Прощай, завод Хруничева. Одинцовцы будут тебя помнить
Конечно, завод этот находится не в Одинцовском районе, а в Москве — что одинцовцам до нее? Мало ли предприятий в последнее время стали торговыми площадками или были снесены, пойдя под застройку? В столице произошла масштабная деиндустриализация, счет закрытых предприятий, цехов, заводов идет уже на сотни. Может быть, это даже естественно — старому присуще отживать и умирать, новому — жить и давать жизнь. Сейчас во многих цехах бывших заводов идет бойкая торговля.
Вице-премьер РФ Дмитрий РОГОЗИН, выступая 23 февраля в красногорском Музее техники перед представителями патриотических организаций, рассказал о замечательном плане — вынести из Москвы авиапредприятия и заводы, которые сейчас не востребованы. Их планируется перевести в подмосковный город Жуковский, где будет организована авиационная суперкорпорация.
Среди прочих предприятий Рогозин упомянул и космический центр имени Хруничева, занимающий 125 га в излучине между Москва-Сити и Мневниками к северу от ПКиО Фили (ул. Новозаводская). «При обновлении производства столько земли не нужно», — считает Рогозин. О судьбе освобождаемых территорий Рогозин высказался так: «Было бы правильно продать или сдать в аренду часть территории, а на вырученные средства построить жилье для молодых специалистов».
Завод имени Хруничева для очень многих одинцовцев (главным образом старших поколений) дал путевку в жизнь, стал судьбой. Причина в том, что расположен он близ станции Фили, до которой удобно добираться. Из Голицыно, Одинцово, других населенных пунктов района, расположенных вдоль смоленского направления железной дороги, люди на пригородных поездах-паровозах (еще даже не было электричек) ехали на завод, предлагавший очень неплохие условия. Зарплаты в авиационной отрасли были высокими, «соцпакет» — значимым. В Одинцово есть несколько заводских домов, построенных для местных жителей, трудившихся на «Хруничева». Сейчас они, скорее всего, стали муниципальными, но старшие поколения обитателей помнят, от кого получали квартиры.
Теперь все это, благодаря действиям правительства России, становится историей.
Вспомним ее вехи. Завод был основан в 1916 году, как «Второй автомобильный завод «Руссо-Балт». В 1918 году из Риги в Фили переведен Русско-Балтийский вагонный завод, а в 1921 году был организован «Первый Государственный бронетанко-автомобильный завод». В 1922 году предприятие выпустило первые пять советских автомобилей «Руссо-Балт» (под названием «Промбронь»).
Первый советский автомобиль «Промбронь», изготовленный в Филях
В 1923 году недостроенный автозавод был передан в концессию на 30 лет немецкой самолетостроительной фирме «Junkers» для создания цельнометаллических самолетов и моторов к ним, после чего до 1925 года на заводе были изготовлены первые 50 самолетов Ю-20 и 100 самолетов Ю-21. С 1924 года началась разработка советских цельнометаллических самолетов.
«Юнкерс» Ju-20 на заводе в Филях
Немцы привезли оборудование, начали производство, однако их вскоре выкинули прочь — Хуго ЮНКЕРСА обвинили в том, что фирма не смогла выполнить условий концессии по производству дюралюминия и строительству моторов. Немцы разорились, они такого поворота событий явно не ожидали, правительство Адольфа ГИТЛЕРА национализировало предприятие в Германии. Позже, в июле 1941 года, бомбардировщики Юнкерса вернутся в Москву, уничтожать построенные цеха.
А Советы принялись строить на заводе советские самолеты-разведчики Р-З, Р-6, истребитель И-4, бомбардировщики ТБ-1, ТБ-З, ДБ-А, СБ, Пе-2, пассажирские АНТ-9 и АНТ-35.
АНТ-9 в раскраске журнала «Крокодил»
В 1933 году заводу было присвоено имя Сергея ГОРБУНОВА — погибшего в авиакатастрофе большевика и одновременно авиатора. Его имя принадлежит также известному дому культуры Горбунова и, по наследству, знаменитой «Горбушке» — огромному рынку радиотехники, промтоваров, аудио- и видеоносителей.
Во время первого авианалета на Москву 22 июля 1941 года на территорию завода попало около сорока фугасных и более четырехсот зажигательных бомб, пострадало несколько корпусов, погибли 92 рабочих завода. Оборудование завода срочно вывезли в Казань, однако, когда угроза окружения Москвы миновала, в цехах развернули производство бомбардировщиков дальнего радиуса действия Ил-4 и Ту-2. В дальнейшем здесь выпускались Ту-4, вертолеты Ми-6 и Ми-8.
Советская точная копия «Летающей крепости», американского самолета B-29, известная под названием Ту-4
А в 1960 году для завода началась космическая эра. Он был перепрофилирован на разработку ракетно-космической техники и подчинен конструктору В. Н. ЧЕЛОМЕЮ, одному из основоположников космонавтики. В 1961 году заводу присвоили имя Михаила ХРУНИЧЕВА — советского сановника и наркома авиапромышленности.
Изделия завода — ракеты-носители «Протон», «Ангара», «Рокот», «Космос», разгонные блоки «Бриз», орбитальные станции «Салют», «Мир», модули МКС «Заря» и «Звезда», спутники связи, медицинская техника, ракетные двигатели.
Модуль МКС «Звезда»
Надо сказать, что уничтожение «мемориальной» части корпорации, территории в Филях все же вряд ли затронет предприятие в целом, поскольку в нее входит множество заводов. Но жителям города Одинцово с космической отраслью, разумеется, придется попрощаться — путь в Жуковский неблизкий, хотя Рогозин и обещает туда запустить скоростную электричку.
18.191.97.229
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в:
Дождаться бы.
Теперь на пенсию пойду на 5 лет позже. (здесь я ругаюсь непотребно).