Герберт Уэллс «Россия во мгле» (1920)

1 220
Воскресенье, 6 марта 2011, 13:33

«Россия во мгле» (англ. Russia in the Shadows — буквальное понимание: «Россия в тени», мгла — англ. mist) — автобиографическое произведение английского писателя Герберта Уэллса о своем визите в Россию, изданное в 1920 году.

Герберт Уэллс впервые посетил Россию в 1914 г., после чего он имел возможность во второй раз приехать в Россию уже в 1920 г. в разгар гражданской войны и послереволюционной разрухи. Впечатления Уэллса, описанные в книге, отличаются меньшим восторгом, чем в книгах Джона Рида.

Описываемый Уэллсом контраст имперской России и молодой Советской республики заслуживает самого пристального внимания. Уэллс рисует широкую картину жизни государства и общества. Отдельно описывает свою встречу с В. И. Лениным.

© Википедиа

«*Читая приведенные ниже отрывки из известной книги английского фантаста о ранней Советской России, читателю стоит иметь в виду, что Уэллс по жизни сам был социалистом, хоть и фабианским (т. е. более умеренным, чем марксисты).

Основное наше впечатление от положения в России — это картина колоссального непоправимого краха. Громадная монархия, которую я видел в 1914 году, с ее административной, социальной, финансовой и экономической системами, рухнула и разбилась вдребезги под тяжким бременем шести лет непрерывных войн. История не знала еще такой грандиозной катастрофы. На наш взгляд, этот крах затмевает даже саму Революцию. Насквозь прогнившая Российская империя — часть старого цивилизованного мира, существовавшая до 1914 года, — не вынесла того напряжения, которого требовал ее агрессивный империализм; она пала, и ее больше нет.

Крестьянство, бывшее основанием прежней государственной пирамиды, осталось на своей земле и живет почти так же, как оно жило всегда. Все остальное развалилось или разваливается.

Изображение

(…)

Я не уверен, что слова «все магазины закрыты» дадут западному читателю какое-либо представление о том, как выглядят улицы в России. Они не похожи на Бонд-стрит или Пикадилли в воскресные дни, когда магазины с аккуратно спущенными шторами чинно спят, готовые-снова распахнуть свои двери в понедельник. Магазины в Петрограде имеют самый жалкий и запущенный вид. Краска облупилась, витрины треснули, одни совсем заколочены досками, в других сохранились еще засиженные мухами остатки товара; некоторые заклеены декретами; стекла витрин потускнели, все покрыто двухлетним слоем пыли. Это мертвые магазины. Они никогда не откроются вновь.

(…)

С пойманным спекулянтом, с настоящим спекулянтом, ведущим дело в мало-мальски значительном масштабе, разговор короткий — его расстреливают. Самая обычная торговля сурово наказывается. Всякая торговля сейчас называется «спекуляцией» и считается незаконной.

(…)

У крестьян сытый вид, и я сомневаюсь, чтобы им жилось много хуже, чем в 1914 году. Вероятно, им живется даже лучше. У них больше земли, чем раньше, и они избавились от помещиков. Они не примут участия в какой-либо попытке свергнуть советское правительство, так как уверены, что, пока оно у власти, теперешнее положение вещей сохранится. Это не мешает им всячески сопротивляться попыткам Красной Гвардии отобрать у них продовольствие по твердым ценам.

(…)

Основная катастрофа произошла в 1917 году, когда чудовищно бездарный царизм стал окончательно невыносимым. Он разорил страну, потерял контроль над армией и доверие всего населения. Его полицейский строй выродился в режим насилия и разбоя. Падение царизма было неизбежно.

Но в России не было другого правительства, способного прийти ему на смену. На протяжении многих поколений усилия царизма были направлены главным образом на то, чтобы уничтожить всякую возможность замены его другим правительством. Он держался у власти именно благодаря тому, что, как бы плох он ни был, заменить его было нечем. Первая русская революция превратила Россию в дискуссионный клуб и арену политической драки.

(…)

И во всей России, и среди русских, разбросанных по всему свету, была лишь одна организация, объединенная общей верой, общей волей, общей программой; это была партия коммунистов. В то время как вся остальная Россия была либо пассивна, как крестьянство, либо занималась бесплодными спорами, либо предавалась насилию или дрожала от страха, коммунисты, воодушевленные своими идеями, были готовы к действию.

(…)

Коммунистическая пропаганда сплотила всех озлобленных и обездоленных во всемирную организацию бунта и надежды. хотя при ближайшем рассмотрении эта надежда оказывалась весьма расплывчатой. Они избрали Маркса своим пророком и красное знамя — своим символом… И вот, когда произошла катастрофа в России, где не осталось других сил, которые могли бы бескорыстно сплотиться для общего блага, из Америки и Западной Европы вернулось много эмигрантов, энергичных, полных энтузиазма, еще молодых людей, утративших в более предприимчивом западном мире привычную русскую непрактичность и научившихся доводить дело до конца. У них был одинаковый образ мыслей, одни и те же смелые идеи, их вдохновляло видение революции, которая принесет человечеству справедливость и счастье. Эти молодые люди и составляют движущую силу большевизма.

Многие из них — евреи; большинство эмигрировавших из России в Америку было еврейского происхождения, но очень мало кто из них настроен националистически. Они борются не за интересы еврейства, а за новый мир. Большевики отнюдь не намерены продолжать традиции иудаизма, они арестовали большую часть сионистских лидеров и запретили преподавание древнееврейского языка, как «реакционного». Некоторые из самых видных большевиков, с которыми я встречался, были вовсе не евреи, а светловолосые северяне. У Ленина, любимого вождя всего живого и сильного в сегодняшней России, татарский тип лица, и он, безусловно, не еврей.

(…)

Я не разделяю их убеждений, мне смешон их пророк Маркс, но я понимаю и уважаю их стремления. Несмотря на все свои недостатки — а их отнюдь не мало, — только они могли стать становым хребтом возрождающейся России. И только на основе Советской власти может она вернуться к цивилизации. Огромная масса населения России — крестьяне, неграмотные, жадные и политически пассивные. Они суеверны, постоянно крестятся и прикладываются к иконам — особенно это заметно в Москве, — но они далеки от истинной религии. Политические и социальные вопросы интересуют их только поскольку дело идет об их собственных нуждах. В основном большевиками они довольны. Православный священник совершенно не похож на католического священника Западной Европы; он сам — типичный мужик, грязный и неграмотный, не имеющий никакого влияния на совесть и волю своей паствы. Ни у крествян, ни у духовенства нет никакого творческого начала. Что касается остальных русских, как в самой стране, так и за ее пределами, — это пестрая смесь более или менее культурных людей, не связанных ни общими политическими идеями, ни общими стремлениями. Они способны только на пустые споры и беспочвенные авантюры.

Политический облик русских эмигрантов в Англии вызывает презрение. Они бесконечно твердят о «зверствах большевиков»: крестьяне поджигают усадьбы, разбежавшаяся солдатня грабит и убивает в глухих переулках, и все это — дело рук большевистского правительства. Спросите их, какое же правительство они хотят вместо него, и в ответ они несут избитый вздор, обычно приспосабливаясь к предполагаемым политическим симпатиям своего собеседника. Они надоедают вам до тошноты, восхваляя очередного сверхчеловека, Деникина или Врангеля, который наведет, наконец, полный порядок, хотя одному господу богу известно, как он это сделает. Эти эмигранты не заслуживают ничего лучшего, чем царь, и они не в состоянии даже решить, какого царя они хотят. Лучшая часть русской интеллигенции, еще оставшаяся в России, постепенно начинает — во имя России — пока неохотно, но честно сотрудничать с большевиками.»

© uglich-jj

«Россия во мгле» в библиотеке Хроноса (с примечаниями)

columbietz
лично#
Однако.
В школе такого не проходили и на дом не задавали.
LARA
лично#
И правильно делали. Кроме смуты в умы это ничего не дает.
columbietz
лично#
LARA: И правильно делали. Кроме смуты в умы это ничего не дает.
На «не смущённые» в ранней юности умы, затем тлетворно действуют вот такие технологии:









«Программа Аркадия Мамонтова о скрытых механизмах подготовки революции в России. Цветные революции произошли в Сербии, Грузии, на Украине, в Киргизии и были сделаны по одному сценарию, режиссеры которого находятся в Соединенных Штатах Америки. Эти перевороты проводились с помощью молодежи.

Подготовкой этих революций занималась одна и та же организация — Восточно-европейский демократический центр, который находится в Варшаве. Формально задачи центра — это распространение идей демократии. Но на самом деле, они разрабатывают сценарии свержения действующей власти. Далее в их планах значатся Россия, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан и Таджикистан.»©
Единую Россию на помойку
#
«На протяжении многих поколений усилия царизма были направлены главным образом на то, чтобы уничтожить всякую возможность замены его другим правительством. Он держался у власти именно благодаря тому, что, как бы плох он ни был, заменить его было нечем».
До боли знакомая тактика.
columbietz
лично#
Единую Россию на помойку: «На протяжении многих поколений усилия царизма были направлены главным образом на то, чтобы уничтожить всякую возможность замены его другим правительством. Он держался у власти именно благодаря тому, что, как бы плох он ни был, заменить его было нечем».
До боли знакомая тактика.
Николай Бердяев. Русский философ. Из книги «История и смысл русского коммунизма» (1937 г.).

«Идeoлoгичecки я oтнoшycь oтpицaтeльнo к coвeтcкoй влacти. Этa влacть, зaпятнaвшaя ceбя жecтoкocтью и бecчeлoвeчиeм, вcя в кpoви, oнa дepжит нapoд в cтpaшныx тиcкax. Ho в дaннyю минyтy этo eдинcтвeннaя влacть, выпoлняющaя xoть кaк-нибyдь зaщитy Poccии oт гpoзящиx eй опасностей».

Надо отметить, что сиё мнение сформировано по результатам деятельности власти на 1937 год.

С момента революции прошло 20 лет.
LARA
лично#
Убереги нас ГОСПОДИ от войн и революций. Эпоха перемен бесконечно затянулась. Хочется стабильности.
columbietz
лично#
LARA: Убереги нас ГОСПОДИ от войн и революций. Эпоха перемен бесконечно затянулась. Хочется стабильности.
Будем надеяться на прозорливость чекистов: на их способность просчитать ситуацию наперёд и своевременно «подсунув народу», например, такого как Навальный, выиграть время на проведение необходимых реформ.

Реформы в настоящих условиях быстро не делаются: неопределённость перспектив дня завтрашнего, заставляет активных сограждан «жить настоящим»; во благо собственного кармана нанося ущерб интересам страны.

Цель реформ — смена деструктивной концепции «воровства с убытка» на концепт «воровства с прибыли», результаты которого помимо обогащения умелого управленца, положительны для страны в целом.
Концепция «прекращения воровства» — утопия.
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи
columbietz
Одинцово, Северная
на сайте 24.08.2024 20:43

Блог (772)
Фото (906)