Воздушная трасса АлСиб «Аляска-Сибирь».
В блоге библиотекарей Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края о тех событиях рассказывает библиотекарь Юлия:
* * *
В конце августа 1945 года Соединенные Штаты прекратили поставку самолетов в СССР и началось постепенное расформирование трассы. В начале 1946 года перегоночная трасса Аляска-Сибирь прекратила свою деятельность. Тем не менее, хорошо оборудованная и разветвленная, она насчитывала 30 аэропортов и аэродромов в Восточной Сибири и на северо-востоке страны. Трасса работала на территорию, обеспечивая перевозками геологоразведочные районы, обслуживала золотые прииски, оленеводческие хозяйства, связывала лесопромышленные предприятия с морскими портами. Так 25 ноября 1945 года по просьбе заместителя наркома внутренних дел генерал-лейтенанта А. П. Завенягина для перевозок Красноярск — Норильск и обслуживания Норильского горно-химического комбината управление гражданской авиации выделило два самолета Си-47.
Бывший начальник АлСиба, командир 1-й Краснознаменной перегоночной авиадивизии Герой Советского Союза летчик Илья Павлович Мазурук на встрече с ветеранами в 1987 году сказал: «Трасса оставила след не только в нашей жизни, но и в судьбе страны. Аэродромы, оборудование, опыт полетов сыграли весьма важную роль в послевоенном освоении Сибирского Севера Аэрофлотом. Трасса предопределила регулярное воздушное сообщение в этих районах».
* * *
«15 октября на канале «Россия 1» прошла премьера документального фильма «Алсиб. Секретная трасса».
Очень меня этот фильм взволновал, не думал, что эта тема когда — либо будет громко озвучена. Волею судеб я и сам имел возможность прикоснуться к этой, «закрытой» для СМИ истории. Дело в том, что на Колыме и Чукотке никогда не забывали о перегонщиках. Десятки самолётов до сих пор лежат в непроходимых, недоступных местах. Сотни останков русских лётчиков не нашли упокоения в могиле, и родственники никогда не смогут почтить память предков на могилке. Но экипажу А-20 «Бостон», который врезался в вершину сопки недалеко от Кадыкчана, близ Аркагалы выпала иная судьба.
Обломки именно такой машины обнаружили геологи в 1972 г.
Тяжёлый штурмовик бомбардировщик «Бостон» был очень передовой для своего времени, но совершенно не пригодный для полётов в слепую при температуре в -50С. Лопалась резина шасси, прокладок уплотнений, застывала даже гидравлическая жидкость и шасси не выпускались перед посадкой. Противообледенительная система была примитивной и ёмкость баков со спиртом слишком недостаточной для длительных перелётов. Запас кислорода тоже очень ограничен, всё это делало наших пилотов просто камикадзе! И не смотря на такие нечеловеческие условия они делали свою работу! Настоящую мужскую работу.
Скорее всего Экипаж капитана Ковылина попал в мощное обледенение и снизился ниже допустимой высоты, что и привело к катастрофе. Я видел что осталось от самолёта. Это без содрогания вспоминать невозможно. Фюзеляж был деформирован словно фольга! Целым осталось только левое крыло, и задняя часть с килем и левым стабилизатором.
От лётчиков остались фрагменты обмундирования, обглоданные кости, обгоревшие документы и табельный пистолет командира с четырьмя патронами в магазине. сведений для установления личности погибшего экипажа оказалось достаточно. нашлись и родственники. Дочь сержанта Н. Д. Борискина (стрелок-радист) приехала на Колыму проститься с прахом отца. Приехала и больше никуда не уехала. Галина Николаевна Круглова (Борискина) так и осталась в Кадыкчане. Затягивает Колыма хороших людей. И до последних дней существования школы в Кадыкчане, Галина Николаевна преподавала русский язык и литературу.
Обломки самолёта стащили бульдозером с сопки в долину и установили там памятный обелиск:
Здесь покоятся Капитан И. А. Ковылин (его именем назвали улицу на Аркагале), Сержант Н. Д. Борискин и штурман капитан Д. В. Михасёв.
Американцы тоже увековечили память о тех событиях на авиабазе в Фэрбенксе (Аляска).
У меня в серванте многие годы в хрустальной салатнице лежал фрагмент обшивки фюзеляжа того «Бостона». Исковерканный кусочек нержавейки площадью около 4 см2. Куда то он запропастился, как и кольцо отпиленное от бивня мамонта. Подозреваю, что бивень кто-то из гостей «случайно прихватил», а вот обломок самолёта скорее всего мама посчитала мусором, пока я служил срочную службу в РВСН. Очень жалею об утрате этих дорогим моему сердцу артефактов из другой жизни. Из детства.»
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в: