Синод - графу Льву Николаевичу Толстому
Определение Святейшего Синода от 20-23 февраля 1901 г. №557 с посланием верным чадам Православной Греко-Российской Церкви о графе Льве Толстом
Святейший Синод в своем попечении о чадах Православной Церкви, об охранении их от губительного соблазна и о спасении заблуждающихся, имев суждение о графе Льве Толстом и его противохристианском и противоцерковном лжеучении, признал благовременным в предупреждение нарушения мира церковного обнародовать чрез напечатание в "Церковных ведомостях" нижеследующее свое послание:
Божиею милостию Святейший Всероссийский Синод верным чадам Православной Кафолической Греко-Российской Церкви
О Господе радоватися.
"Молим вы, братие, блюдитеся от творящих распри и раздоры, кроме учения, ему же вы научитеся, и уклонитеся от них" (Рим. 16:17).
Изначала Церковь Христова терпела хулы и нападения от многочисленных еретиков и лжеучителей, которые стремились ниспровергнуть ее и поколебать в существенных ее основаниях, утверждающихся на вере во Христа, Сына Бога Живого. Но все силы ада по обетованию Господню не могли одолеть Церкви Святой, которая пребудет неодоленною вовеки. И в наши дни Божиим попущением явился новый лжеучитель- граф Лев Толстой. Известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой, в прельщении гордого ума своего дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно пред всеми отрекся от вскормившей и воспитавшей его Матери, Церкви Православной, и посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви, и на истребление в умах и сердцах людей веры отеческой, веры православной, которая утвердила вселенную, которою жили и спасались наши предки и которою доселе держалась и крепка была Русь святая. В своих сочинениях и письмах, во множестве рассеиваемых им и его учениками по всему свету, в особенности же в пределах дорогого Отечества нашего, он проповедует с ревностью фанатика ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской: отвергает личного Живого Бога, во Святой Троице славимого, Создателя и Промыслителя вселенной, отрицает Господа Иисуса Христа-Богочеловека, Искупителя и Спасителя мира, пострадавшего нас ради, человеков, и нашего ради спасения и воскресшего из мертвых, отрицает бессеменное зачатие по человечеству Христа Господа и девство до рождества и по рождестве Пречистой Богородицы, Приснодевы Марии, не признает загробной жизни и мздовоздаяния, отвергает все таинства Церкви и благодатное в них действие Святого Духа и, ругаясь над самыми священными предметами веры православного народа, не содрогнул ся подвергнуть глумлению величайшее из Таинств-святую Евхаристию. Все сие проповедует граф Лев Толстой непрерывно, словом и писанием, к соблазну и ужасу всего православного мира, и тем не прикровенно, но явно пред всеми, сознательно и намеренно отторг себя сам от всякого общения с Церковью Православ ною. Бывшие же к его вразумлению попытки не увенчались успехом. Посему Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею. Ныне о сем свидетельствуем пред всею Церковию к утверждению правостоящих и вразумлению заблуждающихся, особливо же к новому вразумлению самого графа Толстого. Многие из ближних его, хранящих веру, со скорбию помышляют о том, что он на конце дней своих остается без веры в Бога и Господа Спасителя нашего, отвергшись от благословений и молитв Церкви и от всякого общения с нею.
Посему, свидетельствуя об отпадении его от Церкви, вместе и молимся, да подаст ему Господь покаяние в разум истины (2 Тим.:25). Молимтися, милосердый Господи, не хотяй смерти грешных, услыши и помилуй и обрати его ко святой Твоей Церкви. Аминь.
Подлинное подписали: смиренный АНТОНИЙ, митрополит С.-Петербургский и Ладожский, смиренный ФЕОГНИСТ, митрополит Киевский и Галицкий, смиренный ВЛАДИМИР, митрополит Московский и Коломенский, смиренный ИЕРОНИМ, архиепископ Холмский и Варшавский, смиренный Иаков, епископ Кишиневский и Хотинский, смиренный МАРКЕЛЛ, смиренный БОРИС, епископ.
В Волгограде архиепископ отлучил от церкви прокурора.
Суть дела: Волгоградская ГАИ области стала брать с водителей, задержанных нетрезвыми, от 1 до 3 млн. рублей штрафа. Часть суммы зачислялась на специально открытый благотворительный счет №7000902 в Волго-Донском инвестиционном коммерческом банке. Деньги предполагалось употребить на храм св. Александра Невского в Волгограде, настоятелем которого является местный архиеп. Герман. Строительство должна была вести фирма "Юнивесткор". Прокурор Волгоградской области Вячеслав Шестопалов заподозрил, что есть негласное соглашение священников и ГАИ, по которому добытые деньги могли пускаться не на благотворительные цели. Храм строить не начали. Ктитором храма является начальник Волгоградского УВД генера-лейтенант милиции Василий Дергачев (назначен архиеп. Германом). Приходской совет общины храма, "Юнивесткор" и шесть подобных же фирм возглавляет одно лицо — В. С. Горелов. 30.1.97 семеро следователей облпрокуратуры и 5 автоматчиков изъяли из Юнивесткора всю бухгалтерскую отчетность за 1995-197 гг. Горелов направил письма президенту и генпрокурору, епископ - патриарху и вынес отлучение. Скандал стал достоянием газет, и тогда "при посредничестве полномочного президента Президента РФ в Волгоградской области Юрия Медведева" прокурор и архиепископ встретились: "Прокурор декларировал свою доброжелательность и уважение к Русской православной церкви, а архиепископ отменил указ об отлучении".
Решение о штрафовании в пользу Церкви принято 28.12.1994 коллегией УВД области, пик поборов пришелся на июнь 1995 г. Некоторые штрафы платили наличными настоятельнице Духова монастыря Палладии. Установлено (по бумагам), что оштрафованы 3540 водителей, церковь получила более 2 млрд. рублей. Собранные церковные деньги были перечислены Юнивесткору на строительство жилого дома на ул. Елецкой — более миллиарда. Расследование привело к тому, что пайщики стали забирать свои деньги, компании стал грозить финансовый крах.
Особый цирк в этом отлучении состоит в том, что прокурор Шестопалов оказался закоренелым атеистом, так что анафема его не взволновала, а волгоградцев, как говорят, очень развеселила. Кто-то из остряков заметил по поводу этой истории:"Сложнее будет "отлучить" святых отцов от прокуратуры, если она всерьез заинтересуется их земными делами".