Олений остров — как это происходило
26 августа 2002 года зрителей собралось на центральной площади Одинцова преизрядно. Еще бы! Операция по установке на небольшом островке посреди пруда целой оленьей семьи — яркого образчика ландшафтно-парковой скульптуры, выглядела очень и очень внушительно. Достаточно сказать, что для доставки оленей на остров пришлось задействовать войска…
Рассказывает майор Андрей Юрьевич Шахов, заместитель командира отдельного инженерно-саперного батальона гвардейской Таманской дивизии, возглавивший операцию по установке тяжелого механизированного моста ТММ-3:
«Нам просто в удовольствие помочь гражданским властям в осуществлении таких проектов, как этот. Ведь это еще одна возможность проверить навыки нашего личного состава, обученность, умение действовать слаженно. Сегодня задействовано только две машины из четырех, а полная длина моста — 42 метра, он позволяет форсировать водные преграды глубиной до 3 метров машинам массой до 60 тонн, то есть любому танку российского производства. Так что МАЗ с оленями конструкция выдержит свободно».
Пока саперы устанавливали мост, я подошел к другому «герою дня» — водителю Одинцовского ДРСУ Виктору Николаевичу Маклыгину, которому предстояло на очень габаритной машине вписаться в размеры штурмового моста, рассчитанного на военную технику:
«У меня 36 лет водительского стажа, но с такой работой я сталкиваюсь впервые в своей биографии. Думаю, должно получиться, все-таки у меня в правах открыты все категории от, А до Е, а чтобы этого добиться, нужно тоже кое-что показать на экзаменах в ГАИ».
И вот две саперные машины под управлением гвардейцев-таманцев разложились в мост, который для начала легко перемахнул КРАЗ — автокран. Наступила очередь водителя Маклыгина, и свой высокий класс Виктор Николаевич успешно подтвердил: тяжелая фура аккуратно и быстро сманеврировала, задним ходом въехала на мост и коснулась колесами острова. Установку оленей можно было начинать.
Следующий диалог состоялся со скульптором, членом Московского Союза художников, автором композиции Е. А. Вольфсоном, наблюдавшим за доставкой оленей на остров и их установкой в запланированных местах:
— Евгений Аркадьевич, расскажите, пожалуйста, об этой группе — как она создавалась, давно ли возникла идея?
— Началось все совсем недавно, и выполнен заказ был в кратчайшие сроки. Первоначально планировалось скульптурно отобразить нашего оленя с герба города, но потом от этой идеи отошли. И к лучшему — излишняя прямолинейность, мне кажется, могла бы только повредить. Решили сделать целую семью.
— В этом, кстати, можно усмотреть и некий символ. У нас сейчас активно пропагандируются именно семейные ценности. В районе чествовали семьи, отмечавшие золотые свадьбы, торжественно зарегистрировали тысячного новорожденного, и даже детский дом построили — семейного типа…
— Что ж, если такой подтекст можно усмотреть, то это очень хорошо. Скульптуры сделаны из медного сварного листа, внутри — стальная арматура, залитая бетоном. Такая технология призвана предельно затруднить жизнь вандалам, в сочетании с островным размещением композиции препятствия перед ними будут стоять серьезные. Не хочется, конечно, о грустном, но если у принцессы Турандот на Арбате отпилили руку… Практически одновременно шло художественное оформление родника на Красногорском шоссе — эту работу тоже удалось завершить к празднику города. Кстати, обязательно нужно упомянуть о спонсорах проектов — это СЭУ «Трансинжстрой» (руководитель Н. Г.Тузанов) и ЗАО «ОДЭПО» (П. М. Шишеев).
— Расскажите о своих работах — известных, конечно.
— Памятник Плеханову в Липецке, оформление железнодорожного вокзала в этом же городе, мемориальная доска художнику Петрову-Водкину в Самаре. Одинцовы могут видеть мою работу на шпиле в центре города — ангел-хранитель, символ двухтысячелетия христианства.
— Какие еще новинки и сюрпризы могут ожидать горожан в будущем? Что в идеях, в проектах?
— Жизнь покажет. Чтобы удивить, иногда бывает достаточно заставить зрителя по-новому взглянуть на уже созданное…
— Подробнее, если можно.
— Сейчас стало очень популярно использовать разнообразные виды подсветок. Можно подсветить ангела на шпиле, этих же оленей. В Прибалтике я видел даже не скульптуры или памятники — самые обычные деревья, которые при использовании подсветки вечером превращаются в серебряные свечи… Феерическое зрелище. Могла бы хорошо сработать такая идея, как создание нескольких декорированных площадок, объединенных общим смыслом — развитие человеческой культуры посредством скульптуры. От стоянки первобытного человека через античность и классицизм — до современного авангарда. Очень интересно было для меня узнать, что у нас, на территории Одинцовского района, находится место, где, по его посмертной воле, развеян прах Казимира Малевича. Во всем мире места, тем или иным образом связанные с именами художников такого уровня, отмечены особым интересом — в том числе и туристическим. Возьмем, к примеру, Пикассо, Дали… Малевич — фигура равного с ними масштаба! В Немчиновке нужно бы что-то сделать, мне кажется.
— Хочется узнать ваше мнение, как художника, о нашем городе.
— Я наблюдаю этот город уже 20 лет. И то, что происходит с ним, особенно в последние годы, подвигло меня… на переселение. Вот уже три года, как я здесь живу.
— Последний вопрос — а как зовут оленей, есть ли у них имена собственные, своя легенда? Ведь у каждой скульптуры должна быть своя История, пусть даже и сказочная? Экскурсоводы ведь должны что-то рассказывать туристам…
— Обязательно, на сто процентов соглашусь. И если читатели «Новых рубежей» попробуют придумать имена оленям и красивую былину о том, как они попали к нам, это будет очень здорово. Пока у них только «технические» имена, которыми мы называли их в процессе работы — «папа», «малой», «дама». Победителям могу обещать призы.
52.15.223.239
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в: