Загадочные кости в Саввинской Слободе
Лето — золотая пора для археологов: наш климат позволяет вести раскопки лишь с мая по октябрь. Несмотря на богатейшую историю Одинцовского района, у нас осталось много неисследованных мест, которые ждут — не дождутся качественных раскопок. А вот археологов — единицы, и тем ценнее их работа. Корреспондент «Одинцово-ИНФО» передает «вести с полей».
Загадочные кости в Саввинской Слободе
Валерий Васильевич строил на своём участке новый дом. Прокладывая в земле трубу, его рабочие наткнулись на ржавую каску и некие останки на метровой глубине.
Рабочий Александр показывает найденную каску
Поначалу они не сориентировались и на всякий случай положили находки обратно в землю. Тем не менее, хозяину об этом сообщили, и тот решил выяснить, в чём же дело.
— Мы с семьёй подумали, что если на нашем участке лежит непохороненный солдат, то нельзя это так оставлять, нельзя ходить по костям. Я обратился в Одинцовский военкомат. Они дали мне контакты Комитета по делам молодёжи, а там уже вывели на поисковый отряд «КитежЪ». Поисковики выехали по сигналу.
Однако, когда кости были откопаны заново, оказалось, что они принадлежат животным, скорее всего, домашним.
Тем не менее, каска оказалась самой настоящей, советской, образца 1940 года. Кроме неё, в яме были найдены ножны от штык-ножа.
Хозяин участка Валерий Васильевич с внуком рассматривают ножны
Руководитель отряда Антон КУЗНЕЦОВ объяснил, что это тоже достаточно редкая находка.
— Антон, не жалеете, что приехали по «ложному вызову»?
— Это часть нашей работы, без неё не бывает серьёзных находок. Даже наоборот, очень хорошо, что человек сам на нас вышел. Обычно, когда люди находят на участке кости, они паникуют и сразу звонят в милицию. А там обязаны по звонку начать громоздкую бюрократическую процедуру, которая может длиться годами.
— А чем это мешает в вашей работе?
— Мы в этом случае теряем возможность исследовать останки, идентифицировать солдат, захоронить их и сообщить родным. Фактически, боец снова «пропадает без вести», на этот раз в бюрократических дебрях.
Юные археологи под Звенигородом
Раскапывая загадочные кости в Саввинской Слободе, китежцы попутно нашли множество мелких бытовых предметов и фрагментов керамики, часть из которых явно относилась к дореволюционному периоду.
Оценить находки помог археолог Алексей АЛЕКСЕЕВ из Звенигородского музея, который в тот день как раз вёл раскопки неподалёку от Звенигорода — у храма Успения Божьей Матери.
Алексей подтвердил, что ряд откопанных вещей относятся к XIX веку. Они будут детально исследованы и переданы в местные музеи.
Алексей Алексеев у колоколов храма Успения Божьей Матери
— Алексей, а почему предметы XIX века оказались на одной глубине с военной каской и ножнами? Между ними, по логике, должно быть несколько десятков сантиметров разницы.
— Ничего странного — участок находится на территории деревни, и земля не раз перекапывалась для хозяйственных нужд. Так что слои разных периодов были просто перемешаны.
— А сами Вы что сегодня раскапываете?
— Мы раскапываем культурный слой по периметру храма, сейчас работаем у южного фасада. А вообще с 2008 года уже исследовали северную и алтарную часть.
— У раскопок есть какая-то конкретная цель?
— Храм нуждается в реставрации. А для этого реставраторы должны чётко знать состояние фундамента. Поэтому мы обнажаем фундамент, осматриваем его, а заодно изучаем культурный слой, который отложился вокруг стен.
— И как результаты?
— Фундамент весьма плох. Некоторые камни уже потрескались. А в алтарной части состояние и вовсе угрожающее.
— То есть храм очень старый?
— Не просто старый, а уникальный! Это единственный в Подмосковье белокаменный храм, сохранившийся до наших дней в неизменном виде, не разрушенный и не перестроенный. Его возвели в 1390-х годах при князе Юрии Дмитриевиче.
Пока Алексей рассказывает о раскопках, к нему то и дело подходят дети с находками: «А что это такое? Это керамика? Это надо брать? А вот это посмотрите?»
— Алексей, как получилось, что вам помогают дети?
— Это ребята из воскресной школы при этом же храме. Им интересно, а нам большая помощь. По-моему, это очень важно, чтобы ребёнок пропускал историю через свою душу, чтобы касался её своими пальцами.
— Детишки местные?
— Не только. Бывают и школьники из Москвы. А завтра приедут волонтёры из московских вузов. Всего за этот сезон через раскопки пройдёт человек 40-50.
В Больших Вяземах вышли к слою XVIII века
Тем временем в усадьбе Вязёмы (Государственный историко-литературный музей-заповедник А. С. ПУШКИНА) тоже выдался продуктивный день. Нашему знакомому музейному археологу Алексею СМИРНОВУ приехала помочь вольная дружина «Яровит» со своими друзьями.
— Алексей, какими находками сегодня порадуете?
— Количество находок не убавляется — сегодня их было 20. Мы обнаружили деталь конской упряжи, круглую свинцовую пулю, пряжку, монеты, мундирные пуговицы. Но самое главное — приближаемся к тем слоям, которые связаны с гибелью годуновской усадьбы. Вот где ожидаются самые интересные находки!
— А могут ли они скорректировать историю Вязём, какой мы её сегодня знаем?
— Легко! Дело в том, что история нашей местности чем древнее, тем менее изучена. Поэтому эти раскопки имеют огромное значение.
— И, когда вы планируете выйти на слой пожарища?
— В июле-августе точно расправимся с XVIII веком, а сразу под ним уже должны залегать заветные слои. По нашим расчетам, до горизонта пожарища копать ещё 20-30 сантиметров. Хотя надо сразу предупредить: нет никаких гарантий, что внизу будет действительно то, что мы ожидаем. Пока расчеты и предположения строятся на результатах прошлых раскопок, производившихся неподалеку. А здесь ситуация может быть другой. Проще говоря, когда имеешь дело с многослойным памятником и небольшой вскрываемой площадью, любые прогнозы — дело неблагодарное.
Алексей Смирнов с находками
— Получается, что XIX век занял целых 30 сантиметров, а на XVIII и XVII века приходится гораздо меньше?
— Всё логично: чем раньше период, тем тоньше культурный слой.
— А почему так происходит?
— Толщина зависит от интенсивности жизни в этой местности.
— И как вы определяете, что кончился один век и начался предыдущий?
— Слои достаточно хорошо датируются монетами, в пределах трети-четверти века.
Читайте также:
В Больших Вяземах начались археологические раскопки дворца Бориса ГОДУНОВА
13.59.134.65
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в: