Когда пороть полезно?
Священник Дмитрий Смирнов рассказал, как один из его подопечных мальчиков однажды при нем ругался: «Я ему дал по роже, и вот он уже пять лет не ругается».
Тот самый случай, когда полностью солидарен с священником Дмитрием Смирновым, чьих взглядов в целом не разделяю.
Бить или не бить? Вот в чем вопрос. Конечно, он не так актуален, как, например, пить или не пить, но проблема такая все равно существует. Бить или не бить — это возможность или невозможность физического воздействия на подростка. Сразу оговорюсь, что эта проблема не имеет ничего общего с узаконенными и регулярными телесными наказаниями. В свое время советский педагог Антон Макаренко, исходя из собственного опыта, сформулировал методический прием, который назвал «педагогический взрыв». В своей «Педагогической поэме» он так описывает «рождение» этого метода:
«Первые шесть воспитанников, прибывшие в колонию имени Горького, — отнюдь не беспризорные дети, а прекрасно одетые парни, уже участвовавшие в квартирных кражах и грабежах. С вежливой небрежностью выслушивая не то предложения, не то просьбы воспитателей съездить за водой, расчистить дорожки от снега, наколоть дров, они весело и глумливо отказываются от этого. Нужны дрова — парни ломают деревянную крышу сарая. Делают они это с шутками и смехом: «На наш век хватит!».
В отношениях воспитанников и воспитателей с каждым днем все резче проступает наглая издевка. Дело кончается неожиданно. Когда в одно прекрасное утро воспитанник Задоров в ответ на предложение пойти порубить дров для кухни заявляет: «Иди сам поруби, много вас тут!» — заведующий с размаху ударяет его по щеке. Потом в запале дает ему еще несколько пощечин.
После этой кульминации-катастрофы, после очевидного «педагогического падения» заведующего наступает вовсе неожиданная развязка. Разнузданные хулиганы послушно идут вслед за заведующим к сараю, где все вместе вооружаются топорами и пилами. В лесу, к удивлению заведующего, «все прошло прекрасно».
Сегодня бы великому педагогу за такой «педагогический взрыв» как минимум грозило бы увольнение, а то и реальный срок заключения. Тем не менее в учительских кругах с определенными оговорками признавалось и признается, что физическое воздействие иногда единственный способ адекватной реакции педагога. Оно (воздействие) имеет точно такое же право на существование, как и другие методы воспитания. Нет плохих методов, есть неумелое их использование.
Физическое воздействие (сплошная канцелярщина) с некоторыми натяжками можно сравнить с дуэлью. Хаму, наглецу, клеветнику дается пощечина с последующим вызовом на дуэль. Важна не сила удара, а сам факт пощечины. Точно так же и при «педагогическом взрыве». Учительская или родительская пощечина подростку означает, что другая реакция попросту невозможна. Я не знаю, есть ли статистика эффективности «педагогического взрыва», поэтому сошлюсь исключительно на свой житейский и педагогический опыт.
Я — учитель. У меня «окно» в расписании. Стою на этаже. Вдруг из класса выбегает заплаканная учительница. Что случилось? Сделала на уроке восьмикласснику замечание. Он ее послал на три буквы. Я зашел в класс, вызвал того ученика, завел в укромный уголок и дал ту самую пощечину. Педагогический результат: он извинился и до окончания школы никогда не позволял себе хамства по отношению к учителям.
В современной феминизированной школе вряд ли «педагогический взрыв» возможен и уместен, поэтому имеем то, что имеем: хамство, издевательства по отношению к слабой половине учительства. Правда, слабая половина отвечает тем же. Недавно наблюдал картину в одной из наших школ. Школьники матерятся, а учительница делает вид, что не слышит. Пришлось вмешаться. Так и живём.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Чтобы осветить проблему с разных точек зрения мы даём возможность авторам высказаться, даже если их мнение частично или полностью не совпадает с мнением редакции. Стать нашим автором можно, предложив свою статью для публикации.
3.131.13.24
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в:
За обедом наткнулся на любопытный материал о сельском учителе:
«По словам Виктора, за последние годы отношение к профессии учителя сильно изменилось. Теперь многие родители считают, что если их ребенок плохо учится, значит в этом виноват учитель. «Желание постоять за свои права в школе и у детей, и у родителей гипертрофированно — крикнуть, сделать замечание или строго посмотреть на ребенка больше нельзя, это сразу расценят как нарушение его прав. Дети уже в 5 классе знают, что такое Конвенция о правах ребенка. Им об этом говорят родители. Это приводит к тому, что из-за любой мелочи учителям начинают грозить прокуратурой, управлением образования и судами», — отметил учитель».
Источник:
© ИА «Уральский меридиан»
«Битиё определяет сознание» ©
«Удар в душу заменяет три часа парт-полит работы» ©
Хотя народная мудрость гласит, что пороть надо пока поперёк лавки умещается.
1) учитель не сможет научить их ребенка, как бы не старался
2) ребенок будет хамить и дерзить учителю. Все идет из семьи.
Лёшу Пешкова пороли по субботам после бани.
Насчёт злости не уверен, а виллу в Италии он купил, когда вырос.
К тому же на мне это не сработала — не то что на виллу, еле на еду заработать удаётся
Если подросток имеет в душе определённые ценности, то осознАет за что ему эту пощёчину влепили, сделает выводы, изменит поведение. С таким, имеющим представление о добре, зле, достоинстве своём и других и т. п. можно и побеседовать, словами убедить, только это дольше, и пощёчина действеннее и быстрее. А вот если он — отморозок, или, скажем мягко, с особенностями развития, то только злее станет, и ни слова не подействуют, ни удар по щеке (потому как — не поймёт за что, или считает убеждённо, что имеет право так себя вести).
Другое дело, раньше пороли розгами — в учебном заведении за провинность, или дома — по субботам, к примеру — за грехи за неделю, а в воскресенье — в церковь пожалте. То есть определенный порядок заведённый был. Тоже нормуль. В угол на горох ставили.
А вот если кулаком, да вдруг, непонятно за что — вот ТАК нельзя
И потом, я же пишу — понятен смысл наказания наказываемому должен быть, адекватность определённая, когда науку вывести из этого можно
В случае конфликта учителей и детей в современных школах все действительно сложнее. От института общественной порки мы ушли, полагаю, безвозвратно. Хорошо усвоили и разъяснили детям Декларацию прав ребенка, напрочь упустив, что «прав без обязанностей не бывает». В результате действительно критическое падение авторитета учителя, не зависящее от уровня его зарплаты.
Недавно посмотрела «Училку» и «Училку-2». Вторая часть полная фигня, просто посредственный боевик. Первая показалась интересной, хотя спорной.
Купченко сыграла великолепно, особенно роль «злого полицейского». Каждый урок — дуэль, на каждую провокационную или просто глупую реплику нужен мгновенный ответ, умный, ироничный, с переходом иной раз на язык оппонента. Промолчал раз, другой — все, авторитет погублен, ты мебель, тебя можно не замечать, игнорировать, ни во что не ставить. Особенно трудно учителям гуманитарных наук, где само содержание предмета дает повод для споров. В фильме очень правдоподобно показано «вызревание нарыва» в душе учителя. Потом взрыв. А дальше пошла слегка мелодрама. К счастью, наша героиня оказалась ИСТИННЫМ учителем, и смогла провести детей и себя через катарсис без потерь, а со сплошными приобретениями. А если бы она не была современным Макаренко? Страшно подумать. Может, хорошо, что в современной школе много педагогов-пофигистов, не возражающих сойти за мебель?