассказ дочери няни Пушкина Арины Родионовны Марии Федоровны, выданной замуж за одного из захаровских крестьян, о последнем приезде Пушкина в Захарово: «…А вдругоять он приезжал ко мне сам, перед тем как вздумал жениться: Я, говорит, Марья, невесту сосватал, жениться хочу… и приехал это не прямо по большой дороге, а задами; другому оттуда не приехать: куда он поедет? — в воду на дно! А он знал… Уж оброс это волосками тут (показывает на щеки); вот в этой избе у меня сидел, вот тут-то… а в третий-то раз я опять к нему ходила в Москву.
— Когда ж он у тебя здесь был? В каком году, не помнишь?
— Где нам помнить! Вот моей дочке теперь уж двадцать второй год будет, ей был тогда, надо быть, седьмой либо шестой годок…
— Когда ж он — летом приезжал или зимой?
— Летом, батюшка; хлеб уж убрали, так это под осень, надо быть, он приезжал-то… я это сижу; смотрю: тройка! Я этак… а он уж ко мне в избу-то и бежит… наше крестьянское дело, известно уж — чем, мол, вас, батюшка, угощать-то я стану? Сем, мол, яишенку сделаю! Ну, сделай, Марья! Пока он пошел это по саду, я ему яишенку-то и сварила; он пришел, покушал… все наше решилося, говорит, Марья; все, говорит, поломали, все заросло! Побыл еще часика два — прощай, говорит, Марья! Приходи ко мне в Москву! А я, говорит, к тебе еще побываю… сели и уехали!…»
И специально цитата для директора музея А. М. Рязанова
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев: Что же, вот вам печальный пример равнодушного отношения «пользователей», местного населения, местных властей к памятникам, расположенным, так сказать, у себя дома. Поистине, «нет пророка в своем отечестве!»… А они должны в полной мере осознать, что им выпало великое счастье, что именно на их земле есть такое место — Захарово, есть Вяземы!»
Извините за большое количество цитат, но здесь нужны были именно ФАКТЫ.
Ну и стены, конечно, перестроенные много-много раз.
В музее постоянно проходят исторические встречи, почему бы Вам не выступить там.
Просто Ваше мнение будет очень интересно. У Вас уникальное чувство, не видя предметов, многого не зная, просто сканировать и ситуацию и предметы и исторические события. Вы обладаете паронормальными способностями, поделитесь ими в живую.
Старинное подлинное здание рядом целиком снесли почти, сделали на месте фигню а-ля рюсс. Проход к речке совсем было закрыли, чкоглко с Рязанцом войны было.
Зато из-за музэя теперь ни построить ничего нельзя.