Город и село объединят межшкольные автобусы

30 июня 2005, 12:47

БОТТСегодня в Одинцовском районе существует несколько малокомплектных школ, на занятия в которые ходит всего тридцать-пятьдесят учеников. Однако руководство Одинцовского района не пошло по простому пути: закрыть и никаких сложностей не будет. Напротив управления образования готово приложить все усилия для их сохранения. Чем было продиктовано такое решение корреспонденту «ОДИНЦОВСКОЙ НЕДЕЛИ» объяснила начальник управления образования Гильда БОТТ.

- Александр Георгиевич Гладышев сказал в интервью, что мы единственный в России район, где не стали сокращать школы малой комплектации. С чем это связано?

- Прежде всего, необходимо понять, что же такое школы малой комплектации. К ним можно отнести практически все начальные, кроме Одинцовской начальной школы № 2, где учится более 400 детей, и восьмилетние школы, такие как Покровская или Перхушковская , в которой в своё время училось порядка сорока пяти-пятидесяти детей… Почему надо сохранять такие малокомплектные школы? Потому что, пока живёт школа, жив тот населённый пункт, в котором она существует. Мы работаем ради людей, населения, и если их лишить последнего - места, где обучаются дети, то никакого культурно-образовательного центра там вообще не останется.

Вот, например, в Покровской школе, в своё время, было более ста сорока детей, а в Перхушковскую ходило лишь пятьдесят. Сейчас началось строительство, люди стали возводить в Перхушкове коттеджи для постоянного проживания, и, конечно же, они привели в школу детей. Сегодня у нас там учится восемьдесят один ребёнок, а вот в Покровской школе ситуация другая: там осталось всего сорок три ученика. И естественно, если эта тенденция к снижению школьников сохранится и дальше, нам придётся серьёзно задуматься о её будущей судьбе. Возможно, в Покровском сейчас хватит и начальной школы.

- Но этого вам не хотелось бы?

- Отказаться от малокомплектной школы не сложно, но меня при принятии подобных решений всегда останавливает мысль о проблемах, которые возникнут у школьников, вынужденных добираться в отдалённые от них учебные заведения. Если бы у нас существовало чёткое расписание движения маршрутных автобусов, отлаженное, как часы, такие решения давались бы нам легче. Ведь куда придётся ходить учиться детям из Покровского? Только в Часцовскую школу, а вы попробуйте туда добраться. Ладно ещё весной, летом, ранней осенью, когда тепло и солнечно, а как быть осенью, в дождь и слякоть, или добираться до школы зимой в снегопад? И заставлять маленьких детей ежедневно «ходить в школу» таким образом, как я считаю, неправильно.

Московская область, и особенно Одинцовский район, заметно отличаются от всей России, прежде всего потому, что мы находимся в центре страны, и поэтому наши возможности и возможности, к примеру, Ярославской области заметно различаются. Конечно, не стоит сохранять школы, в которых училось четыре ребёнка - их придётся закрывать. Но тогда многим просто необходимо предоставить удобные условия для работы.

Например, сегодня многие директора в рамках новых городских и сельских поселений, где у нас будет по две-три школы, ставят вопрос о необходимости межшкольного автобуса. Причём они поднимали этот вопрос, говоря о дополнительном образовании: к примеру, детям необходимо заниматься спортом, но везде ведь не откроешь спортивную школу, и поэтому предлагалось использовать межшкольные автобусы для таких потребностей детей. А я увидела эту идею по-другому: вот если бы такой межшкольный автобус объединял учебные заведения с углублённым изучением разных предметов: математики в одной школе, истории в другой, тогда можно было бы говорить о том, что наши школьники действительно имеют выбор, могут сами решать, как и что они предпочитают изучать. Сегодня мы фактически привязываем детей к тому месту, где они родились и растут. И при таком подходе, даже компьютеризировав школы, нам будет трудно приблизить уровень дальних сельских школ к уровню городских учебных заведений.

- А как родители относятся к малокомплектным школам?

- Если родители относятся к ним отрицательно и не заинтересованы в их сохранении, ничто не мешает им подать заявление в другую школу. Но тогда им необходимо учитывать одно условие: в соответствии с принятым законом, транспортные расходы будут компенсироваться только в том случае, когда ребёнок учится в другом населённом пункте, т.к. там, где он проживает, нет образовательного учреждения подобного типа. Во всех остальных случаях все переезды родители будут оплачивать самостоятельно.

- Какие-то сложности у таких школ всё равно существуют, выдерживают ли они конкурентную борьбу?

- Конечно, в таких школах есть свои проблемы. Трудно пригласить высококвалифицированных специалистов, если в «параллели» всего один класс. Поэтому я вижу, что с точки зрения выравнивания детей из сельских и городских поселений, эти самые межшкольные автобусы, которые позволят решить проблемы по профилизации школ и сблизят сельских детей, которые, достигая определённого взрослого возраста, смогут выбирать - мигрировать из школы в школу. Так у нас произошло со средней школой в Шарапове, сегодня она не выигрывает конкуренцию со Старогородковской школой, которая находится в десяти минутах езды на автобусе, и поэтому в этом году десятиклассники остановили свой выбор именно на Старогородковской школе. И не потому что она ближе или образование там дают лучшее, дело в том, что возможностей у них там будет больше, хотя бы из-за того, что в ней четыре десятых класса, а в Шараповской - всего один и маленький. Хотя старшеклассники, которых выпустила эта школа в 2005 году - очень умные и изумительно талантливые дети. А ведь плохой педагог хороших учеников не воспитает. Но, так или иначе, у этих учеников была возможность сделать свой выбор, предпочесть одну из школ, в которой они продолжат своё обучение. И если в ближайшее время подобный выбор сделает ещё несколько поколений будущих десятиклассников, тогда Шараповская школа автоматически превратится в основную, где будут учиться дети лишь в течение девяти лет. И это совершенно нормальная оптимизация сети образовательных учреждений, такой выбор делает сама жизнь.

Анна ТАРАСОВА

 

"Одинцовская НЕДЕЛЯ" специально для "Одинцово-ИНФО"

3.147.72.15

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
1 646
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи