Городской округ: аргументы «за»
Новое — хорошо забытое старое. Эту истину подтвердил председатель районной Общественной палаты Захар ИВАНОВ. 24 июля на итоговом собрании Общественной палаты он выступил с инициативой преобразования Одинцовского муниципального района в городской округ.
Преобразоваться в городской округ мы пытались еще в 2007 году. Не получилось. Амбиции отдельных политиков «местного розлива» перевесили разумное и рациональное предложение.
За восемь прошедших лет аргументы за городской округ с поправкой на время в принципе остались те же. Какие аргументы выдвигались тогда, можно посмотреть здесь.
Плюс добавился опыт жизни в одном отдельно взятом сельском или городском поселении. «Жить лучше и веселее» стало всего лишь в 2-3 поселениях из шестнадцати, и то с большими оговорками.
Маленькая справка. Городской округ — территория, объединяющая несколько населенных пунктов с единым бюджетом и вертикалью власти. Избираются только глава городского округа и Совет депутатов, а руководители поселений (в городском округе поселения будут называться территориальными управлениями) исключительно назначаются. В Московской области есть подобный опыт преобразования муниципального района в городской округ: Домодедово, Балашиха, Озеры, Подольск.
В последнее время мне много приходится говорить на тему городского округа. Большинство моих собеседников против идеи преобразования в городской округ. У противников три главных аргумента. 1. Сокращается количество выборных руководящих должностей. 2. На местах потеряется стимул к собираемости налогов, так как не будет собственного бюджета. 3. Социальный лифт замедлится, и молодым людям труднее будет сделать карьеру. Количество чиновничьих мест резко сократится. В общем, демократии приходит «абзац».
Небольшое лирическое отступление. Так сложилось, что практически на моих глазах шла разработка и принятие 131-го закона о местном самоуправлении. Еще тогда разработчиков предупреждали, что главная опасность закона заключается в том, что он может породить «феодальную раздробленность».
Разработчики пожимали плечами. Обойдется. Благодаря закону власть для жителя будет находиться в шаговой доступности. Но при этом добавляли: «А что мы можем сделать? Принятие такого закона — необходимое условие вступления в Совет Европы».
В Совет Европы мы вступили, но из той самой «ропы» так и не вылезли. Зато получили необъятную прорву чиновников, которым надо найти, чем заниматься и при этом платить не самые маленькие зарплаты. Не факт, что выбранный руководитель лучше назначенного. Я не встречал статистики, что избранный глава работает качественнее назначенного. К тому же выбранного главу практически невозможно убрать с должности. Кто-нибудь назовет мне случай, когда главу или депутата жители избрали, а потом сами же отозвали. А выборы ради выборов — сплошная трата денег, в том числе и бюджетных, а по факту результата ноль. К тому же дублирование функций и полномочий власть к жителям не приблизило, а отдалило еще больше. Разобраться, кто за что из чиновников отвечает можно только опытным путем, когда просителя (заявителя) футболят из кабинета в кабинет.
По поводу бюджета. Да, у нас есть поселения, где годовые бюджеты приближаются к миллиарду. Но в то же время, за исключением сельского поселения Успенское, не назову ни одного другого поселения, где бы эти миллиарды эффективно работали на благо жителей. Но даже успешным поселениям 131-закон ограничивает использование средств в образовании, здравоохранении и т. д., так как нет у них таких полномочий. В большинстве же поселений даже те полномочия, которые положены по закону, не обеспечены финансово. Полномочия есть, а денег нет. Классика абсурда, которую я периодически цитирую. В муниципальном образовании проживает порядка трех тысяч человек. Бюджет чуть более 2 млн руб. Зато есть глава, руководитель администрации и прочие чиновники. Весь бюджет уходит понятно куда.
Снизятся ли бюджетные поступления на территориях в городском округе? Не знаю. Зато знаю немало глав, которые не напрягались, чтобы пополнить бюджет. Не стоит забывать, что существует налоговая служба. И эффективность ее действий не зависит, откуда идут налоги. Из поселения или городского округа.
Безусловно, предполагаемая реформа больно ударит по чиновничьему аппарату и советам депутатам. Были «первыми парнями на деревне», а станут… Поживем — увидим.
Трансформирование муниципального района в городской округ процесс логичный и в какой-то мере неизбежный. В условиях очень непростой экономической ситуации, если не случится «хотели как лучше, а получилось как всегда», то на выходе есть шанс: 1. Сократить чиновничий аппарат и избежать дублирование полномочий. Есть возможность повысить ответственность оставшихся чиновников за свой участок работы. 2. Единый бюджет позволит поставить все населенные пункты примерно в равные условия. Кто-то назовет это «уравниловкой». А почему житель Барвихи должен жить лучше жителя Юдино? Бюджет Барвихи (Успенки) — это не следствие развития бизнеса, промышленности или сельского хозяйства, а только результат стоимости земли и недвижимости. Поэтому перераспределение доходов в границах одного района вполне нормальное явление.
Примерно такие выгоды вижу в городском округе. Как будет на самом деле, покажет только время. И люди. «Сухая теория мой друг, а древо жизни вечно зеленеет».
3.14.134.18
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в:
1. Останутся ли надбавки учителям и врачам.
2. Многоэтажная застройка.
3. Кадастровая стоимость земли, которая уже в 2013-м, сразу после прихода рыбозаводчика, одним из первых его указов сравнялась с рыночной.
Чёткого и внятного ответа ещё не прозвучало нигде (хотя тут как в случае с настоящей женщиной — скажет «нет», читай — «может быть»…)
Пока вижу только забалтывание этих вопросов пургой про «эффективность», и т. д.