Вероломное нападение на историю
Через несколько дней после празднования Дня Победы неугомонный депутат Железняк выступил с очередной инициативой: озвучил идею введения уголовной ответственности за реабилитацию нацизма и попытки пересмотреть итоги Второй мировой войны. Кажется, он вступил в соревнование с товарищем по партии Яровой — кто больше выдаст на-гора патриотичных инициатив. Но дело не в количестве законов, часто пустых и ненужных. Проблема, точнее, беда, в другом. Мы продолжаем жить в мире стереотипов полувековой давности, с помощью которых мир незамысловато делится на своих и чужих. Продолжаем жить во «вражеском окружении» — как внутреннем, так и внешнем.
Из этого двухцветного формата растет и обещанный властями школьникам единый учебник истории. Уже не секрет, что он будет «заточен» прежде всего под историю Великой Отечественной войны, и это правильно. Но вопрос в том, как она будет подаваться.
Главный итог любой войны — результат. Наша страна одержала Великую безоговорочную Победу. Итоги войны пересмотру не подлежит. Так почему же наши политики постоянно истерят по этому поводу? Да потому, что беспокоят их совсем не итоги, а возможность пересмотра роли в этой войне руководства СССР. Тогда нынешняя власть лишится последней темы, которая позволяет ей беззастенчиво спекулировать на «национальной гордости великороссов». Все остальные уже проданы и проедены.
Судя по тому, что сегодня говорится и пишется, история Великой Отечественной войны в едином учебнике станет «канонической» в самом худшем смысле этого слова. Шаг влево, шаг вправо будет толковаться как «покушение на святое». Но как кастрат не способен к воспроизводству потомства, так и кастрированная история не научит предвидеть будущее, а это — одно из главных ее предназначений. В противном случае хождение по историческим граблям так и останется нашей бесконечной забавой. Что мы и наблюдаем при обсуждении концепции единого учебника.
По замыслу его разработчиков, не стоит лишний раз напоминать детям о сталинских репрессиях. Если же сказать о них все-таки придется, то в двух словах: репрессии будут отнесены только к 1937-38 г. г., как «методы борьбы с «пятой колонной». А роль Сталина предложено интерпретировать в связи с «установлением однопартийной диктатуры и единовластия». Раз невозможно полностью обелить этого кровавого персонажа нашей истории, попробуем преподнести дело так, что миллионы расстрелянных, сидевших в ГУЛАГе, депортированных, вынужденных переселенцев оказываются не безвинными жертвами сталинского террора, а мифической «пятой колонной» при «однопартийной диктатуре и единовластии». Знакомая картинка, не правда ли? Трагедия превратилась в фарс. «Путин наше всё», «иностранные агенты»…
Но если мы считаем, что живем в цивилизованной стране, то нельзя учить детей истории, исходя из политической целесообразности. Ложь порождает ложь. При таком «целесообразном» подходе неизбежна фальсификация и русской литературы. Исчезнут имена писателей, чьи произведения о войне не вписываются в концепцию преподавания. Речь идет, к примеру, о Викторе Астафьеве, чей роман «Прокляты и убиты» радетели «чистоты» истории уже называют клеветническим. Наши школьники должны знать обо всем, в том числе и о «неудобных» эпизодах войны. Только при их изучении складывается объективная картина, из которой становится очевидным преступный характер сталинского режима.
Теперь перейдем к конкретике. Республика Локоть (многие ли из взрослых знают о ней?) просуществовала на оккупированной нацистами территории почти два года. По размерам она превышала территорию Бельгии. Население — свыше полумиллиона человек. За время существования под немецким протекторатом русского самоуправления там были восстановлены церкви, работали 9 больниц и 37 медицинских пунктов амбулаторного типа, действовало 345 общеобразовательных школ и 3 детских дома, открыт городской художественно-драматический театр. Два года без советской власти. Реальная антисоветская республика на территории СССР.
Во всех сферах там уничтожалось все советское. Можно считать жителей Локотской республики предателями, сотрудничавшими с оккупантами. Можно — и нужно! — их осудить. Но в то же время необходимо понимать, что если бы не предвоенный сталинский террор, такой республики никогда бы и не существовало.
Армия Власова — такое же порождение безумной и кровавой предвоенной политики Сталина, а также плод бездарного военного руководства, в первые месяцы боев оставившего в тылу в врага миллионы советских солдат и офицеров. Но вне всякого сомнения, солдаты армии Власова нарушили присягу, перейдя на сторону врага. И здесь мы подходим к еще одной теме, которая вряд ли найдет отражения в едином учебнике.
Воинский долг и смерть. Солдат любой армии обязан выполнять свой долг любой ценой, даже ценой жизни. И не всегда своей. Поэтому в человеческом плане нет никакой разницы между рядовым Красной Армии Иваном и Гансом, рядовым Вермахта (речь не о карательных подразделения — они признаны преступными Нюрнбергским трибуналом). Здесь крестьянин-рабочий, там крестьянин-рабочий. Война сделала их врагами, но судьбы очень похожими.
Ответственность за войну несут политики и высшие военные чины. Солдаты — лишь исполнители их воли. Советский солдат, нарушивший присягу и перешедший на сторону врага, — дезертир и предатель. Немецкий солдат, совершивший те же действия, — тоже дезертир и предатель. Мотивы вторичны — антифашист, антисталинист или просто трусость. Факт остается фактом: дезертир и предатель.
Советский солдат — освободитель. Немецкий солдат — оккупант, но у него не было выбора. Как не было его у советских солдат в 1956 году в Венгрии, в 1968 году в Чехословакии, в 1979 году в Афганистане.
Владимир и Иван Янсюкевичи (отец и дядя), май 1945 года, Берлин
На Бородинском поле стоит памятник всем погибшим в битве Отечественной войны 1812 года (и своим, и чужим), на одной из восьми граней которого золотом выбито: «Европа оплакала падение храбрых сынов своих на полях Бородинских». На открытии памятника присутствовали участники той войны, вдовы, матери, потерявшие сыновей (прошло чуть больше четверти века с момента кровавых событий). Но вместо ненависти и ожесточения к поверженного врагу — слова памяти и великодушия к павшим воинам: «храбрые сыны».
В 1932 году этот памятник был снесен (восстановлен лишь в 1987 году). Знаковый штрих того времени. Времени, с которым мы до сих пор никак не можем проститься. Времени, в котором «патриотичные» политики в своих интересах продолжают делить людей на своих и чужих, как вне так и внутри страны. Но на своих и чужих людей делит только война. И единый учебник истории.
А на днях прозвучало еще одно предложение — спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко: «Сегодня у нас два обязательных ЕГЭ — русский язык и математика. Считаю, что этот перечень должен быть дополнен предметом «История России», если мы хотим сохранить единое культурно-историческое пространство страны».
Похоже, что круг замкнулся. От зачищенного «Единой Россией» единого учебника — к обязательному ЕГЭ по нему, для подготовки к которому школьникам придется историю своей Родины не учить и осмысливать, а зубрить в соответствии с линией партии и правительства. Черно-белый мир «политической целесообразности» может праздновать свою окончательную, но далеко не великую победу.
18.119.167.244
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в:
А то получается как тот казак с дедовским орденом на груди.
…Если бы Павла 1 убили до коронации, то Берлин был бы русским губернским городом уже 250 лет.
…Если бы Николай 2 не отрёкся от престола, Берлин был бы русским губернским городом 100 лет.
…Если бы Сталин все завоёванные государства оформлял республиками СССР, то Берлин был бы русским областным центром 68 лет.
…Если бы…
Берлин просто под руку подвернулся в духе обсуждаемой темы.
и чего?
йа не понял
По словам С. Шойгу, кладбище призвано стать местом, где «будет сохранена память о выдающихся гражданах нашей страны, имеющих особые заслуги перед Отечеством».
Первое захоронение на кладбище произошло вчера — при участии представителей поискового движения России были захоронены останки неизвестного солдата, погибшего в годы Великой Отечественной войны на Смоленщине.
почитайте — полезно для исторчески подкованных «умников».