Тропа

27 декабря 2008, 00:43

Вячеслав ФроловОна петляла между редкими деревьями, заставляя ускорять шаг. Жёсткие бока, поросшие колючей ежевичной щетиной, чётко ограничивали путь Андрея от остального леса. Ни вправо, ни влево, только вперёд. И быстрее! Седина первого инея на огненно-красных листьях не располагала к любованию, а только подстёгивала. Времени оставалось всё меньше.

Свои метаморфозы Андрей стал осознавать давно. Сначала это было совсем незаметно, как бы вскользь, и имело лишь внутреннее, одному ему заметное замещение. Рыбалка, любимая с детства, из приятного увлечения превратилась в обязательный еженедельный ритуал. Это совсем не значило, что все будние дни он только и делал, что считал минуты до очередного похода. Нет, всю неделю он честно, с полной отдачей трудился на благо родной фирмы. Но в пятницу вечером…

Ход его был мягким и бесшумным. Старые кроссовки аккуратно ступали по прелым листьям, да и гибкие плети ежевики не из тех, что трещат по всякому поводу. Лишь иногда сухо хрустнет под ногой одинокая камышинка, или ивовая ветка заденет за рукав куртки.

Эти мысли посещали его давно. «Где та грань, - размышлял Андрей, - которая отделяет меня, городского жителя, от того меня, который бродит со спиннингом в руках по речным закраинам? Где она проходит? На какой автобусной остановке проходит эта подмена? На каком участке дороги от дома до реки?» Вразумительного ответа не находилось, что впрочем его не расстраивало, но такая грань определённо была. Всякий раз Андрей чувствовал её дважды. Сначала, когда подходил к речной воде и неспешно, со вкусом набирал полную грудь влажного камышового воздуха, и потом, возвращаясь домой, когда выходя из автобуса, впускал в уши шум вечернего города.

Лёгкий рюкзак плотно прижат к лопаткам. Ничто в нём не стукнет, не брякнет. Невесомый спиннинг удобно лежит в руке. Поляризационные очки так удобно разместились на лице, что про них просто забываешь. Ничто не мешает, не отвлекает от изворачивающейся под ногами осенней тропы.

На снасти он никогда не жалел денег. Ведь только самые лучшие из них, способны дать полный контакт с приманкой, танцующей свою джигу на речном дне. А самые лучшие и стоят прилично. Зато и удовольствие практически безгранично!
Правда со временем, он пришёл к некому минимализму. Нет, и спиннинг, и катушка, и плетёный шнур по-прежнему были брендовыми. А вот количество приманок сократилось, и в этом Андрей видел очередной виток своей свободы. Если раньше он пытался подготовиться заранее, чтобы в любых условиях оставаться на высоте, то постепенно, как-то незаметно для себя, концепция изменилась. Пару воблеров в карман, катушку с бутербродами в рюкзак, спиннинг в руки. И вперёд!

Река была уже рядом, он очень хорошо это чувствовал.

С недавних пор, на природе, обоняние у него стало существенно острее и тоньше. Вот и сейчас, среди привычных запахов осеннего леса, он явственно различал проступающий запах предстоящей рыбалки. Не реки, с её сотнями ароматических ингредиентов, смешанных в абсолютно не предсказуемых, божественных пропорциях. Запах рыбалки — это запах будущих событий. Вёртких, непоседливых, а вероятно так никогда и не наступящих. Амбре текущей воды, песчаной отмели отороченной камышом и молодого ивняка. Дивный коктейль из юго-западного ветра, закатного солнца и удачи.

Андрей ускорил шаг. Теперь ему хотелось бежать, но он сдерживался. Времени до заката оставалось всё меньше.

Это место он обнаружил год назад. Сразу за городом, на одном из миниатюрных речных островков, расположенных выше моста. От берега его отделяла полоска узкой, но глубокой воды, поэтому там всегда было безлюдно. Вернее он обнаружил не само место, знакомое с детства, а лишь способ туда добираться.
Островок был всего несколько километров длиной, вытянутый сильно щерблённым полумесяцем с северо-востока на юго-запад. Вся центральная часть была покрыта колючим ковром цепкой ежевики, и труднопроходимой порослью разнопородных деревьев. Через все эти дебри пролегала единственная тропа, по которой шёл Андрей, удаляясь от города.

Вскоре он почувствовал, что старые растоптанные кроссовки, вдруг стали тесны. Андрей тихо улыбнулся - дёрнуть за шнурки-усы и разуться было минутным делом, и вот он уже ощутил подошвами приятную прохладу тропы. Правда, теперь это были не совсем человеческие ноги. Ступни превратились в широкие сильные лапы, покрытые густой короткой шерстью, устойчиво стоящие на мягких подушках. Андрей с удовольствием выпустил острые когти, вонзив их в мягкую землю, потом втянул обратно. Он немного потоптался на месте, выбирая место, где можно было оставить обувь. Не таскать же её с собой! Наконец, водрузил на торчащий по близости пенёк и двинулся дальше.

Рыбачить он любил в одиночестве. Не просто без компании, а чтобы вокруг вообще ни души. Ведь только тогда можно в полной мере слиться с рекой, с лесом и его обитателями. Настроиться на волну полной гармонии и единства.

После кроссовок пришла очередь брюк. Хвост не желал стеснять свою свободу камуфляжной тканью костюма и настойчиво просился наружу. Сняв сразу и куртку, чтобы потом не останавливаться, Андрей перешёл на лёгкую рысцу.

Удивительно, но его превращения обычно начинались с ног, и всегда, когда он был один. Если на рыбалку или в лес он попадал с приятелями, то такого не происходило. Ни луна, ни прочие хрестоматийные условия на него не влияли. Только когда один. Только когда на душе покой. Только когда чувствуешь себя частью этого огромного древнего мира.

Впереди, между деревьями показался просвет, река была уже совсем близко. Андрей прислонил спиннинг к поваленному непогодой старому тополю, стряхнул с себя рюкзак. И сделал то, что хотел сделать последние несколько минут: опустился на четыре лапы.

Оборотнем он себя не считал, не совпадала симптоматика. Сколько он ни искал объяснения своим превращениям, сколько ни копал во всех возможных направлениях — безрезультатно. Ничего подобного описано не было. Лишь две гипотезы его заинтересовали своей отдалённой схожестью. Одна о наложении реанкарнационных связей, вторая — родом из некоторых языческих практик. Да и не хотелось Андрею ничего знать! Какая разница как это называется? Или отчего так происходит... Если это так здорово!

...Лететь во весь опор по влажной, пряно пахнущей тропе, подставляя морду начавшему моросить осеннему дождику... Прохладному, щекотно стекающему по чутким ушам... Чувствовать своё тело бесконечно мощной, не знающей усталости пружиной, у которой одна цель: бег. Домчаться до реки и, не останавливаясь оттолкнуться задними лапами, придав дополнительное ускорение, прыгнуть, перелететь заиленный кусок берега и мягко приземлиться на песчаное дно. На все четыре лапы, и чтоб вода под самое жаркое брюхо... И лакать широким языком студёную, такую безумно вкусную воду.
А потом развернуться и опять бежать, прямо в чащу, мимо тропы, потому, что это уже неважно. Потому, что когда ты не человек, а нечто среднее между рысью и огромным камышовым котом, то весь лес для тебя, как любимая, зачитанная до дыр книга. Причём, которую написал сам.

Андрей дремал в автобусе, возвращаясь с рыбалки. В рюкзаке изредка шевелились пять крупных окуней. Он представлял как придёт домой, отдаст жене улов и пойдёт в ванную, пока она будет хлопотать на кухне. Осенний окунь жирный, мясо нежное... Его можно не чистить, а просто выпотрошить, положить внутрь лимона, сверху намазать майонезом, посолить и засунуть в микроволновку... Это будет чертовски вкусный ужин!

Совсем как та куропатка, на острове, заметившая его слишком поздно.

 

 

 

3.141.12.209

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
1 803
Nina_Rotta
лично#
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=227531

Галина Кошкина

У рассказа, а тем более у новеллы (видимо, именно к этому жанру следует относить произведение) должны быть начало, середина и конец, причем конец яркий и максимально неожиданный. Главный недостаток «Тропы» - отсутствие как раз такого финала. Что изрядно разочаровывает, так как в представленных читателю «начале и середине» есть искреннее эмоциональное напряжение и динамика.
Рассказ написан адекватным - не сухим, но и без излишних красивостей - русским языком, хотя лексика типа «брендовый» или «воблер» в околоромантическом произведении все же представляется не совсем органичной.
Тема далеко не оригинальна, однако попытки осмыслить возможности человека, сорвать оковы цивилизации и слиться с природой («На волю! В пампасы!»), вероятно, вечны, не исчерпаны, и в 21 веке по-прежнему актуальны.



Валерий Белолис

Это тот способ написания текста, который мне очень симпатичен. Описание состояния, подача действа со знаниями профессионала, и параллельно – выписанные до мелочей ощущения главного героя в эту минуту, в эту секунду. Образность без излишков насыщает повествование, делает его терпким. И наконец! Наедине с этим выписанным миром сам хочешь слиться с ним, стать одним целым, чувствовать острее, бежать быстрее, жаждать сильнее. Какая разница кем он становился? На самом деле.
Это удача автора.
Nina_Rotta
лично#
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=227531

Георгий Белов

Случилось так, что этот рассказ я прочитал раза, эдак, четыре. И даже не потому, что он мне запредельно сильно понравился – хотя в конкурсе этот текст, прямо скажем, не из худших – а просто много раз хотел писать обзор, да что-то отвлекало. А рассказ всякий раз успевал перечитать по новой. Главное и, практически единственное, что хочется сказать про этот текст – хороша лежащая в основе сюжета вурдалачная метафора. Ведь как не для рыбалки герой отправляется лес, и не для развязки нужно читать «Тропу». Пять рыбех – вот вам развязка.
Другой вопрос, что человек несколько десятков тысяч лет убивал в себе зверя и сейчас (только ли сейчас?) кажется, что убил полностью, целиком и окончательно. И тут на тебе – ностальгия проснулась. Если я правильно понимаю, то рассказ о том, что мы потеряли, левой рукой помахав сгинувшему ради нас отряду приматов, а правой ухватив палку-копалку. И, заметьте, текст называется «Тропа».
А тропа – штука, вестимо, извилистая и непредсказуемая. Однако чего-то тексту определенно не хватает. Автор специально прятал второй смысл, отвлекая читателя рассказом про снасти и пейзажными зарисовками? Ах, пейзажные зарисовки идут в копилку идеи? Так ведь они человечьими глазами поданы, не звериными. Получается что почти все, о чем я писал выше, в рассказе-то, строго говоря, отсутствует – но это, парадоксальным образом, не означает, что этих мыслей в тексте нет. Сложно все, сложно. Проще надо быть, лес, воздух чистый, рыбалка опять же.


Елена Чурилова

"Тропа", на мой взгляд, - один из лидеров конкурса. Первый раз прочла с удовольствием. Второй – с еще большим удовольствием. Язык – уверенный, сочный, яркий. На вскидку пять-шесть предложений можно смело рекомендовать в «лучшее дня», да и просто цитировать. Изысканная философия поданная под легким «фэнтазийным» соусом. Вкусно.

А еще навеяло воспоминания об одной из моих любимых книг – «Волкодав» Марии Семеновой. Это не минус, это плюс.
Гость
#
Предыдущие комментаторы - не рыбаки и не охотники.
Конечно аллегорическое, но очень точное описание ощущений фаната, вырвавшегося из городской суеты! .

.\\\\\ Запах рыбалки — это запах будущих событий. Вёртких, непоседливых, а вероятно так никогда и не наступящих. Амбре текущей воды, песчаной отмели отороченной камышом и молодого ивняка. Дивный коктейль из юго-западного ветра, закатного солнца и удачи. ....
..Какая разница как это называется? Или отчего так происходит... Если это так здорово!.\\\
Замечательно! Респект!
Nina_Rotta
лично#
Гость, вы поэт!
Гость
#
Nina_Rotta: Гость, вы поэт!

Поэт - автор. А рассказ - стихи в прозе. А у нас на Москве-реке, к счастью, еще остались места, где можно намочить лапы и повилять хвостиком.
Автор
#
to Гость
Вижу родственную душу, рад, что понравилось!
Спасибо за отзыв.
Nina_Rotta
лично#
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=227531

Ива

Разбирать этот рассказ по косточкам не так просто, как может показаться. Фактически в нем как бы две фабулы, два стержня, каждый из которых является самодостаточным, но в то же время оттеняет своего «соседа», подавая его в более выгодном ракурсе. Автор, кстати, не надеясь на догадливость читателя, подчеркнул эту особенность текста графически – часть рассказа выделена курсивом.
Любопытства ради я вырезала из текста курсивные куски, соорудив таким образом два рассказа. Просто так много проще оценивать литературные достоинства и недостатки. Но вернемся к сюжету. На первый взгляд (а также на второй и на третий) он до невозможности банален. Литературных оборотней по сети расселено огромное количество. Как и версий их появлений на свет божий. В «Тропе» герой вроде как и не ассоциирует себя с этим многочисленным племенем – «не совпадала симптоматика», объясняет автор. Однако авторская версия метаморфоз героя упомянута вскользь: «Лишь две гипотезы его заинтересовали своей отдалённой схожестью. Одна о наложении реанкарнационных связей, вторая — родом из некоторых языческих практик». То есть ответы на вопросы «отчего да почему» - не главное в рассказе.
Рискну предположить, что мы имеем дело с некой метафорой, смысл которой показать каким образом герой реализует внутреннюю потребность в абсолютной свободе, избегая конфликта с внешними рамками социума. То, что автор подает нам это в виде несколько фантастическом, - не более чем литературный прием.
Сделав подобное предположение, я задумалась о том, насколько автору удалось реализовать задуманное (по моему предположению задуманное, конечно, кто знает, что на самом деле хотел сказать автор).
Мне показалось весьма удачным шрифтовое разделение текста – курсивная выполняет свою нагрузку, она, как мне кажется, призвана показать читателю суть метаморфоз, в динамике продемонстрировать каким образом меняется герой и какие ощущения при этом испытывает. Может быть, динамики (чисто стилистической) тексту немножко и не хватает, но это дело техники и, как известно, наживное. Думаю, если автор еще немного поработает с рассказом она (техника) появится. Нужно просто более четко представлять внутренний ритм повествования и передать читателю как распрямляется эта пружина превращения – легко и стремительно. На мой взгляд, текст выделенный курсивом должен отличаться не только зрительно, но и лексически от остального, быть чуть более поэтическим, что ли. Пока же я порядком поспотыкалась о такие вот не красящие рассказ пассажи:
«чётко ограничивали путь Андрея от остального леса» - глагол ограничивали, во-первых, какой-то казенный, а, во-вторых, не вяжется с предлогом «от». Ограничивали – проводили границу ВОКРУГ/ВДОЛЬ чего-то. ОТ чего-то обычно отделяют.
« не располагала к любованию» - вновь казенное словосочетание.
Не буду сейчас приводить все подобные шероховатости текста, повторю лишь свою мысль – выделенное курсивом должно нести в себе поэтический ритм, наращивая движение к концу, когда «ты не человек, а нечто среднее между рысью и огромным камышовым котом, И весь лес для тебя, как любимая, зачитанная до дыр книга. Которую написал сам» (надеюсь, автор обратил внимание на мои небольшие редакторские правки).
Вторая часть текста, описывающая человеческую ипостась героя удалась автору чуть хуже. Есть некоторые обороты, которые лично я не люблю и считаю литературными паразитами (как, например, появившаяся в последнее время привычка у пишущих выражаться «по-английски» - «была покрыта» вместо «покрыта». Или «островок был всего несколько километров длиной, вытянутый сильно щерблённым полумесяцем» вместо «островок всего несколько километров длиной сильно щерблённым полумесяцем вытянулся с северо-востока на юго-запад». Когда это был, били, была повторяются в каждом предложении – создается впечатление невычитанного текста. А выражение «впускал в уши» - это как?
Помимо таких вот несуразностей, вторая часть текста требует структурирования. И тут автору вполне может помочь моя методика деления текста. Соедините все некурсивные части – приведите логику повествования в порядок (например, абзац «Островок был…» явно в таком варианте чтения не на месте), а затем верните прежнюю структуру рассказа. Уверена, текст не только ничего не потеряет, но и выиграет.
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи