Антирусская пропаганда в 70-е годы велась в Чечено-Ингушской АССР на официальном уровне.
«Почему-то считается, что антирусская вакханалия в Чечне началась с приходом Дудаева. Нет, Дудаев и поднялся-то как раз на этой волне. Получив индульгенцию от хрущёвской команды, горцы принялись за своё и стали выстраивать жизнь по антигуманным нормам адатов, от которых их отучил Казахстан. Антирусская пропаганда давно велась в Чечено-Ингушской АССР на официальном уровне.
Я многократно бывал в этой республике и наблюдал, как сами чиновники упорно поднимали градус ненависти вайнахов ко всем инородцам.
Жил там в 70-е годы мой хороший знакомый ингуш Осман Гадаборшев — заведовал отделом в республиканской газете «Грозненский рабочий». Как-то писал он дома статью, а дочка, ученица третьего класса, готовясь к урокам, читала «Родную речь» на нахском языке.
— Папа, — спросила она, — а зачем надо убивать русских?
— С чего ты это взяла? — возмутился отец. — Что за гадость у тебя в голове?
— В «Родной речи» написано, — ответила дочка и вслух прочитала: русские — свиньи, они наши враги., Когда ты вырастешь, научись убивать их при всяком удобном случае.
Гадаборшев не читал учебники на родном языке, а тут взял, полистал — и схватился за голову. Сплошные антирусские сентенции. Москва не контролировала издания на национальных языках, чем и пользовались башибузуки от просвещения.
Как правоверный коммунист Гадаборшев пошёл с запиской в Чечено-Ингушский обком КПСС, где тогда, кстати, не последнюю должность занимал Доку Завгаев — будущий глава республики. Но обком не отреагировал на записку. И Осман направил письмо в ЦК КПСС.
Поднялся шум. В обкоме вослед Гадаборшеву зло бросали: «Стукач!» А однажды он поздно вечером возвращался с работы домой и как только открыл калитку, ему выстрелили в спину из пистолета. Метили в сердце, но чуть занизили — пробили лёгкое.
Его едва вытянули с того света. Отдел пропаганды ЦК пристроил Османа в «Правду» (где тогда работал и я) — корреспондентом по Вологодской области. Подальше от Кавказа! Мы — его коллеги ездили в Вологду, чтобы помочь южному человеку освоиться в северных краях. «.
©
А это нынешнее время. Интересно, это ему дедушка «Родную речь» подарил или папа с мамой постарались?
P.S. Сама книга, изысканная
Путин тогда поди в садик или школу ещё ходил…
Другой вопрос, что чьи-то дедушки и бабушки состояли на должностях по месту развития упомянутых событий. Что делали они?
«За выдающиеся заслуги в области журналистики и многолетний добросовестный труд орденом «За заслуги» награжден Гадаборшев Або Юнусович- главный редактор Республиканской общественно-политической газеты «Ингушетия». ©
«По решению собрания журналистов новым председателем Союза журналистов Республики Ингушетия избран главный редактор газеты «Ингушетия» Абу Гадаборшев. Участники встречи выразили мнение, что это решение внесет новый творческий импульс в работу Союза журналистов РИ, пожелали друг другу новых профессиональных успехов на благо нашей республики.» ©
«Ничего нового в своем опусе М. Полторанин нам не поведал и он не заслуживал нашего внимания, если бы не одно но. Благодаря этой книге мы увидели звериное мурло ярого чеченофоба М. Полторанина. Всякое доводилось читать о чеченцах и ингушах, но с такой ненавистью, с такими измышлениями и клеветой я столкнулся впервые. И оставить это без отповеди никак нельзя.»
© Абу Гадаборшев
Полагаю, упомянутая «Родная речь» должна быть в фондах Российской государственной библиотеки и ряда других. Есть мнение, что её стоит разыскать, перевести и опубликовать
Абу Гадаборшев «почему-то» в свою отповедь включил исключительно выдернутые из контекста куски
Про то, как к сентябрю 1925 года накал бандитизма в регионе достиг такого размаха, что было принято решение провести крупномасштабную войсковую операцию с применением артиллерии и авиации он упомянуть «постеснялся»: из отчёта штаба СКВО
«Следует отметить также сопротивление Урус-Мартана, являющегося, в сущности, столицей Чечни. Ему предъявлено т. Королем (командиром части. — Авт.) требование сдать 4000 винтовок и 800 револьверов, но фактически было сдано чуть более 1000 винтовок и около 400 револьверов. Требованию выдать шейхов Урус-Мартан хотя и пассивно, но долго (с 6-го по 9-е) сопротивлялся.
Для убеждения Урус-Мартана потребовался артиллерийский обстрел из 900 снарядов и авиационная бомбежка, разрушившая 12 домов.
Репрессии выразились в воздушной бомбардировке 16 аулов, ружейно-пулеметном артиллерийском обстреле 101 населенного пункта из общего количества 242 аула. Среди населения во время обстрела было убито 6 человек и ранено 30 (женщин и Детей из кольца окружения предварительно выводили. — Авт.), убито 12 бандитов, взорвано 119 домов (уничтожали дома бандитских главарей. — Авт.).
Изъято более 300 человек бандэлемента, самыми видными из которых являются: Нажмудин Гоцинский, Атаби Шамилев, Эммин Ансалтинский (активные проводники политики Анкары. — Авт.).
За время операции изъято 25 298 винтовок, 4319 револьверов, 1 пулемет и около 80 тысяч патронов».
Вайнахский край представлял из себя что-то вроде выгребной канализационной ямы в многосемейном доме.
Через два года еще одна операция — подавление антирусского мятежа, начатого в Беное под предводительством имама Муцы Шамилева. Бандиты пытались уничтожить местные гарнизоны, нефтепромыслы Стерт-Кертча, разрушить станцию Гудермес и железнодорожные мосты. Как явствовало из записки Особого отдела СКВО, по наущению своих покровителей из Анкары вайнахи стали переключаться с бытового разбоя на диверсионные акции. Мятеж был подавлен.
Потом операции проходили еще несколько раз, пока не началась Великая Отечественная война.» ©