ПАСХА! КАК ВСТРЕТИТЬ СВЯТУЮ ПАСХУ. ПАСХАЛЬНЫЕ БОГОСЛУЖЕНИЯ, ОБЫЧАИ И ТРАПЕЗА!
Христианская церковь празднует пасху между 22 марта — 25 апреля по ст. (4 апреля — 8 мая по новому).
Пасха — это самый главный православный праздник. Само название этого его в переводе с греческого языка означает «избавление». Для христиан этот праздник означает переход от смерти к вечной и блаженной жизни. На Пасху все православные люди радуются воскрешению Иисуса Христа. Со всех сторон слышится «Христос Воскресе!» и в ответ — «Воистину Воскресе!». Так верующие люди выражают свою радость о победе жизни над смертью. Ведь этот праздник действительно является торжеством, настоящей победой над грехом и смертью.
Пасхе предшествует Великий пост. Обычно под Пасхой подразумевается святая неделя, в течение которой двери всех храмов остаются открытыми в знак того, что теперь, с воскресением Христовым, небесные Врата стали открытыми для всех.
Пасхальная служба начинается в ночь с субботы на воскресенье. Она отличается необычной торжественностью и величием. Всю Светлую Пасхальную неделю звонят во все колокола. Каждый год дата празднования Пасхи меняется, но всегда она приходится на воскресенье — первый воскресный день после первого весеннего полнолуния. Существуют также праздники, чья дата меняется вместе с Пасхой — это Вербное Воскресение, Вознесение и Троица.
Большому празднику Пасхи предшествует так называемый «чистый» четверг. В этот день верующие люди стремятся очиститься духовно, причаститься. В этот день многие очищаются водой — для этого купаются в проруби или обливаются водой в бане до восхода солнца. Также в этот день необходимо убрать дом, все вымыть и почистить.
В «чистый» четверг начинают готовиться к праздничной пасхальной трапезе — красят пасхальные яйца, делают пасху, пекут куличи, блины, медовые пряники, маленькие булочки с изображениями крестиков. Пасхальные пряники обязательно имеют форму жаворонков, голубков, зайчиков, яиц, петушков. Также в этот день пекут специальный овсяный кисель, который едят на Пасху раньше кулича. Пасху и куличи освящают в храмах.
Всю пасхальную неделю люди ходят друг другу в гости. Обязательно нужно посетить всех родственников, хороших знакомых и особенно пожилых.
В течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают куличи, творожные пасхи, яйца и всё, что приготовлено к праздничному столу для разговения после Великого поста. Пасхальные яйца верующие дарят друг другу как символ чудесного появления на свет — Воскресения Христова. По Преданию, когда Мария Магдалина поднесла в подарок императору Тиберию яйцо как символ Воскресения Христа, император, усомнившись, сказал, что как яйцо из белого не становится красным, так и мёртвые не воскресают. Яйцо в тот же миг стало красным. Хотя яйца красят в разные цвета, традиционным является красный, как цвет жизни и победы. В иконописной традиции воскресший Христос, а также при Преображении окружён сиянием в форме овала. Эта фигура, близкая по форме яйцу, у эллинов (греков) означало чудо или загадку, в отличие от правильного симметричного круга.
В православной традиции на Пасху освящается артос — квасной хлеб особого освящения. Те, кто не мог причаститься на Пасху могли ощутить единство через вкушение общего хлеба. Сейчас артос раздают верующим для хранения дома в течение года, в экстренных случаях используется как антидор (досл. греч.»вместопричастие»), его принято вкушать натощак. Символ единства перешёл к куличам и пасхам.
На творожной пасхе, как правило, ставят печати с буквами «ХВ» и агнцем. Символом Пасхи является агнец, в форме которого в России обычно испекают пирог. В южных странах — Болгарии, Италии, Балканах на Пасху обязательно закалывается ягнёнок или, по крайней мере, зажаривается «шиш» (болг. «шашлык» из ягнёнка).
Приготовление пасхального стола стараются закончить в Великий Четверг, чтобы ничто не отвлекало от служб Страстной Пятницы, дня траура и молитвы.
Почему на Пасху принято дарить друг другу яйца:
С давних времен хранится в Православной Церкви благочестивый обычай дарить в праздник Пасхи яйца. Этот обычай произошел от святой равноапостольной Марии Магдалины, когда она, по Вознесении Господнем, пришла в Рим для проповеди Евангелия, предстала пред императором Тиверием и, поднеся ему красное яйцо, сказала: «Христос воскресе!» начиная таким образом свою проповедь. По примеру равноапостольной Марии Магдалины мы теперь дарим в Пасху красные яйца, исповедуя животворящую смерть и Воскресения Господа — два события, которые Пасха соединяет в себе. Пасхальное яйцо напоминает нам об одном из главных догматов нашей веры и служит видимым знаком блаженного воскресения мертвых, залог которого мы имеем в Воскресении Иисуса Христа — Победителя смерти и ада. Как из яйца, из-под его неживой скорлупы, рождается жизнь, так из гроба, жилища смерти тления, восстал Жизнодавец, и так восстанут в вечную жизнь и все умершие.
Почему Церковь освящает пасхи и куличи:
Пасхальный кулич — это церковно-обрядовая пища. Кулич — это род артоса на нижней степени освящения.
Откуда же происходит кулич и почему на Пасху пекут и освящают именно куличи?
Нам, христианам, особенно следует причащаться в день Пасхи. Но так как многие православные христиане имеют обычай принимать Святые Тайны в продолжении Великого поста, а в Светлый день Воскресения Христова причащаются немногие, то, по совершении Литургии, в этот день благословляются и освящаются в храме особые приношения верующих, обыкновенно называемый пасхами и куличами, чтобы вкушение от них напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе.
Употребление освященных пасох и куличей в Светлую Седмицу у православных христиан можно уподобить вкушению ветхозаветной пасхи, которую в первый день седмицы пасхальной народ Богоизбранный вкушал семейно (Исх. 12, 3-4). Так же по благословению и освящению христианских пасох и куличей, верующие в первый день праздника, прийдя из храмов домой и окончив подвиг поста, в знак радостного единения, всей семьей начинают и телесное подкрепление — прекращая говение, все едят благословенные куличи и пасху, употребляя их в течение всей Светлой седмицы.
О семидневном праздновании Пасхи:
Праздник Пасхи от самого своего начала был светлым, всеобщим, продолжительнейшим христианским торжеством. С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, или восемь, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника. Славя Пасху священную и таинственную, Пасху Христа Избавителя, Пасху двери райские нам отверзающую, Православная Церковь в продолжение всего светлого семидневного торжества имеет Царские Врата отверстыми. Царские двери во всю Светлую седмицу не закрываются даже во время причащения священнослужителей. Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника Святой Троицы коленопреклонений и земных поклонов не полагается. В богослужебном отношении вся Светлая седмица есть как бы один праздничный день: во все дни этой седмицы Богослужение бывает то же, что и в первый день, с немногими изменениями и переменами. Пред началом Литургии во дни Пасхальной седмицы и до Отдания Пасхи священнослужители читают вместо «Царю Небесный» — «Христос воскресе» (трижды). Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью, еще тридцать два дня — до Вознесения Господня.
О поведении православных христиан в Пасху:
Древние христиане в продолжение великого торжества Пасхи ежедневно собирались для общественного Богослужения. Согласно благочестию первых христиан, на VI Вселенском Соборе постановлено для верных: «От святого дня воскресения Христа Бога нашего до недели новыя (Фомины), во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражнятися во псалмех и пениих и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писания внимая и святыми Тайнами наслаждайся. Ибо таким образом со Христом и мы купно воскреснем и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни не бывает конское ристалище, или иное народное зрелище». Древние христиане великий праздник Пасхи святили особыми делами благочестия, милости и благотворения. Подражая Господу, Своим Воскресением освободившему нас от уз греха и смерти, благочестивые цари отпирали в пасхальные дни темницы и прощали узников (но не уголовных преступников). Простые христиане в эти дни помогали нищим, сирым и убогим. Брашно (то есть еду), освященные в Пасху, раздавали бедным и тем делали их участниками радости в Светлый праздник. Древний святой обычай, сохраняемый и ныне благочестивыми мирянами, состоит в том, чтобы во всю Светлую седмицу не опускать на одного церковного Богослужения.
Пасхальный крестный ход:
Непосредственно перед Пасхой православные собираются в храме, откуда начинается крестный ход с громким пением стихиры праздника. К полуночи шествие подходит к дверям храма и начинается богослужение пасхальной утрени.
Пасхальный звон:
В России, а также других православных странах, после молчания колоколов во время Страстных дней на саму Пасху особенно торжественно звонится благовест. Всю Светлую седмицу любой желающий может подняться на колокольню и позвонить в честь Христова Воскресения.
Народные обычаи:
Вечером Пасхи прямо на церковном дворе начинаются народные гуляния. В России народные гуляния с хороводами, играми, качелями продолжались в разных местностях от одного дня до двух-трёх недель и назывались Красная Горка. В Болгарии сотни изготовленных перед праздником больших и маленьких глиняных горшков разукрашенных добрыми пожеланиями сбрасываются с верхних этажей в ознаменование пасхальной победы над злом. Любой прохожий может взять черепок от разбитого горшка на счастье.
В России и Сербии пасхальными яйцами «христосуются» — разбивая по очерёдности разные концы, так же как люди христосуются трижды в щёки. Детишки устраивают «покатушки» — у кого яйцо дальше укатится. Пасхальное крашенное яйцо в русской культуре означало новую жизнь, возрождение. Пасхальные яйца в России катали по земле, чтобы она была плодородной. На Украине в Пасхальный понедельник ребята обливают девчат водой, девчата «мстят» во вторник. Во Франции в понедельник жёны могут побить мужей, а те им во вторник могут ответить. А Вы Одинцовцы как встречаете этот праздник?
Постные блюда можно будет отведать во всех столовых и кафе на территории Кремля, в здании администрации президента на Старой площади, а также в доме правительства, зданиях Госдумы и Совета Федерации.
Огонь возгорелся после молитвы патриарха Иерусалимского Феофила и десятков тысяч паломников, заполнивших в предпасхальный день храм, площадь перед ним и прилегающие улицы.
Святой огонь появился в Кувуклии — часовне внутри храма, над каменным ложем, на котором, как верят христиане, покоилось снятое к креста тело Иисуса Христа.
Патриарх находился в Кувуклии без каких-либо средств для искусственного получения огня. Когда чудо произошло, он начал раздавать частицы пламени паломникам.
Те зажигают свечи, делясь огнем с соседями. За считанные секунды пламя распространяется по всему храму, выплескивается на площадь перед ним, растекается по соседним улочкам.
Огонь возгорелся после молитвы патриарха Иерусалимского Феофила и десятков тысяч паломников, заполнивших в предпасхальный день храм, площадь перед ним и прилегающие улицы.
Святой огонь появился в Кувуклии — часовне внутри храма, над каменным ложем, на котором, как верят христиане, покоилось снятое к креста тело Иисуса Христа.
Патриарх находился в Кувуклии без каких-либо средств для искусственного получения огня. Когда чудо произошло, он начал раздавать частицы пламени паломникам.
Те зажигают свечи, делясь огнем с соседями. За считанные секунды пламя распространяется по всему храму, выплескивается на площадь перед ним, растекается по соседним улочкам.
Верующие буквально умываются огнем, который, как они утверждают, в первые минуты не обжигает.
Благодатный огонь получила и российская делегация, которую направил в Иерусалим Фонд Андрея Первозванного. Паломническую миссию возглавляют председатель попечительского совета ФАП президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин и епископ Красногорский Иринарх.
Сегодня же в особых «олимпийских» светильниках огонь доставят в Москву на патриаршее пасхальное богослужение в храме Христа Спасителя и развезут по десяткам городов.
Распахнем же сердца наши навстречу страдавшему и умершему и воскресшему нас ради. И Он войдет, и наполнит Собой и Светом Своим жизнь нашу, преобразив наши души. А мы, в ответ на это, с любовью устремимся за Ним по нашему крестному пути, ибо в конце его, несомненно, сияет и наше воскресение в жизнь вечную. Праздновать Пасху — это значит стать новым человеком. Вот этого спасительного состояния наших душ, возлюбленные, я от всего сердца всем нам желаю!
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес…
Христос воскрес! Христос воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!
Христос Воскрес!
Христос Воскрес и ад Им побежден!
Христос Воскрес и мир Им искуплен!
Христос Воскрес и ангелы ликуют!
Христос Воскрес и люди торжествуют!
Христос Воскрес и рай открыт для нас!
Христос Воскрес и сила ада пала!
Христос Воскрес и стерто смерти жало!
Христос Воскрес и мир от муки спас!!
А. Майков/О. Осипов