Гребневская церковь: от солдатской бани
до наших дней
Храм осквернялся армией Наполеона, разорялся после революции и подвергался обстрелам в годы Великой Отечественной. В разное время его здание было складом, общежитием и даже солдатской баней. С честью выдержав все испытания, в наши дни Гребневская церковь — не только выдающийся памятник архитектуры Одинцово, но и центр духовной жизни горожан.
От Западных границ России в Москву вел старый Смоленский тракт. На Можайском участке этой дороги и располагается город Одинцово, бывший ранее небольшим селом. В 1673-1679 годы здесь была построена первая деревянная церковь «во имя священномученика Артемона». Построена она была на средства владельца села Одинцово, боярина Артемона Сергеевича МАТВЕЕВА, одного из самых состоятельных людей своего времени. Это дает основания предполагать, что церковь была богато отделана и украшена.
Во второй половине 1790-х село перешло в руки графини Елизаветы Васильевны ЗУБОВОЙ, которая вместо обветшалой старой деревянной церкви решила построить каменную церковь во имя Гребневской иконы Божией Матери. Осенью 1801 г. сооружение Гребневской церкви было закончено и графиня в поданном преосвященному Серафиму епископу Дмитровскому викарию Московскому прошении писала: «… в вотчине моей… селе Одинцове вместо деревянной ветхой Артемоновской церкви построена от меня вновь каменная во имя Гребневския Божия Матери, которая как наружным благолепием, так и внутри достаточно изукрашена, ризницею и прочей утварью снабжена и к освящению готова». И 22 ноября 1801 г. церковь была освящена архимандритом Можайского Лужецкого монастыря Феофаном.
С началом богослужения в Гребневском храме ветхая церковь священномученика Артемона была разобрана, и вся ее утварь «кроме некоторого числа образов, обращена в новую» церковь. Прихожанами были крепостные крестьяне графини Зубовой.
В 1812 году, в ночь на 1 сентября уже после Бородинского сражения, войска 1-й и 2-й Западных русских армий расположились на ночлег в Мамоново в Одинцово. В Гребневской церкви служились молебны о ниспослании победы над врагом, а ее святыни поддерживали дух русских воинов. Наполеоновские войска, направляясь к Москве, меняли свою диспозицию почти по тем же селениям. 2 сентября, как сообщал в своем письме Наполеон, конница Мюрата находилась в Одинцово. Гребневский храм подвергся осквернению и разорению французами, но на следующий год был освящен заново.
Безмятежная церковная жизнь продолжалась сто лет, пока не случилась революция 1917 года. Содержание и ремонт церкви были возложены исключительно на церковную общину. Ни об одном ремонте Одинцовского храма в советское время архивных документов не обнаружено. Вся его драгоценная утварь, видимо, была изъята в начале 1920-х в соответствии с постановлением ВЦИК от 23 февраля 1922 г.
В 1938-1939 гг. приход Гребневской церкви перестал существовать. Церковь была закрыта и разграблена. И тогда же стала использоваться в хозяйственных целях поселка. Последним настоятелем в храме перед его закрытием был митрофорный протоиерей Александр ВОРОНЧЕВ. Его арестовали, сослали в лагерь, а затем казнили. Братия Гребневского храма установила день памяти протоиерея Александра — 3 ноября (так как точная дата гибели не известна). После закрытия храма было осквернено и кладбище при церкви. Люди раскапывали могилы, таскали черепа за длинные волосы, пытаясь найти драгоценности и кресты.
В начале Великой Отечественной здание церкви подвергалось обстрелам. После войны был заложен западный вход в колокольню, пробиты новые оконные и дверные проемы, исчезли иконостасы, большая часть росписей стен, старые полы, ограда храма и колокола. И как бы в насмешку, 30 августа 1960 г. вышло Постановление СМ РСФСР за №1327 о «взятии бывшей Гребневской церкви на государственную охрану».
Так выглядел Гребневский храм времен развитого социализма
«Охраняли» здание церкви различные организации. В разное время здесь располагались хозяйственные склады, солдатская баня, общежитие, различные конторы. Через 29 лет, в 1989 г., было объявлено, что здание «должно послужить культурному и духовному воспитанию горожан». Решено было перестроить церковь под концертный зал. Православные одинцовцы начали сбор подписей за передачу здания Гребневской церкви православной общине. В марте 1991 г. Гребневский храм был передан общине верующих Русской Православной Церкви.
На чудом сохранившемся снимке 1968 года мы видим окраину села Одинцово, бетонные плиты и столбы на переднем плане — начало огромной стройки в этой части города
Вид на Гребневскую церковь со стороны железной дороги, 1975 год
Первые Богослужения проходили в маленькой часовне. Но уже в июне 1991 г. прихожане молились за первой Литургией в праздник Пресвятой Троицы. Обустраивался храм и внутри. Были восстановлены настенные росписи в ротонде. Жители приносили в дар храму древние иконы и книги. Из прежнего убранства храма сохранились до наших дней только две святыни: храмовая икона Гребневской Божией Матери и Распятие. Они находились в Покровской церкви с. Акулово и после открытия Гребневского храма были переданы сюда.
Реконструкция храма в 1990-х годах
2 июля 1995 г., за воскресной Литургией, состоялось полное освящение храма во имя иконы Гребневской Божией Матери. В 2002 г. на пожертвования прихожан были изготовлены и установлены мастерами Палеха новые резные иконостасы из красного дерева и киоты для особо чтимых икон. Сегодня при храме действует воскресная школа и Православный молодежный центр, который открылся в марте 2000 года.
3.239.3.196
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в:
СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ РСФСР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 февраля 1922 года
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЛЯНОЙ МОНОПОЛИИ И ОБ АКЦИЗЕ НА СОЛЬ
При чем тут это?
Уловили? Писано левой ногой.
Немало прошло времени, пока семье удалось узнать о его местонахождении и поехать к нему в места заключения. Матушка Софья Митрофановна со старшей дочерью Ниной Александровной в 1940 году встретились с ним в районе Петрозаводска — Медвежья гора. Им было позволено провести целый день вместе. Отец Александр был острижен, поседел. В лагере он исполнял должность архивариуса, рассказывал, что ему удается тайно совершать богослужения.
В 1942 году, приехав в Карелию, чтобы повидать батюшку, родные узнали, что лагеря больше нет…На вокзале они повстречали монахинь, и те рассказали им печальную историю. Лагерных заключенных (среди них был и о. Александр) согнали на большой катер и отбуксировали на середину озера. Потом судно было потоплено. Его разбомбили самолеты, на крыльях которых были изображены красные звезды»
Господа! Так лгать — это ж какой язык надо иметь? Вдумайтесь — написано, что в 1942 году, в разгар войны, родичи поехали проведать заключенного попа. Куда поехали? В Петрозаводск!!! В Медвежьи горы!!!
Лезем в википедию, чтобы прочитать историю этих славных городов. И что узнаем? с 1941 по 1944 года они были оккупированы финской армией, вместе со всей Карелией.
Мать вашу так, ну зачем лгать столь бессовестно? Родственники едут в оккупированную Карелию! Во время войны! Ад, кромешный.
Теоретически, конечно, можно предположить, что поездка состоялась после войны, а «монахини» чутка приукрасили ситуацию — захваченные противником заключенные работали на финнов, и их действительно грохнули с самолетов СССР. Но, извините, это уже совсем другая картина получается, летчики не могли знать, кто внизу на катере, он для них был вражеский.
Я поражен степенью беспардонности вранья, тиражируемого на религиозных интернет-ресурсах. Похоже, авторы совсем не боятся бога и посмертной ответственности за ложь.