Он знал Василия Сталина
22 июня 2005, 17:51
![](/img/2013/12/nr/a172.jpg)
Много лет он работал заместителем директора НИИСХ ЦРНЗ по науке и заместителем генерального директора НПО «Подмосковье» в пос. Немчиновка, но свои административные должности он всегда совмещал с должностью руководителя научной лаборатории. Авторству С.С. Сдобникова принадлежит более 300 научных статей и брошюр, две солидные монографии. Он автор десяти изобретений. Кандидатуру С.С. Сдобникова шесть раз выдвигали на выборы членом корреспондентом и академиком ВАСХНИЛ. Но его принципиальные жизненные позиции и прямота (как-то самому Н.С. Хрущеву он открыто возразил) были причиной того, что академиком Сергей Сергеевич так и не стал. Его коллегам, получившим это звание, знавшим его научный вес, было не по себе от такой недооценки…
На панихиде близко знавший С.С. Сдобникова Владимир Ваганович Наджаров прочитал такие строки:
Ученый и солдат с душой поэта,
Вы, покорив в науке высоту,
Уносите с собой частицу света
За эту неизбежную черту…
Все испытав — и радости, и беды,
Но не прервав былых свершений нить,
Уходят рядовые той Победы,
Которой никогда нам не забыть.
В 1999 году С.С. Сдобников завершил свои воспоминания «С правдой по жизни». Сегодня мы публикуем отрывок из этой книги, где Сергей Сергеевич рассказывает о Василии Сталине.
...Я назову только те события и случаи, к которым сам имел какое-то отношение. По возрасту Вася Сталин был на год моложе меня, сверстником кадровых солдат того времени, тех, кто перед началом войны осенью ожидал демобилизацию. Был он в звании полковника. По положению у него было много неписаных преимуществ и некоторых ограничений. Он имел свой пассажирский самолет ЛИ-2, на котором время от времени летал с любого фронта в Москву по личным делам. В полку говорили: «Вася к жене улетел». Даже на этом пузатом гражданском самолете он иногда показывал характер летчика-истребителя — делал «горки» над аэродромом…
Из ограничений для Васи известно было лишь одно, но весьма существенное — ему не разрешалось самостоятельно принимать решение о своих боевых вылетах. И это его своеобразно ущемляло. Под Старой Русой он нарушил это правило. Состоялся взлет десятки под командованием командира 2-й эскадрильи Горшкова. И как это случается по закону мирового свинства, что бутерброд падает всегда маслом вниз, десятка к установленному времени на аэродром не возвратилась. Что Вася вылетел, об этом в полку знали, а что случилось, почему не возвращаются, не было известно. Не возвращаются больше часа. А нормально истребитель не должен задерживаться дольше 50 минут, иначе не хватит горючего. Оказалось, при возвращении от линии фронта заблудились и по железнодорожному полотну вышли на аэродром к Торопцу. Там заправились и вернулись. Доложили наверх, сняли переполох.
За Васей всегда ходили истории с превышением власти на стороне: то сломал шлагбаум, то кого-то ударил за непочтение. За эти рассказы я не ручаюсь и потому не уточняю конкретно. А вот что было доподлинно. После Калининс¬кого фронта от Старой Русы нас отвели в тыл на озеро Селигер, в село Селижарово. Местные сочиняли про характер фронтовиков целые легенды. А они и сами для этого «подавали» материал.
Захотели асы свежей рыбки. Решили наглушить в местной речке. Кто стал организатором, трудно сказать, но Вася на этой операции был, это точно. Больно уж она получилась громкой. Едва ли не самой заметной после особых заслуг в воздухе. За всю войну полк прошел благодаря подчинению Ставке Верховного командования все крупные сражения Великой Отечественной: Сталинград, Курско-Орловская дуга, операция «Багратион», Прибалтика в сражении за Вильнюс, Ригу и Курляндский полуостров, а в завершение — битва за Берлин. Было сбито 774 самолета. Это, говорят, второе место после полка Покрышкина, который сражался по южным фронтам и был создан раньше. Чего же не покуражиться при таких заслугах.
Так вот, на этой рыбалке заглавная роль был поручена инженеру по вооружению. Он готовил реактивные снаряды с взрывателями АГДТ с замедлением на 22 секунды. Такими снарядами для «Катюш» одно время были оборудованы и самолеты, но это не оправдалось из-за резкого снижения скорости.
Инженер бросал снаряд в речку, через 22 секунды — взрыв, и внизу по течению подбирали оглушенную рыбу. И вдруг один из очередных снарядов взорвался в руках инженера. От него нашли только сапог. Несколько человек было ранено, наш командир эскадрильи Герой Советского Союза капитан Котов получил ранение в спину и больше уже не летал. Вася был ранен в пятку…
Еще о Васе. Дважды он проявил особую заботу об искалеченных летчиках. Под Старой Русой, возле деревни Шики, на раскисшей к весне болотной взлетной полосе одним из последних взлетал командир третьей эскадрильи, старший лейтенант Гарам. На взлете прорезался снег под колесом, самолет накренило, развернуло, и он упал. Гарам солидно покалечился, без надежды на возвращение в кабину истребителя. Вася использовал все свои связи и добился присвоения ему звания Героя Советского Союза.
С большим опозданием, но он пробил звание Героя Советского Союза летчику Прокопенко, которого под Орлом сбили над своим аэродромом на наших глазах сопровождавшие их от линии фронта «Мессершмиты». У наших горючее было на исходе, и затевать бой было невыгодно. Прокопенко при снижении был подбит. Воспользовался парашютом уже на высоте меньше 100 метров, и скорость падения не удалось погасить. Так бывает, если поздно раскрывается парашют. Поломался Прокопенко обстоятельно и летать на истребителе больше не смог. За его прошлые заслуги благодаря Васе присвоили ему Героя.
А под Шауляем, в Литве, еще перед немецким прорывом фронта, однажды днем на наш аэродром зашел на посадку подбитый морской штурмовик, американский Б-25. В отличие от наших самолетов у них третье колесо было носовое. А это требует более надежной посадочной площадки. Летчик, вероятно, ошалевший от боя, промазал на посадке и коснулся земли почти на середине полосы. А она и так была короткой. Самолет на большой скорости бежит на стоянку нашей, второй эскадрильи, консолью крыла сбивает кок (носовой колпак) у нашего истребителя, ломает свои шасси на поделанном для распутья деревянном настиле и продолжает двигаться на пузе за пределы летного поля. Останавливается у края оврага. Еще бы чуть, и могло кончиться переворотом и пожаром.
Из штурмовика вылезли летчик и стрелок с разбитым лбом. Сразу подкатил Васин «виллис». Выскочил охранник Кобашевидзе на всякий случай с пистолетом в руке. Вася очень доброжелательно на правах хозяина посочувствовал аварийному экипажу и подсадил их к себе машину.
Однажды зимой мы вдвоем с Павлом Литвинским были невольными свидетелями, как на взлетную площадку, прикатанную на снегу, как это обычно делалось зимой, садился наш истребитель без выпущенного шасси. Мы опасались, куда его развернет, и после остановки оказались у самолета первыми. Из кабины вылез невредимый командир первой эскадрильи Сергей Долгушин. В этот момент к самолету подкатил Васин «виллис», как обычно, с двумя пограничниками в зеленых фуражках. Вася выскочил из него и начал успокаивать обескураженного Долгушина. Действительно, в этом положении даже оправдываться нечем, и он был не в себе. «Сережа, самолет хрен с ним». По обычаю Вася сказал на фронтовом жаргоне…
Василий Сталин для полка был, безусловно, личностью необычной и не только по-своему положению, как сын вождя. По характеру он был нестандартным, непредсказуемым и неуравновешенным. И с другой стороны, 32-й полк был для него так близок, что к нему и из-за него он возвращался командиром несколько раз…
18.221.63.103
Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
192
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в: