Устав штудировать Устав… (часть 1)
Совет депутатов Одинцовского городского округа (далее ОГО) решением №3/2 то ли от 30.04.2019 (
Я попробую выступить от лица местных жителей.
Первое, что бросается в глаза в решении №3/2 после уже обозначенных нестыковок это наличие в преамбуле ссылок сразу на два документа уже принятых ранее Советом депутатов (бешенной работоспособности нового Совета может позавидовать любой принтер!), а именно на Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний в Одинцовском городском округе Московской области (
Иного смысла городить это ОГОрод, кроме как запутать жителей, усложнить процесс их участия в принятии решений по Уставу, а значит проталкивании нужных кому-то интересов, я не вижу.
Так, в Положении уже определено, что Обязательному вынесению на публичные слушания подлежит, помимо прочего, и проект Устава Одинцовского городского округа, а также проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в данный Устав, а Публичные слушания по проекту Устава, а также проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в данный Устав проводятся в соответствии с утвержденным Советом депутатов Порядком учета предложений и участия граждан в обсуждении проекта Устава и нормативного акта о внесении изменений и дополнений в Устав с учетом требований настоящего Положения.
Данный Порядок предусматривает, что Проект решения по Уставу принимается на заседании Совета депутатов ОГО. В течение 10 рабочих дней с даты принятия проекта решения он подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации. После официального опубликования проекта решения, настоящего Порядка и решения о проведении публичных слушаний до момента публичных слушаний не может быть менее 30 дней. В течение 30 дней с даты опубликования проекта решения, и решения о проведении публичных слушаний принимаются предложения граждан по проекту Устава.
Все вроде бы понятно. Но не, когда дело в руках «навсёсогласных». За что они не возьмутся, везде сквозят прорехи. Вот и здесь, зайдя на официальный сайт муниципального образования «Одинцовский городской округ» Московской области, мы видим время и дату размещения 14:13 06.05.2019. Это при том, что само заседание Совета состоялось в 15.00 6 мая!
Потрясающая скорость взаимодействия органов власти и СМИ! Умеет Татьяна Викторовна Одинцова организовать работу, когда надо! Не зря ее, видать, избрали депутатом и даже председателем Совета депутатов! Что же позволило так оперативно опубликовать данный спецвыпуск? Может типография, которая находится во Владимире? Или ужатый до 999 экземпляров тираж? Сам же выпуск №18 вышел 10 мая и был отпечатан в Москве обычным тиражом 100 тысяч экземпляров (сравните выходные данные). Вполне возможно, госпожа Одинцова посчитала, что проект Устава, как и публичные слушания по нему, никому из 330 тысяч жителей ОГО не будет интересен (а она сама-то его хоть прочитала?) и захотела «влезть» в определенные кем-то временные рамки, а Главный редактор «ОН» Нина Дьячкова реализовала ее «хотелки», успев, якобы, за 7 часов сверстать, направить в печать и опубликовать столь важную информацию.
Редактор официального сайта
Может это и есть тот самый «рывок» или «идеология лидерства»? Гиперскоростные коммуникации, сколковские инновационные разработки? Или, все-таки, это примитивное создание видимости некой работы для галочки?
Такой уровень взаимодействия говорит только о сугубо формальном подходе к своим обязанностям и полномочиям как со стороны вновь избранных и назначенных должностных лиц, так и со стороны представителей администрации и подчиненных ей структур. С приходом округа ничего не поменялось. Те же «навсёсогласные», та же бездумная имитация бурной деятельности. Тот же «ручной режим»…
Нарушаются ли при этом права жителей?
Из 30 дней установленных
Еще 7 дней пытаются «украсть», ограничив срок подачи предложений и замечаний по обсуждению проекта Устава Одинцовского городского округа Московской области, а также заявлений в письменном виде от желающих выступить до 30.05.2019г. (
Да, я тот человек из немногих, которые прочитали проект Устава вдумчиво и с анализом, учитывая личный опыт и федеральное законодательство. Зачем мне это надо? Просто я знаю, что все те проблемы, которые сейчас имеются у местных жителей, это проблемы, вызванные захватом публичной сферы различными «проходимцами» во власти (не путать с «непроходимцами»), которые будут обслуживать кого угодно, но не защищать интересы жителей. Что им интересно? Им интересен бюджет, им интересна публичная собственность, им интересна возможность защиты и продвижения своих личных интересов (бизнес свой или родственников, муниципальные заказы, должности), да просто 30 серебряников лишними для них не будут. Возможно, в разумных пределах это и допустимо. Но те масштабы, которые проявляются в бывшем Одинцовском районе, вряд ли можно назвать разумными. Об этом, в частности, я
Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что
Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.
Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить Уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).
Это аналог Конституции только на местном уровне. Устав не может нарушать требования федерального законодательства, и если бы он просто копировал содержание федеральных законов, то даже не требовалось бы его обсуждать. Поэтому важно обратить внимание именно на те пункты, где федеральное законодательство дает местной власти возможность самостоятельного принятия или уточнения нормы.
Итак, сначала я чуть не расплакался, зачитав преамбулу:
«Действуя на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава и законов Московской области, считая местное самоуправление основой демократического государства, стремясь к наилучшей организации и устройству городской жизни, проявляя уважение к историческим и культурным традициям городского округа…»
Как искренне, как душевно звучит, как будто и не было тех мытарств, связанных с фактически противоправным преобразованием поселений Одинцовского района и городского округа Звенигород в этот единый гипертрофированный округ, с ликвидацией СП Барвихинское, с ложью и подтасовками на публичных слушаниях, с затянутыми судами, отписками и отказами в адрес жителей!
И заметьте, тут же плевок в сторону ликвидированных сельских поселений: стремясь к наилучшей организации и устройству городской жизни! А как же обещания, что ничего не изменится? И откуда они взялись исторические и культурные традиции городского округа? Может речь идет о Звенигороде? Неужели городу присвоят соответствующий статус?
Жаль, что это просто формальное пустословие, а Звенигород останется лишь одним из четырех городов в составе округа наравне с Кубинкой и Голицыным, подчиняясь бывшему рабочему поселку Одинцово (ст.3 Устава)…
В целом проект Устава представляет собой скопированные выдержки из ФЗ-131. Иногда даже абсолютно бездумное копирование. Например, в ст.6 и ст.8 (п.14 и п.6 соответственно) перенесена из закона фраза «до 1 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности». Смысл прописывать это в Уставе, если на дворе май 2019-го года? То же самое отражено и в п.53 статьи 37.
В п.38 (нумерация пунктов с ФЗ-31 не совпадает) статьи 6 не учтено внесенное Федеральным законом от 01.05.2019 №87-ФЗ изменение в статью 16. Вопросы местного значения муниципального, городского округа, а именно п. 33 создание условий для развития сельскохозяйственного производства, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству (волонтерству). При этом, несмотря на введение нового понятия муниципальный округ и его отличие от городского по процентному соотношению городского и сельского населения, законодатель установил им общий перечень решаемых вопросов местного значения. А это означает, что развивать сельскохозяйственное производство, создавая необходимые для этого условия, можно теперь и в городских округах. Что, безусловно, должно порадовать сельских жителей.
Не смотря на то, что к вопросам местного значения относятся «составление и рассмотрение проекта бюджета Городского округа, утверждение и исполнение бюджета Городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета Городского округа, а также установление, изменение и отмена местных налогов и сборов Городского округа», в перечне полномочий органов местного самоуправления такие полномочия не предусмотрены. Но нет их и в ФЗ-131. Скорее всего, недоработка законодателя, а не злой умысел.
В ст.11 в перечне форм участия населения в решении вопросов местного значения не указан сход, хотя далее статья 18 описывает именно сход граждан. Правда, в статье 18 не указано что в ФЗ-131 внесена поправка и установлено, что в случае, если в населенном пункте отсутствует возможность одновременного совместного присутствия более половины обладающих избирательным правом жителей данного населенного пункта, сход граждан в соответствии с уставом муниципального образования, в состав которого входит указанный населенный пункт, проводится поэтапно в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения о проведении схода граждан. При этом лица, ранее принявшие участие в сходе граждан, на последующих этапах участия в голосовании не принимают.
А это, несомненно, очень важный момент, который требует дополнительного регулирования именно Уставом.
В статье 16 Голосование по отзыву депутата Городского округа, Главы Городского округа упоминание Главы явно лишнее. Отозвать можно только того, кто избран на муниципальных выборах. А так как Глава округа будет избран Советом депутатов из кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, то отзыв такого Главы не предусмотрен. А значит из статьи нужно исключить упоминание данного должностного лица и Городского округа, оставив только порядок отзыва депутата относительно соответствующего избирательного округа. Отзыв депутатов, уже избранных по единому округу по спискам избирательных объединений должен быть предусмотрен непосредственно через соответствующие избирательные объединения.
Считаю, что в Уставе должна быть предусмотрена другая система муниципальных выборов. Сейчас Совет депутатов городского округа состоит из 40 депутатов, избранных на муниципальных выборах сроком на 5 лет: 10 депутатов — по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, 30 депутатов — по шести пятимандатным избирательным округам.
Очевидно, что такое представительство не отражает интересов жителей по решению вопросов местного значения, а способствует узурпации власти определенными избирательными объединениями (партиями) и представителями иных групп интересов. С целью реализации права граждан на местное самоуправление и реальное представительство предлагаю Совет депутатов формировать путем организации выборов по 40 одномандатным округам с числом избирателей около 7 тысяч. Это позволит, кроме всего прочего, осуществить еще и территориальное представительство, привязку кандидата к конкретным населенным пунктам.
Особое внимание хотелось бы уделить ст.20 Территориальное общественное самоуправление. В сложившемся положении ТОС это единственно возможная форма непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления с возможностью получения необходимых средств из бюджета. Но статья 20, опять же, слепо копируя ст.27 ФЗ-131, таких возможностей не раскрывает (п.11).
Представители ТОС вышли с инициативой создания соответствующего органа самоуправления. Я их полностью поддерживаю.
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Исходя и этого, имеет смысл требовать включения в Устав отдельным пунктом в статью 28 орган местного самоуправления Совет представителей территориального общественного самоуправления Одинцовского городского округа (CПТОС), расширить и конкретизировать полномочия ТОС.
Очень странно, но в статье 28 в структуре органов местного самоуправления на первом месте идет Глава Одинцовского городского округа Московской области, а на втором Совет депутатов Одинцовского городского округа Московской области — представительный орган местного самоуправления Городского округа. Глава хоть и является высшим должностным лицом Городского округа, но так как он избирается Советом депутатов из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией, то все-таки стоит рангом пониже в системе органов местного самоуправления.
Забыли наши администраторы, что народ это непосредственный источник власти.
Снова наблюдается отсутствие полномочий председателя Совета депутатов и его заместителя, внятного порядка избрания и снятия с должностти. Об особенностях их избрания и уже утвержденного регламента я писал здесь.
Неурегулирование данного вопроса Уставом является коррупциогенным фактором, так как федеральным законодательством вопрос не регулируется, а принятый депутатами регламент — документ рангом ниже Устава и тоже дырявый. Однозначно требуется добавление данных пунктов.
Кроме того в п.6 статьи 32 сказано, что депутаты Совета депутатов Городского округа осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 4 депутатов (требование Ф-131 не более 10% от установленной численности). Почему не 2? Кому еще заготовили теплые места и на каком основании? Все это, несомненно, должно быть прописано в Уставе.
Очень много вопросов касательно статуса и полномочий Главы городского округа. Так как Глава избирается Советом депутатов городского округа из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, то он не может быть отозван, снят и отстранен никем кроме Совета депутатов. Все остальные лица могут выступать лишь с инициативами и обращениями в Совет.
Непонятно откуда взялся п.5 в статье 52 о том, что
Нормативный правовой акт, принятый Советом депутатов Городского округа, направляется Главе Городского округа для подписания и обнародования в течение 10 дней…,
если нормативные правовые акты, принятые Советом депутатов Городского округа, подписываются и обнародоваются председателем Совета депутатов? Глава городского округа в пределах своих полномочий издает постановления Администрации Городского округа по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, а также распоряжения Администрации Городского округа по вопросам организации работы Администрации Городского округа. Глава Городского округа издает и иные постановления и распоряжения по вопросам, отнесенным к его компетенции Уставом в соответствии с федеральными законами.
Таким образом, даже невооруженным глазом видно, что деятельность Совета депутатов ОГО началась с явно попустительского отношения к возложенным на них обязанностям.
Удастся ли нам внести изменения в представленный проект и устранить обнаруженные ляпы, покажут публичные слушания. Все выявленные, на мой взгляд, недостатки я оформлю и подам в письменном виде установленным порядком, а также донесу непосредственно на слушаниях.
Для всех желающих в отдельном блоге я разместил обращение, которое можно скопировать, распечатать, вставить недостающие данные, возможно, подкорректировав по своему усмотрению, и подать до 30.05.2019 в кабинет приема и выдачи документов ежедневно, кроме выходных дней, по адресу: 143000, г. Одинцово, ул. Маршала Жукова, д. 28, общий отдел Администрации, 1 этаж.
Очевидно, что столь сырой Устав депутатам придется неоднократно дорабатывать и вносить изменения.
Антон Могильников специально для жителей Одинцовского городского округа, помнящих о своих правах.
Я думаю, что Ваше предложение писать Вам в личку, не для этого случая. Вы опубликовали для широкой аудитории Ваши исследования, которые достаточно серьезно грешат, мягко говоря, неточностями и, тем самым вводят читателей в заблуждение. Поэтому и необходимо (уж не обижайтесь), именно в публичном пространстве позволить любому человеку, в том числе и мне, высветить допущенные Вами серьезные ошибки и заблуждения, ставящие под вопрос уровень Вашей компетентности в области муниципального права. Я понимаю, что, конечно, это в какой-то степени мешает росту Вашей личной популярности и увеличению числа Ваших сторонников, но что поделаешь это и есть демократия.
В отношении Ваших суждений о духе Закона и пробелах в действующем законодательстве, так Вы немного перепутали инстанции, к компетенции которых относится устранение этих пробелов законодательства и приведение его в соответствие с упомянутым Вами духом. Все эти вопросы относятся к полномочиям органов государственной власти федерального и регионального уровня, но не муниципалитета, поэтому Вам имеет смысл подумать и на ближайших выборах в Государственную или Московскую областную Думу выставить свою кандидатуру.
То, что 131-ФЗ уже несколько лет является Вашей настольной книгой, к сожалению, как видно из Ваших комментариев, не свидетельствует о том, что Вы серьезно преуспели в вопросах муниципального права, а, напротив, находитесь в самом начале пути, оставаясь пока в значительной степени идеалистом, нежели реалистом. Можно, например, на протяжении многих лет, даже класть на ночь под подушку учебник по немецкой классической философии или высшей математике, но так и оставаться дилетантом в этих дисциплинах.
Приведенная Вами цитата об иных органах местного самоуправления, никак не относится к ТОСам в любых их проявлениях, так как самим Законом определено, что их деятельность относится к форме участия населения в осуществлении местного самоуправления на части территории муниципального образования, а само формирование ТОС (в отличие, например, от Совета депутатов всего муниципального образования) не является по закону обязательным, а осуществляется лишь по инициативе самих граждан.
В отношении права подписания решений Совета депутатов Главой городского округа, то пока Вы не поймете, что Глава городского округа совмещает две отдельные должности с разными полномочиями: 1. Главы округа (или следуя Вашей аналогии, Президента РФ В. В. Путина) и 2. Руководителя администрации округа (по Вашей аналогии Председателя правительства РФ Д. А. Медведева), дискутировать на эту тему бессмысленно.
Дорогой Антон Могильников! В своих комментариях я абсолютно не ставил перед собой в качестве сверхзадачи изменить лично Ваши взгляды и оценки, изложенные в Вашей публикации, тем более что Вы в этом не нуждаетесь. Я лишь воспользовался правом аргументированно высказать свое мнение.
С глубоким уважением
к Вашей активной общественной позиции
Жду ваше имя. Моя личная популярность мне только вредит, увы (((Я бы вообще жил в тенечке, если бы не весь этот беспредел
п.30 Создание условий для организации зрелищных мероприятий.
п.31 Создание условий для развития физической культуры и спорта в районе.
Вот вам и вся политика района в работе с подростающим поколением. Дальше можно не читать.
Ну, прям, Калигула- «хлеба и зрелищ!»