«Властитель дум» или обслуга?
У меня не мог не вызвать интерес материал «Учитель — призвание или профессия?», посвященный современной школе.
Во-первых, четверть века работы в школе из жизни не вычеркнешь. Во-вторых, любопытно было понаблюдать за молодым человеком (девушкой), который рассуждает о том, как трудно (невозможно) делать учительскую карьеру.
Не очень корректное противопоставление «призвание — профессия». Призвание — склонность к какому-либо делу. Чтобы этим делом заниматься надо ему выучиться, получить профессию. Призвание без умения это дилетантство со всеми вытекающими последствиями. Бывают, конечно, исключения, но они лишь подтверждают правило. Призвание это ещё и любовь к своему делу. Без любви даже профессионал просто хороший ремесленник. Что само по себе не так уж и плохо.
Сложно и неблагодарно сравнивать эпоху, в которой я был молодым учителем с современной эпохой, в которой трудятся (не трудятся) такие же молодые учителя. Эпохи и учителя такие разные.
Сразу скажу, что с таким настроем, как у автора статьи, в школе действительно лучше не работать. Лейт-мотив автора — «всё плохо», «всё пропало».
Не спорю с тем, что приведенные размеры зарплаты мизерны. В то же время отмечу, что «подъемные» для молодого специалиста составляют не 50, а 150 тысяч рублей. 50 тысяч рублей выплачивают в первый год работы, 100 во второй год.
Низкая заработная плата была предметом дискуссий не только сегодня, но и в мои советские времена. Разница лишь в том, что тогда была единая педагогическая ставка по всей стране. В наше время большая разница в зарплатах в зависимости от региона. Естественно, самые высокие и достойные зарплаты сегодня в Москве.
Мало что изменилось и в приоритетах. При СССР зарплата выпускника военного училища была выше ровно в два раза зарплаты выпускника педагогического института. Моя первая ставка составляла 110 рублей, плюс 10 рублей за классное руководство.
Георгий Янс ведёт урок в школе №331, Люблино, ул Судакова, 1977 год
Я не застал те времена, когда работа учителя считалась престижной и уж, тем более, модной. До революции, да. И по зарплате, и по уважению в обществе. Я хорошо помню рассуждения про то, что в школе работают неудачники. Да и сам так же считал, пока не попал на работу в школе. До пятого курса видел себя исключительно ученым. Так сложились семейные обстоятельства(женился), что, еще учась в институте на дневном, отправился на «учительские заработки». Понял — «это моя работа». К тому же мне повезло. По распределению попал в «лучшую школу города Москвы». Было тогда такое официальное звание в столице. Не уверен, являлась ли она лучшей в Москве, но работать в ней было действительно престижно. 17 мужиков — учителей, это всё-таки о чем-то говорит. Очередь из желающих работать и учиться.
Когда работа по кайфу (по призванию) материальные проблемы отходили на второй план, хотя было нелегко. Полугодовалый ребенок, съемная комната, полтора часа до работы в одну сторону. Для удобства жена устроилась на работу в вечернюю школу. Я возвращался с работы, она шла на работу. Качал коляску и готовил конспекты уроков одновременно. В зимние-осенние-весенние каникулы с детьми в походах или на экскурсиях в другие города. В свой «длинный» отпуск уезжал на заработки в Сибирь. За два месяца зарабатывал почти годовую учительскую зарплату. Через пять лет «стартанул» в директора. Еще через 15 лет из директоров ушел. Стало скучно и неинтересно.
В школе наступила эпоха, которую сегодня мы видим во всей красе. Вместо работы с детьми и учителями бесконечное заполнение бумажек, холуйство и «результаты выборов». И по форме, и по содержанию учителя стали полноценной обслугой. Когда они еще «обслуживали» детей, это вполне нормально. Выполняли свои профессиональные обязанности. Но, когда от каждого «чиха» власти школа вздрагивает, не забывая при этом спросить: «Чего изволите?», то вернуться в такую школу, желания больше не возникало. «Разлука без печали». Учитель — «властитель дум» окончательно стал оксюмороном.
Я предполагаю, что автор испугался идти в школу не только из-за зарплаты. Даже, если бы зарплата была бы выше, она все равно бы не пошла. Обязательно нашлись бы другие причины. Наверное, правильно сделала. В других местах обслуге платят побольше всё-таки.
3.133.124.247
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в:
Хотя может быть Ваши мемуары, о первых годах работы в школе, это художественные произведения не имеющие отношения к действительности?
Там вы пьянствуете практически через день в собственной квартире с друзьями алкоголиками, так ещё и похмеляетесь в коридоре во время уроков.
И при этом как-то умудряетесь через 5 лет стать директором школы, что-то здесь не так в ваших воспоминаниях.
Муж в мобильнике жены нашел незнакомый номер, с которого звонили в 23.15.
Позвонил по нему, ответил какой-то мужик.
— Ты кто? — спрашивает муж.
— А ты сам-то кто?…
— Я — муж Лены!
— А я развозчик пиццы!!! Как вы меня все достали…
Раньше (в первую очередь в досоветскую эпоху) учителя были авторитетными людьми, чуть ли не совестью нации, имели материальный достаток.
А сейчас-гоняют их стадом на всякие мероприятия (типа «Крымнаш», «За городской округ»), платят ниже среднего, в рядах фальсификаторов выборов-большинство учителя.
Литература, история-все под пропагандистским прессом.
Вместо астрономии православие детишкам навязывают.
Уровень преподавания и знаний падает.
Какой уж тут авторитет учителя…
Ещё раз советую съездить в Калугу к Циолковскому или почитать воспоминания Чехова.
У учителя была даже личная
спритизершакухаркаСельские учителя в царской россии тоже получали сущие гроши, Циолковский был ещё относительно обеспеченным человеком, на их фоне. Но сводил концы с концами с превеликим трудом.
В общем в глухом селе на зиму остались два новоиспечённых интеллигента из семинаристов: один из них был фельдшером, второй учителем, в итоге учитель изнасиловал свою великовозрастную кухарку, а потом они вместе утонули плавая на лодке во время разлива реки.
Половой в трактире тоже из сферы обслуживания.
Отношение со стороны населения и руководства соответствующее.
Учителя-врачи продолжают работать-обслуживать — кушать хочется.
Путинизм тока…
Мало того, реформаторы ведут речь о том, чтобы вычленить некое базовое образование, обязательное, что-то вроде читать-писать научился и хватит!