Цельс, "Правдивое слово"

245
Понедельник, 16 марта 2009, 02:23

"Среди произведений античности, направленных против христианства, книга Цельса занимает исключительное место. Это древнейшее крупное произведение, содержащее развернутую критику христианского учения, дошло до нас в значительной своей части и позволяет нам судить о том, каким представлялось христианство просвещенному римлянину конца II в."

(Предисловие к книге)

 

Добавим - книга позволяет также сравнить, а сильно ли изменилось христианство за прошедшие 18 веков?

Надо сказать, что сама книга нигде не уцелела, как таковая. Христиане, придя к власти, не могли допустить существования подобной хулы, и частенько заставляли вымарывать то, что им не нравилось, из религиозных книг даже других конфессий - если, разумеется, могли до них дотянуться.

 

В данном случае с произведением римлянина произошло нечто уникальное - религиозный философ Ориген раскритиковал книгу Цельса, причём цитировал он её весьма обильно. И тем самым книга Цельса до наших времён дошла - хотя и не полностью, но в большом количестве отрывков. Несмотря на то, что и самого Оригена христиане в пылу своих дискуссий в конце концов признали еретиком.

Далее исследователи сделали немудрёный финт - извлекли цитаты Цельса из книги Оригена и таким образом получилось что-то выдержек из первоисточника, который у Оригена, несомненно, был.

Книгу эту можно целиком прочесть здесь

 

Я же позволю себе несколько отрывков, актуальных и на сегодняшний день. Христиане желают ввести предмет "Основы православной культуры". Цельс о похожем явлении пишет:

"Вот что они предписывают: «Пусть к нам не вступит ни один образованный, ни один мудрый, ни один разумный человек; все это у нас считается дурным. Но если есть невежда, неразумный, несовершеннолетний, пусть он смело придет». Считая только такого рода людей достойными своего бога, они, очевидно, желают и могут привлечь только малолетних, низкородных, необразованных, рабов и детвору. Что же вообще дурного в том, чтобы быть образованным, интересоваться наилучшими учениями, быть и казаться разумными? Чем это мешает познать бога? Разве это не, скорее, нечто полезное, посредством чего легче можно доходить до истины? Но мы видим в самом деле, что те, кто выражают и распространяют на площадях самые гнусные вещи, никогда не присоединяются к собранию разумных людей и не смеют среди них обнаруживать свои взгляды; но если они завидят юнцов или сборище домашних рабов, или кучку неразумных людей, туда-то они проталкиваются и там красуются. Мы видим, что и в частных домах шерстобитчики, сапожники, валяльщики, самые грубые мужланы, в присутствии старших и более разумных господ не смеют рот раскрыть; но когда им удается заполучить к себе, отдельно детей и каких-либо глупых женщин, они им рассказывают удивительные вещи, что не надо оказывать; почтение отцу и учителям, а слушаться только их самих; те, мол, глупости болтают, у них мысль парализована, они в сущности не знают и не умеют делать ничего прекрасного, находясь в плену пустых предрассудков; зато только они сами знают, как надо жить; если дети их послушаются, они будут счастливы, и дому явится счастье. А если во время таких речей они увидят, что подходит кто-либо из наставников в просвещении, кто-либо из людей разумных или сам отец, то более осторожные из них стушевываются, а более дерзкие подстрекают детей сбросить узду, нашептывая, что в присутствии отца и учителей они не захотят и не сумеют проповедовать детям добро, ибо, дескать, их отталкивает низость и тупость старших, окончательно испорченных, безмерно злых и наказывающих их; поэтому, если они хотят, они должны, оставив отца и учителей, уйти с женщинами и с товарищами по играм в женское помещение, в сапожную или валяльную мастерскую, чтобы обрести совершенство. Такими речами они убеждают".

 

Не умея убедить в истинности своего учения родителей, нынешние христиане пытаются, как и встарь, проникнуть в неокрепшие умы детворы.

 

В нынешнем российском обществе едва ли не самые богомольные люди содержатся в местах заключения. Делают себе татуировки с церковными куполами, а, выйдя на свободу, делают щедрые пожертвования из денег (естественно, не заработанных, а добытых разбоем) на храм. Пожертвования церковники берут. Цельс пишет:

"Они говорят, что бог ниспослан к грешникам; но почему он не был ниспослан к безгрешным? Что дурного в том, чтобы не иметь греха? По их учению выходит, что нечестивца, если он смирится под тяжестью бедствия, бог примет, а праведника, если он, обладая добродетелью с самого начала, обратит свой взор ввысь, он не примет! Люди, правильно руководящие законностью, заставляют обвиняемых, кающихся в своих преступлениях, прекратить свои жалобные выкрики, чтобы не вышло, будто приговор о них выносится скорее из жалости, чем в соответствии с истиной: а бог судит, руководствуясь не истиной, а лестью! Они говорят: «Кто без греха?» Это довольно верно, ибо род человеческий как бы рожден для греха; но в таком случае следовало призвать всех, раз все грешат. Почему такое предпочтение грешникам? Утверждая подобное, христиане либо возносят хулу на бога, либо лгут. Они все это делают для поощрения грешников, не будучи в состоянии привлечь к себе ни одного действительно хорошего и справедливого человека, и потому они раскрывают двери перед самыми преступными, пропащими людьми. Ведь всякому ясно, что прирожденных и закоренелых грешников никто не может совершенно переделать даже посредством наказаний, тем менее жалостью; ибо коренным образом изменить характер чрезвычайно трудно. Конечно, безгрешные люди — лучшие члены общества"

 

Сегодня атеисты обращают внимание христиан на полное несоответствие библейских сказаний научной картине мира. У тех заготовлен ответ - к древним сказаниям следует относиться аллегорически. Но при этом упорно отстаивают свою точку зрения о сотворении человека богом, первородном грехе и прочем вымысле. Это заметил за христианами и высмеивал ещё Цельс:

"Иудеи, беглые рабы из Египта, никогда ничего не совершили достойного упоминания, ни по своему значению, ни по численности не были заметны. Они попытались вывести свой род от семени первых обманщиков и бродяг, ссылаясь на окутанные туманом темные и двусмысленные слова и толкуя их глупцам и невеждам, хотя за все долгое предшествующее время и спора не было об этих генеалогических именах, и только теперь иудеи расходятся с некоторыми другими на этот счет. В то время как другие люди, притязающие на древность своего происхождения, как афиняне, египтяне, аркадцы и фригийцы, утверждают, что некоторые среди них родились на их земле, и каждый приводит доказательства этого, иудеи, собравшиеся где-то в уголке Палестины, люди, совершенно необразованные и не слыхавшие ранее, что все это давно воспето Гесиодом и тысячами других вдохновенных мужей, сочинили самые невероятные и нескладные мифы о некоем человеке, сотворенном руками бога, вдохнувшего в него душу, о женщине, созданной из ребра, о заповедях бога и о змее, противодействующем им, о победе змея над предписаниями бога; они рассказывают какой-то миф, как старым бабам, и самым нечестивым образом изображают бога сразу, с самого начала бессильным, неспособным убедить даже единственного человека, которого он сам создал. Даже среди христиан и иудеев наиболее совестливые стыдятся этого и пытаются как-нибудь толковать это аллегорически. Далее они, подделывая беззастенчиво Девкалиона, рассказывают о потопе каком-то, о необыкновенном ковчеге, заключающем внутри себя все, о каком-то голубе и вороне в качестве вестников. Я не думаю, чтобы они ожидали, что все это получит распространение; они бесхитростно рассказывали это, как сказку малым детям. Совершенно нелепо рождение детей на старости, рассказы о кознях братьев, о горе отца, о коварстве матери; во всем этом ближайшее участие принимает бог. Бог дарит своим сынам ослов, овец и верблюдов, отводит праведникам колодцы, устраивает их браки и связи с невестками и служанками; брак Лота с дочерьми гнуснее преступлений Тиеста ... Он приказал славному и божественному роду иудеев, рассеянному во множестве в Египте, поселиться где-то вне его и заниматься пастушеством в глухой местности. ... И в этом случае наиболее совестливые из иудеев и христиан, стыдясь этого, пытаются кое-как толковать это аллегорически. Но этого нельзя принимать как аллегорию, это изложено в виде самой наивной сказки. Во всяком случае, мнимые аллегории, написанные об этом, еще позорнее и нелепее, чем сами мифы, так как эти толкования при помощи диковинной и совершенно бессмысленной глупости пытаются согласовать нигде и никак не поддающееся согласованию".

 

Как видим, даже тогда, 18 веков назад, люди прекрасно видели лживость навязываемой им мифологии. Несмотря на то, что научных знаний у них было весьма немного, а представления о мире - довольно фантастичны, даже с этими представлениями иудейско-христианские побаски вступали в вопиющее противоречие. Что уж говорить о сегодняшнем дне.

Однако и сегодня среди христиан весьма почётна профессия богослова, теолога - специально обученного науке согласования несогласуемого обманщика, пытающегося примирить знания человечества с мифами и выдумками иудейского народа.

Комментировать могут только зарегистрированные пользователи
GoGoGoGost
Одинцово
на сайте 08.08.2013 22:03

Блог (125)
Фото (333)