Местное самоуправление – улица с двусторонним движением

21 сентября 2002, 22:08

Местное самоуправление – улица с двусторонним движением

Такие слова звучали на научно-практической конференции «Актуальные проблемы устойчивого развития муниципальных образований на современном этапе реформирования местного самоуправления», которая состоялась в Одинцове в дни Презентации Одинцовского района и празднования 45-летия города.

Она была организована администрацией Одинцовского района, Академией наук социальных технологий и местного самоуправления, Российской академией государственной службы при Президенте РФ, Российской академией естественных наук, Российской академией наук. В работе конференции приняли участие ведущие российские ученые в области местного самоуправления, главы многих городов и районов Подмосковья, представители Государственной Думы, общественных российских организаций, журналисты. Состоялся серьезный разговор как о перспективах развития российского муниципалитета, так и о тех проблемах, которые мешают самостоятельности местной власти, способной решать самые ответственные государственные задачи. Как известно, в настоящее время при Президенте Российской Федерации работает Комиссия по выработке Концепции развития местного самоуправления. Представители академической науки и практики, главы исполнительной власти, обеспокоены некоторыми идеями проекта Концепции: дробления и в конечном итоге ликвидации районов, того звена местного самоуправления, которое является наиболее дееспособным и ответственным, а также введением института менеджеров-управленцев, которые будут руководить мелкими единицами местного управления, выходя напрямую на Губернаторов и федеральных министров. Откуда появятся эти менеждеры? Сколько их будет и как они будут функционировать? Смогут ли существовать деревни и села в отрыве от города? Не станет ли разменной монетой в деле реформирования местного самоуправления наша многострадальная российская земля? Что стоит за изменениями в бюджетном кодексе, которые находятся в противоречии с законодательством о местном самоуправлении, принятом ранее и никем не отмененным? Об этом и о многом другом шел разговор на конференции. С кратким вступительным словом выступил глава Одинцовского района Александр Георгиевич Гладышев, поблагодарив всех участников конференции за неподдельный интерес к Презентации Одинцовского района и тематике научно-практической конференции. Он заметил, что, несмотря на огромное внимание, которое уделяется в Одинцовском районе развитию спорта и социальной сферы, залогом успеха остается экономика и ее прогресс. От наполнения бюджета зависит выполнение всех программ развития территории, и будущее района в целом. Одинцовский район, многие годы, являясь донором областного бюджета, представляет собой весьма пеструю картину: 28 сельских округов и поселков неравнозначны по территории, населению и, соответственно, вкладу в общую казну. От 22 тысяч до 700 человек проживают в различных округах. До 2001 года для всех было общим наличие бюджетов в сельских округах, что позволяло строить планы и развиваться. Новый бюджетный кодекс лишил район львиной доли налоговых поступлений – отменены местные налоги, сборы от налога на добавленную стоимость перестали поступать в местные бюджеты, а налог на прибыль сокращен в несколько раз и сборы по этой статье также идут сразу наверх. Налоговые поступления в бюджет района сократились в результате вполовину, а сельские округа перешли на сметное финансирование. Это привело к серьезным потерям, к примеру, построенное здание Перхушковской больницы не может принимать пациентов, поскольку не на что закупить оборудование. Таким образом, финансовая необеспеченность местного самоуправления может привести к потере устойчивости самых крепких районов и городов. Одинцовский район выстоял, а что будет дальше? Вице-спикер Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Владимир Петрович Лукин назвал вопросы развития местного самоуправления одними из самых сложнейших в нашей российской действительности. «Люди почему-то не хотят самоуправляться» и главной причиной является то, что они не имеют рычагов для этого. Наверху считают, что самое важное в том, чтобы перераспределять то, что имеется. «И пытаются штопаное одеяло российского бюджета натянуть на тело всей страны». Вице-спикер считает, что необходимо бороться с тенденцией забрать все в центр и создать финансовую базу местного самоуправления. Только тогда, по мнению Владимира Лукина, народ станет жить лучше. Весьма важным было выступление Владимира Семеновича Мокрого, председателя Комитета по местному самоуправлению Государственной Думы ФС РФ. Он полагает, в основе развития местного самоуправления должен быть эволюционный подход. Изменения в структуре местного самоуправления неизбежны, но лишь при создании соответствующих условий, среди которых важнейшими являются финансовые. Реформирование без обеспечения финансово-бюджетными средствами только ухудшит ситуацию и это сразу почувствует конкретный человек, чьи доходы в нашей стране и так невелики. В то же время в проектах реформирования законодательства в последнее время наблюдается тенденция чрезмерной централизации, перегруженности местного самоуправления государственными обязанностями и полномочиями, необеспеченными финансовыми средствами. По мнению законодателя, развитие местного самоуправления необходимо и давно назрело, но оно должно идти продуманным путем, чтобы не сдерживать потенциал российских территорий, а наращивать его. Академик, директор Института государства и права РАН Борис Николаевич Топорнин высказал мнение, что опыт Одинцовского района представляет большой интерес для тех, кто занимается проблемами местного самоуправления, поскольку здесь знают, как решать многие из них. В то время как в стране готовится реформа местного самоуправления важно, чтобы было понятно общее направление или стержень реформы и всей системы местного самоуправления. Процесс укрепления государственности не должен нарушать баланс сил государственного аппарата, силовых структур и местного самоуправления. В нашей стране, где слишком большую роль играют должностные лица, а не население, это особенно необходимо. Центр, безусловно, должен регулировать основы местного самоуправления, но не подминать его. Ведь именно на местном уровне решаются колоссальные задачи и, прежде всего, создается институт гражданского общества. Люди составляют местное сообщество и одновременно государство. Пока же потенциал местного самоуправления в нашей стране задействован слабо. Возможно, потому, что становление гражданского общества связано с наличием развитого института частной собственности. А у нас частная собственность не способствует единению. С другой стороны, в стране не сформировался зрелый средний класс – основа гражданского общества. Все это могло бы объединить, развить местное самоуправление. Для чего необходимо его обновить, создать для него правовые, организационные, экономические условия. Об экономических аспектах функционирования местного самоуправления и страны в целом говорил академик РАН Валерий Леонидович Макаров. Он напомнил расхожее выражение, что конкуренция – двигатель прогресса. В соответствии с преобладающим взглядом «правильная федерация» – это конкурентная, а не согласительная федерация, в которой конкурируют субъекты и местное самоуправление. Но для этого необходимы четкие правила создания, объединения, разъединения субъектов. В развитых странах требовались подчас столетия, чтобы родилась какая-то форма местного самоуправления и соответствующее законодательство. Мы же пытаемся за считанные годы пройти вековой путь. Нельзя ломать, не учитывая реалии. А каковы они на сегодня? Ныне в России главный продукт экспорта и основа бюджета сырьевые отрасли, нефть, газ. А в США построена экономика знаний, как особый тип продукта. Тот, кто первый в экономике знаний, и будет первым в мире. Мы же совершили огромную ошибку в своем отношении к военно-промышленному комплексу, который базировался на знаниях. Его потенциал не востребован последние годы. В глобальной экономике высочайшую рыночную цену имеют стандарты и квалифицированная рабочая сила. Мы же растим в МГУ, на физтехе прекрасных специалистов, которые затем уезжают на запад, в США. Московская область и Одинцовский район в частности, где наиболее развит сектор экономики знаний, может стать лидером российской экономики в целом. А за ними потянутся другие, начнется здоровая конкуренция. Выступление академика РАН Дмитрия Семеновича Львова стало одним из самых запоминающихся, многие выступившие затем присоединялись к докладчику. Заметив, что в России все идет в правильном направлении, но слишком медленно, академик подчеркнул, что наша страна имеет колоссальную устойчивость и огромные богатства. По данным ООН Россия лидирует по уровню национального достояния на душу населения: этот показатель составляет 160 тысяч долларов в сравнении с 16 тысячами, что имеют жители США. В то же время по ВВП на душу населения Россия находится на 57-м месте в мире. Богатая и бедная страна одновременно! За 12 лет российских реформ в стране произошли катастрофические демографические изменения, которые можно назвать «эпидемией смерти». Причем вымирает молодое работоспособное население, а также «новые русские». Жизненный уровень людей с 1990-го года к 2000-му сократился на 46-47%. Макроэкономические расчеты по России в целом свидетельствуют, что доходы бюджета на 75% зависят от природных богатств, от продажи сырьевых ресурсов, 20% доходов страна получает от капитализации и бизнеса и лишь 5% - от труда и производства. В то же время налоговая система строится в зеркальном отражении, строго наоборот: две трети составляет подоходный налог от фонда оплаты труда. Получается, что нищее население держит Россию. В то же время во всех цивилизованных странах именно рента, налог на землю представляет собой самую солидную статью дохода бюджета. Только тогда, когда национальное достояние – земля и ее ресурсы – обретут настоящую цену и стоимость, сможет сформироваться гражданское общество. Доход от земли должен стать фондом поколений, фондом нации, а не отдельных ее представителей.

13.58.82.79

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
5 708
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи