Как всегда, никто не виноват. Георгий Янс
По докладу председателя Общественной палаты были приняты открытые обращения к губернатору Андрею Воробьеву и главе района Александру Гладышеву
Заседание Общественной палаты Одинцовского района 7 ноября, совсем не приуроченное к очередной годовщине октябрьских событий 1917 года, оказалось самым продолжительным по времени и, пожалуй, самым интересным. Да и я сам никогда так много времени не проводил в администрации. С утра — заседание комиссии, состоящей из депутатов и членов Общественной палаты, а потом заседание самой палаты. Эти события между собой тесно связаны. Тому, как связаны, и будет посвящено мое повествование. Для справки: я член районной Общественной палаты.
Главный вопрос — обсуждение проекта районного бюджета на 2014 год. Доклад по бюджету был сделан заместителем председателя ФКУ Раисой Анашкиной. Бюджет — штука сложная, в нюансах которого под силу разобраться только специалисту. Поэтому рассказываю только о том, что сам понял. Бюджет будет равняться 6370 млн рублей. Большая сумма. Не случайно Одинцовский район — один из главных бюджетных доноров.
Но по сравнению (никуда не денешься — все познается в сравнении) с 2013 годом объем налоговых и неналоговых поступлений снизится почти на полтора миллиарда рублей. Такое резкое снижение связано с изменением бюджетного законодательства. Теперь в районе будет оставаться только 5% от НДФЛ. Еще два года назад району оставляли 19%. Меняются не только времена, но и налоги.
Еще одно новшество заключается в том, что финансирование будет идти по программам. Программы ЖКХ, образования и т. д. Всего принято 12 муниципальных программ. Правда, частично сохранится и непрограммное финансирование.
Существенно сократятся доходы от продажи земельных участков и муниципального имущества. Совокупность этих и ряда других обстоятельств означает, что бюджет на 2014 год не будет «бюджетом развития». Что же имеем «в сухом остатке» вместо развития?
Не предусмотрены расходы на реализацию вопросов, принятых на местном референдуме. Очевидно, затормозится строительство новых учреждений здравоохранения и образования.
Для перелома неблагоприятной ситуации есть только два средства. Первое — изыскание дополнительных доходов в районе. Второе — снижение налоговых обязательств перед бюджетами других уровней. На сегодняшний день вторая задача является нереальной по определению, а вот пополнение бюджета за счет внутренних резервов вполне возможно.
В какой-то степени этой проблеме был посвящен доклад Александра Крутикова «О нарушениях земельного законодательства в Одинцовском муниципальном районе». История с землей начала раскручиваться после скандала с продажей части улицы в деревне Солманово. Об этой истории много писали и говорили.
Формально при продаже земли закон не был нарушен. Областное законодательство с недавних пор ввело норму продажи земельных участков за 2,5, 3 и 15% от кадастровой стоимости при условии, что они находились в аренде и на них имеются здания и сооружения. При кадастровой цене участка в пять миллионов рублей приобрести его можно всего за 147 тысяч рублей, а землю с кадастровой стоимостью в 14 миллионов рублей администрация района отдает всего за 400 тысяч.
Общественная палата провела экспертизу продажи районной администрацией земельных участков по этой схеме и выяснила очень любопытные детали продажи. По этой схеме за год ушло порядка 208 участков общей площадью более 70 га. Из них 111 были проданы по льготной ставке без достаточных оснований. Что это значит?
На большей части участков строения были только на бумаге. А там, где постройки были, их только при большой фантазии можно назвать жилыми. Вся процедура оформления договоров купли-продажи находится в ведении районной администрации. По оценке общественной экспертизы, потенциальные потери доходной части бюджета могли составить 1750 млн рублей. Нехилая цифра. Эти деньги да в районный бюджет.
Утром все того же славного 7 ноября состоялась встреча смешанной комиссии (депутаты, члены Общественной палаты) с чиновниками во главе с Алексеем Кондаранцевым. Встреча оставила очень смешанные чувства. С одной стороны, формально какие-либо претензии к администрации предъявить сложно, так как имеющиеся документы были в полном порядке. С другой стороны, «куриная слепота», напавшая на администрацию, и отсутствие какого-либо желания проверить соответствие документов реальному положению дел. Притом что в администрации есть отдел по контролю за земельными ресурсами. Отдел есть, а контроля нет. Со стороны чиновников шли постоянные ссылки на то, что подобная проверка не входит в их функциональные обязанности. Все как всегда. Земля продана за бесценок, но никто не виноват.
Заподозрить же неладное можно было хотя бы потому, что в списке покупателей мелькают одни и те же фамилии. Но оказывается, что дешевле (или дороже?) сделать вид, что все в порядке.
К такому выводу я пришел после реплики Виталия Волошина, председателя КУМИ, который сообщил, что он в настоящее время приостановил оформление договоров купли-продажи по 19 сделкам, которые могут иметь признаки мошенничества (надо проверять). Печальная закономерность. У наших чиновников начинают приоткрываться глаза только тогда, когда рядом бродит жареный петух с определенными намерениями.
И еще два факта для понимания ситуации. По состоянию на ноябрь 2013 года только 14 очередников района получили земельные участки. За это же время по бросовой цене продано свыше 200 участков. Все хорошо знают, что многодетные семьи не могут получить в районе землю по причине ее отсутствия. Но складывается ощущение, что она отсутствует только для многодетных семей. В то же время более 70 га земли были проданы по льготной ставке.
Сейчас трудно сказать, кто конкретно, кроме покупателя земли, был задействован в мошеннической схеме. Версия одна, но доказательств мало. В таких мошеннических схемах очень сложно поймать за руку. Поэтому воздержусь от окончательных выводов. Тем более что проверка фактов нарушения продолжается. А по докладу председателя Общественной палаты были приняты открытые обращения к губернатору Андрею Воробьеву и главе района Александру Гладышеву.
А в совпадении даты заседания Общественной палаты и октябрьских событий все-таки есть определенная связь. И в том, и в другом случае земля — ключевой вопрос. Большевики взяли власть под лозунгом «Земля — крестьянам». Как известно из курса истории, землю крестьяне не получили. Посмотрим, как решит земельный вопрос Общественная палата в одном отдельно взятом районе.
Георгий Янс
Наше Подмосковье №26 от 13 ноября 2013 г.
Что-нибудь прояснилось с Подушкинскими погорельцами?
Мы получили очередной ответ из администрации Барвихи. Нас опять послали в лес. В прямом смысле слова. Это первое.
Второе. Мы написали повторное заявление с просьбой ответить по существу и в соответствии с 59 фз. Копию послали в прокуратуру.
Третье. У нас начали ставить забор. Установку мы остановили. Сами. Словом. И написали заявление о проведении муниципального земельного контроля в администрацию той же Барвихи. Когда привезли туда письмо, в администрации в разгар рабочего дня никого, кроме охраны, не оказалось. Через 10 минут после зарождающегося скандала нам нашли человека, который принял заявление.
Спасибо Александру Крутикову за внимание к проблеме и РЕАЛЬНУЮ помощь!
Кстати, в какой бюджет идут штрафы, выписываемые ГИБДД и Адмтехнадзором?
В этом-то и проблема. Органы местного самоуправления в силу того, что отделены от госвласти, не вправе устанавливать и собирать собственные штрафы. Это административная юрисдикция, то есть органов госвласти.
Нарыл в Интернете, что в Ижевске уже есть муниципальная милиция, и часть штрафов она перечисляет в муниципальный бюджет: