Почему мотоциклы ездят между рядов
Потому что они хотят жить.
Вне всякого сомнения, в значимой части ДТП с мотоциклами виноваты сами мотоциклисты. И вне всякого сомнения некоторые укоренившиеся методы передвижения мотоцикла в городе нервируют некоторую часть автомобилистов. Особенно тех, кого во время обучения не приучили постоянно пользоваться зеркалами для ПОСТОЯННОГО мониторинга дорожной ситуации.
Обсуждать кто кому что должен довольно бессмысленно, потому что мгновенно возникают непримиримые сторонники противоположных мнений и все перерастает в срач. Вот несколько схем, которые наглядно показывают, что если мотоциклисты начнут ездить по-другому, то количество ДТП резко увеличится, причем в основном за счет «вины» автомобилистов. Вину я сознательно поместил в кавычки, потому что по правилам в ДТП будут виноваты они, а по жизни в общем-то никто, уж если совсем честно. Итак
Схема 1. Мотоцикл едет по середине своей полосы.
Зелеными полосками размечена зона, начиная с которой водитель любой из зеленых машин ВНЕЗАПНО выяснит, что там в дырке, в которую он решил перестроится оказывается кто-то есть. Причем мы все понимаем, что он перемещается в нее с существенным ускорением, чтобы синяя машина, которую от обгоняет не успела закрыть дырку.
На практике это довольно распространенная вещь, в среднего мотоциклиста, который решил немного проехаться в полосе отдохнуть, так перестраиваются примерно раза 3-4 в день. При этом если он едет посередине полосы в него могут перестроиться с обоих сторон, а то и с обоих одновременно, когда у него не будет маневра. При этом вот сейчас он самый законопослушный.
Поэтому обычно он едет немного по-другому.
Схема 2. Движение в правой колее. Почти аналогично можно ехать и в левой.
Теперь мотоциклиста хотя бы один ряд видит. В нашем случае это ряд который справа. Он продолжает быть уязвим слева, причем зона, из которой его видно еще больше сократилась. В любом случае это передвижение более безопасно, оно позволяет мониторить преимущественно левую зону. И все равно это достаточно опасно.
Как эту ситуацию сделать более безопасной? Исключить перестроение с левой стороны:
Схема 3. Передвижение в правой колее, крайнего левого ряда.
Эту схему можно считать условно безопасной. Условно, потому что на самом деле мы все знаем, что обгон по встречке несмотря на лишенческую статью все еще встречается, причем коли он уж встречается, то встречается с максимальными ускорениями, резко и внезапно. И шансы на ДТП в нем близки к 100%.
И наконец схема движения, прямо не запрещенная в правилах, однако нервирующая автомобилистов и являющаяся наиболее частым аргументом в разговора о несоблюдении правил мотоциклистами:
Схема 4. Движение в узкой полосе между машинами
Да, действительно боковая дистанция между мотоциклом и автомобилем сильно меньше традиционных. Это понятно — погрешность в измерении дистанции между автомобилями с водительского места измеряется в 10-20 см, а тут вся дистанция 30-40 см. НО! Для мотоциклиста погрешность такого измерения — порядка 3-5 см. У него границы зеркал (самая широкая часть большинства мотоциклов) буквально в 50 см. от глаз в худшем случае. Там, где автомобилисту кажется, что сейчас произойдет соприкосновение, мотоциклисту остается ГРОМАДНОЕ место для маневра.
Посмотрите на схему. Мотоциклиста все потенциальные участники контакта МОГУТ ВИДЕТЬ. Видят или нет, это следующий вопрос, но во всех предыдущих схемах многие из них были вообще лишены этой возможности, помните я брал в кавычки слова «вина»?
Далее.
На практике, в этой схеме наибольшую опасность для нас составляет синяя машина, едущая сзади нас. Дело в том, что если мы ее только что объехали, у нее есть ощущение, что раз уж мы смогли, то там слева от нас дофига места и он точно в лезет. Беда в том, что в отличие от мотциклиста, реальную дистанцию он не видит, более того, его правое крыло — самая дальняя видимая точка, на нем погрешность в оценке дистанции еще больше чем средняя и шансы на ДТП весьма велики.
Как обезопасить себя в этой ситуации? Есть только одно решение — ЕХАТЬ БЫСТРЕЕ ПОТОКА. Это обезопашивает нас он задней синей машины, но делает для нас опасным внезапный маневр впереди идущей синей машины.
Парадокс. Если АВТОМОБИЛИСТЫ будут соблюдать правила и пользоваться поворотниками ПРИ КАЖДОМ МАНЕВРЕ и смотреть в зеркала ПРИ КАЖДОМ МАНЕВРЕ, то это опасность полностью исчезает. Мы видим поворотники, водитель видит нас, все хорошо.
На практике зеркалами и поворотниками не пользуются. Поэтому риск несомненно есть. НО! Риск этот не сравним со всем предыдущими рисками — потенциальная опасность находится в зоне постоянного контроля, даже при среднем опыте маневр впереди идущей машины достаточно предсказуем, возможностей уведомить зазевавшегося автомобилиста, то вы тут вполне себе много.
Кстати. Когда вы ругаетесь на мотоцикл, что он едет ГРОМКО, помните — он это делает не для того чтобы оглохнуть, а для того, чтобы у вас было больше шансов его заметить. Чтобы он выжил, а вы не сели в тюрьму.
Краткое резюме.
Как вы могли осознать, это самое «они носятся между машинами», на практике является для мотоциклиста наиболее безопасной стратегией. Действительно, некоторые заигрываются. Действительно без привычки это может вас нервировать. На самом деле это вас нервирует, потому что вы не понимали с какого хера они так. Теперь вы понимаете, что у них особо нет альтернативы, и будете нервничать меньше.
Конечно, можно было бы ездить в своих рядах, доказывая кровью, что правила не худо бы как-то скорректировать. Но что-то мне подсказывает, что призрачная надежда на какие-то изменения не стоит горы трупов, которые будут, если отказаться от езды между рядами.
И последний момент. А как же в Европе, спросите вы меня? Там то они как-то ездят?
Да, конечно ездят. Только вы нигде в Европе не встретите такие манеры вождения, как в России, За три недели дороги в мотоцикл перестраиваются буквально пару раз в Польше, один раз туда, один раз обратно. А в Москве — раз 5 в день.
Ездить между рядами мотоциклистов вынуждает текущая дорожная ситуация, не больше ни меньше. И пока она будет такой — мотоциклисты будут продолжать спасать свои жизни между рядов. Даже если это вам не нравится. Между вашим недовольством и жизнью они выбирают жизнь.
1. Всегда пользуюсь поворотниками, даже если вокруг никого нет. В школе приучили: крутишь рулем — включай поворотник.
2. Мотоциклиста на приведенном рисунке видно, даже если я буду ехать за последней синей машиной. Не все машины непрозрачны, что творится за ними — видно.
3. Когда я еду, я периодически смотрю в зеркала и держу в голове картину, кто и где относительно меня едет. Один раз реально выручило при экстренном перестроении, когда передо мной одна машина воткнулась в другую. Боковым зрением как-то все равно чувствовал, что могу перестроиться, задняя машина в правом ряду еще достаточно далеко. А вот выныривающий из ниоткуда мотоциклист реально выбивается из этой картины, так как движется сильно быстрее потока. Его реально не ожидаешь здесь увидеть, особенно весной с непривычки.
Что касается меня, мне комфортнее, когда мотоциклист едет по своей полосе. Хотя при этом для него и исчезает часть прелестей мотоцикла.
Я не склонен противопоставлять автомобилистов мотоциклистам, следить за движением и двигаться уважительно по отношению к другим — обязанность каждого.
А ещё у меня были случаи, когда я смотрел в зеркало заднего вида, и не видел там никаких мотиков, хотя они там были.
А так, конечно, дорогу постоянно мониторю на 360 градусов…
1. если машина за мотоциклистом не тонированная, то его прекрасно видно через нее
2. маневр, изображенный красными стрелками выполняют только шахиды, потому что:
а) мотоциклист становится виден (поверх капота) тогда, когда зеленая машина подъезжает к передней двери синей
б) для безопасного перестроения зеленому необходимо поравняться с мотоциклистом, т. е. уйти от синей машины на безопасное расстояние во избежание его подрезания, не заметить при этом мотоциклиста может только долбо*б А в каком пункте правил разрешено такое движение? Ни в каком. Зато запрещено однозначно
9.7. Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении. Прям ваще никто? Автор про кого говорит, про нормальных водителей или долбоеб*в? Так последние отдельная категория, к счастью не многочисленная. Бла-бла-бла. Чаще всего мотоциклисты пользуются громкостью выхлопа так — пробка, автомобили стоят/ползут, тут щемится такой вот хитрозадый между рядов и если, по его мнению, машины стоят слишком плотно и он не может проехать, то взревывая движком показывает, что он хочет проехать. При этом я НЕ ОБЯЗАН его пропускать, потому как его тут быть НЕ ДОЛЖНО (см. п. 9.7. ПДД). Если пробки нет, то громкость его драндулета мне глубоко фиолетова, так как его скорость все равно выше моей и места для маневра предостаточно. К тому же, часто в водители закрывают окна и громко слушают музыку, поэтому услышать рев мотоцикла бывает не всегда возможно. Нет, я прекрасно понимаю с какого хера, мне непонятны оправдания этого хера мотоциклистами. Если ты сознательно нарушаешь ПДД, то не надо скулить о том, что водители тебя всячески обижают. Есть. Ездить по ПДД. А что, у нас страна уникальная? Почему во всем мире мотоциклисты ездят по полосам и только у нас необходимо вносить изменения в ПДД и разрешать езду по разделительной? Имхо это касается и мотоциклистов тоже. Хотя оправдывать нарушение ПДД, какой то особой манерой вождения, считаю чистейшей воды отмазкой.
Вывод — соблюдайте ПДД, включайте голову и проблем не будет.
А относительно рёва двигателя, то когда машина закрыта и даж не громкая музыка, то его рёв, гром или рёв старого зилка рядом слышатся одинаково приглушённо и неопределимо с какой стороны машины (ну кроме зилка наверно, т. к. его видно всё таки) и это вызывает необходимость осмотра всех зеркал в поисках этого засранца т. е. нужно отвлекаться от ситуации впереди себя… к тому же не раз видел как от такого рёва водители пугаются и резко дают в сторону — а там может быть близко соседний автомобиль и результатом будет авария… но зато хрустик проедет…
Никогда раньше не ездил по дорогам на мотоцикле, но пять лет назад пробки и постоянная нужда быть в нужном месте в нужное время заставили пересесть на дорожный байк.
Езжу очень быстро, в сезон накатываю около 15000км, очень быстро, но аккуратно. Мое мнение такое: Автомобилист прав ВСЕГДА. Все эти разговоры про глушители-для лохов, которые ездить не умеют, а хотят из себя изобразить гонщиков. Если ты умеешь ездить, то ты пролезешь в любую дырку, а если нужно, то отормозишься со 180 или легко сманеврируешь и уйдешь от контакта. Я, когда езжу, то очень устаю, т. к. постоянно пальцы на рычагах, головой кручу на 360, но за 5 лет даже намека на аварийную ситуацию не было. Единственная просьба к автомобилистам, перед любым маневром предварительно включать поворотник. Это сохранит нервы и вам и нам. Кстати как-то устал и поехал в потоке… Так это что-то страшное. Тебя не видят, подрезают и т. п. Так что лучше быть первым на светофоре и ехать 160 но одному. А так если увидел мотоциклиста, то как ехал так и ехай. Он сам разберется в какую дырку влезть. Если машина как-то пошла не так, то там как правило водитель по телефону говорит или смс набирает. А потом пугается. Короче, я на стороне автомобилистов. А те которые кричат, что им авто мешают просто ездить не умеют. Мне лично, никто не мешает.
Такие чаще подрезают? Или бывает, что нагоняют и подрезают?
Если поток движется хотя бы 30-40 км/ч, еду в потоке. Да, случается, что прямо в меня перестраиваются, как будто я невидимый. В светлое время пару раз в месяц. В тёмное и несколько раз за поездку может быть. Неприятно.
И традиционно: если все мотоциклисты сядут в свои автомобили (а машины есть почти у всех мотоциклистов), то пробки станут гораздо длиннее.