Победа, Сталин, союзники!!
Приближающееся 65-летие Победы породило два конфликта из тех, о которых говорят: милые бранятся — только тешатся. Один — это история с изображениями Сталина на плакатах, а второй — участие союзников в параде 9 мая. То есть союзников во Второй мировой войне, а не Венесуэлы, Никарагуа, Науру и боевиков Хамаса. Почему именно они названы, догадаться несложно. И хотя уже высказывалось мнение, что точка в истории со сталинскими плакатами поставлена, полагаю, что разговор следует продолжить. Победа, Сталин, союзники — все это темы, которые еще долго будут обсуждаться. Всю оставшуюся историю. А вообще, чудо как хороша «Единая Россия»! Можно ли представить себе крупную парламентскую партию в Германии, и в любой европейской стране, где люди, входящие в партийное руководство, расходятся в мнениях о Гитлере? А ведь у нас именно это и было: Лужков выступал за плакаты со светлым образом, а Грызлов — против.
О параде внутрипартийных споров нет. Против участия в нем союзников — коммунисты и Алкснис. И сдается мне, что вот эта самая затея и сыграла решающую роль для отказа от сталинских плакатов. Решающим, полагаю, оказалось классическое «как бы чего не вышло». В данном случае — с участием военных демократических стран. Так или не так — не столь уж важно. Существенно другое: как в этой истории проявились важнейшие особенности нынешнего политического строя и доминирующей политической культуры. И какие трактовки войны и победы существуют в России.
В этих несколько комичных разборках отразилось самое главное для любой политической системы — природа ее легитимности. За последние десять лет Россия вернулась к тому, что было при советской власти, которая начисто пренебрегала легитимностью «здесь и сейчас» — внутренней, основанной на принципе народного суверенитета и общественном договоре. Она знала лишь легитимность историческую и внешнюю. Причем последняя интересовала далеко не всех. Различия могли быть даже в одном ведомстве, в зависимости от характера занятий. Выездному чекисту она была важна, а какому-нибудь оперу из глубинки, по линии пятого управления вербовавшему бабушек по приходам, совершенно «по барабану». А Лужкову «по барабану» и тандемократические поиски исторической преемственности, и благоволение Запада к правителям России и их банковским счетам. «Я пережил и многое, и многих». Это путинской команде надо придумывать легенды о своем происхождении и строго дозировать ресталинизацию. Юрий Михайлович же может и поискать поддержки у тех, кто Сталина любит, потому что не помнит.
Но Сталин — ладно, пусть они там спорят о сортах фекалий. Куда забавнее история с союзниками на параде. Это для нынешней власти, прямо скажем, идеологическое новшество. Победа потому и вызывает столько споров, что оценивается в разных системах ценностей. В самых первых, еще при жизни Сталина, произведениях «лейтенантской прозы» и в военной уже поэзии возникла трактовка войны и победы как гражданского подвига. Ей противостояла оценка этих событий как державного свершения, приведшего к имперскому расширению. Некое равновесие было достигнуто при Брежневе, произошел даже синтез этих интерпретаций. Другое противоречие связано с первым. В гуманистической и демократической традиции война рассматривается как проявление цивилизационного единства России и союзников. Это понимание возникло в русской эмиграции и лучше всего описано Василием Яновским в его «Полях Елисейских»: «Всякий раз Россия, необъяснимым чудом подстрекаемая ангелом или архангелом, в последнюю минуту выпрямлялась и занимала свое ответственное место рядом с традиционно-христианскими, гуманитарными народами».
В традиции же державно-имперской союзничество рассматривается как нечто случайное, досадное и бесполезное. Даже вредное. Опять же, кстати, при Брежневе было достигнуто некоторое идеологическое равновесие меж двумя системами ценностей. В последние годы доминирующими стали имперские оценки.
Сейчас происходит усиление зависимости российской правящей элиты от Запада.
Причем здесь не надо искать никаких экономических и политических обоснований, хотя они, конечно, есть. Речь идет о некоем психологическом настрое людей во власти и вокруг нее. Совместный парад очень важен для подтверждения внешней легитимности, независимо от того, как к нему отнесется опер из глубинки. И, конечно, власти, которой наплевать на своего опера, совершенно безразлично, как на это отреагирует несуществующее для нее общество.
А обществу? Главное, чтобы парад был. / Д. Шушарин
**Теория утверждала, что смысл человечества — преобразить гаснущую Вселенную, воскресить умершие миры и победить смерть. Кипучая деятельность Сталина: строительство заводов и колхозов, ликвидация неграмотности и создание научных центров, борьба с врагами и победы на фронтах войны, экспедиции на Северный Полюс и насаждение лесов в пустынях, — всё подчинялось непомерной задаче. Сталину после гражданской войны достался «первичный бульон», в котором плавали окровавленные остатки России. Он создал из этого месива гигантский, живой организм, способный творить историю. Победа в Отечественной войне была вершиной сталинской космогонии. Подтвердила истинность его устремлений. Имела поистине космический смысл, ибо не позволила согнуться земной оси, отбила атаку космической тьмы, исправила дефекты истории, повернув историю от смерти к бессмертию.** А. Проханов
Власти все чаще удается своими непродуманными решениями раскалывать общество. Без этого она уже не может. Ума не хватает, а может так удобней манипулировать людьми, натравливая друг на друга «левых» и «правых», «белых» и «красных».
Зададимся простым вопросом: 65 годовщина Победы в Великой Отечественной войне, чей праздник? В первую очередь Ветеранов, которых с каждым годом все меньше остается среди нас.
Так причем здесь НАТОвские войска? Какого черта пиндосы, бомбившие Югославию, уничтожившие Ирак, фактически организовавшие наркотрафик из Афганистана в Россию, — будут маршировать по Красной площади? Это что? Прелюдия к их присутствию на нашей Земле? Так мы, русские — против. Уж лучше вы, убирайтесь туда, где хранятся ваши банковские вклады, и где вы на ворованные у народа деньги накупили недвижимости, яхт и футбольных клубов.
Хотите отметить вклад антигитлеровской коалиции в разгром фашистов? Нет проблем. Пригласите на Красную площадь ветеранов из всех бывших республик СССР, участников высадки в Нормандии — американцев, англичан, канадцев, ветеранов авиаполка «Нормандия-Неман» и это будет действительно Праздник «со слезами на глазах». Праздник для тех, кто действительно его заслужил.
Пять лет назад, 9 мая, на площади Белорусского вокзала участвовал в митинге, посвященном 60-й годовщине Дня Победы. После митинга, когда ветераны хотели пройти Дорогой Победителей на Красную площадь, дорогу им преградил ОМОН. Вели себя бойцы ОМОНа и его командир — достойно. Они сказали просто: У нас есть Приказ. На Красной площади — иностранные гости, а Вам туда дорога заказана. Извините. Было больно видеть слезы на глазах стариков.
История повторяется. И наши ветераны снова будут лишними на своем празднике. А с трибуны на Красной площади, пиндосов, уничтожавших наших сербских братьев, будет приветствовать «национальный лидер», который не видит отличий между национальной гордостью великороссов и национальным позором.
Автор — Павел Басанец