Товарищ Че
14 июня 2008 года революционеру-террористу Эрнесто Че Геваре исполнилось бы 80 лет. Возраст и для живого человека не запредельный, но убитый в бою Гевара пользуется популярностью, сравнимой, без преувеличения, с популярностью Иисуса.
Эта бешеная популярность сложилась не в одночасье и не в одночасье исчезнет.
Как большевиков в 1917-м «сделал» в огромной степени далеко отставший от реалий тех дней (чтобы не произносить «прогнивший», хотя это более точно) царизм, так и Гевару-революционера сделали… Соединенные Штаты Америки, которые с откровенным цинизмом разбомбили в 1954-м столицу Гватемалы — поскольку законно избранный там президент Хакобо Арбенс выступал за национализацию принадлежавших американскому капиталу предприятий. Закон физики о том, что сила действия всегда равна силе противодействия, одинаков и для общественной жизни. Гевара оказался квинтэссенцией и острием этого противодействия: тогда, в 1954-м, Гевара защищал Арбенса, а после поражения переехал в Мексику вслед за насильно свергнутым президентом. Именно тогда США своими «руками» и породили Гевару-революционера, а высадка вместе с Фиделем на берег Кубы
2 декабря 1956 года, захват Гаваны 2 января 1959-го (именно колонна Че Гевары вошла первой в столицу острова) — лишь прямые следствия бомбардировки Гватемалы. Итак, иконами становятся революционеры, то есть разрушители — те, кто осмелился выступить «против» (нам ведь не приходит в голову носить на майках изображения композитора Бородина или художника Левитана — не разрушителей, а тех, кто своим творчеством выступали «за», то есть строили и создавали).
Однако возглавить один из многочисленных (и победивших) переворотов XX века (именно так, а никакой не «революцией» называли события 1917-го сами большевики) необходимо, но еще недостаточно для того, чтобы стать иконой человечества.
Необходимо еще иметь смелость выступить против тех, кого недавно защищал, — когда считаешь нужным это сделать. И когда Че Гевара посчитал, что подписанное им же в 1962 году экономическое соглашение с СССР (оно-то, кстати, и привело к Карибскому кризису) ничего не стоит, поскольку Советский Союз «продает свою помощь народным революциям», он вконец испортил отношения не только с СССР, но и со своим ближайшим соратником Фиделем. И в этом логика Че Гевары безупречна: он увидел, что инакомыслие внутри и вовне своих стран с цинизмом, сравнимым с американским, подавляют на Кубе и в СССР, и, значит, теперь следовало выступить против недавних соратников.
Но даже и этого было бы недостаточно. Нужно еще умереть не своей смертью, да не просто, а как-нибудь ужасно. Че Гевара блестяще обеспечил и это: 9 октября 1967-го его расстреляли боливийские военные, тело выставили на всеобщее обозрение с отрезанными руками — якобы для того, чтобы сравнить с имевшимися в архивах отпечатками пальцев, а на самом деле, разумеется, в назидание повстанцам. Ну чем не святой?
Но все-таки главный ответ на вопрос — «отчего нам столь дорог образ террориста Че Гевары?» — в том, что он воплощает в себе все наши нереализованные протестные мечты. Термин «фронды» здесь кажется наиболее подходящим: французская фронда XVII века — движение как высших (к движению принадлежали и принцы), так и низших слоев, заключавшееся в том, чтобы протестовать, не предпринимая при этом реальных попыток что-либо изменить. Вот так и мы: в каждом постоянно зреют внутренние протесты разных видов, поскольку жизнь человеческая, при условии, что она не выходит за рамки закона, — это постоянный компромисс, насилие над собой. На работе мы заставляем себя слушаться «идиотских» указаний начальства, дома — супругов, на улице — милиционеров, платим налоги, которые, разумеется (мы в этом уверены), идут не туда, куда надо, и т.д. и т.п. Мы постоянно фрондерствуем, протестуем — когда внутренне, а когда и покричим (но не более), но изменить ничего не пытаемся. А Гевара однажды встал и сказал: а пошло оно все… Ну, или что-то в этом духе.
Журнал «Профиль»
..и его расстреляли. Как расстреляли "мятежных" матросов в Кронштадте, тамбовских крестьян, ленских рабочих и т.д., и т.д., и т.д...
в каком ещё бою?
его после ареста, без суда и следствия расстреляли
а потом привязали к вертолёту, и... для демонстрации...
- "гуманизм как принцип юридической ответственности"
кстати - да. Одно дело вопить на английском в западные телекамеры, когда тебя суют в ментуазик, чтоб выпустить максимум через пару дней (и в чем ты ни секунды не сомневаешься - если б режжым был и правда такой страшный, как ты его описываешь, то ты б и не сунулся на улицу). И совсем другое идти на смерть без гарантированной международной и информподдержки. Как угодно можно считать - авантюризм, терроризм, но это - другое.
Другое дело, что на счет фрондерстувем и не пытаемся изменить - ну вот попробовали после вот таких же "романтиков", бросавших бомбы в губернаторов, изменить все. И привели к власти людоедов пострашнее. Поэтому кухонное фрондерство - это здравый смысл и горький опыт.
А поподробнее?
Заскучали мы без вас, АС! С вашим появлением и тута-педы подтянулись
Как ярый сторонник кубинско-? дружбы "о подробностях" может говорить - мало не покажется.
Лучше без подробностей
bomzh:
Лучше без подробностей