О пассивных радиолокационных станциях.
«О пассивных радиолокационных станциях, которые Чехия начала выпускать в 60-х годах, на семинаре говорили многие. Это единственная чешская разработка, способная конкурировать с развитыми технологиями западных стран и единственная, укладывающаяся в рамки «вовлечения чешской промышленности и науки в создание системы противоракетной обороны». В эту систему включены не только радиолокационные станции раннего предупреждения (такие, что планируется разместить в Чехии), но и ближнего, какими являются чешские радары ранних разработок «Рамона» и «Тамара» и новейшей версии — «Вера». Пассивные аналогичные станции электронной разведки, которые, впрочем, работают на другом принципе, экспортирует только Украина (система называется «Кольчуга»).
«Вера»
Чешские радары уникальны тем, что они способны на расстоянии 450 километров определить присутствие какого-либо самолета, определить его тип, положение и предполагаемую трассу. И это при том, что сам радиолокатор засечь невозможно — он не излучает электромагнитные волны, а лишь принимает их. Советский Союз до 1989 года приобрел 39 комплектов, из них чуть меньше половины — мобильные устройства, которые можно на автомобилях переместить на любую территорию, собрать, и заниматься разведкой воздушного пространства. Именно так, по словам одного из разработчиков «Тамары» Петра Свободы, поступали чехословацкие военные при социализме. Один из радаров работал прямо на границе Чехословакии и незаметно следил за передвижениями самолетов в Западной Германии и северной части Франции. Тогда впервые удалось выяснить, что военные самолеты по ту сторону «железного занавеса» иногда проводят разведку Чехословацкой территории.
Сейчас в арсенале у России находится более двадцати радиолокаторов «Тамара». Точное расположение всех станций неизвестно, но одна из них, по данным журнала «Вестник ПВО», расположена на склоне горы Ахун неподалеку от Сочи.
После «бархатной революции» пассивные радары нового поколения в Чехии выпускает фирма ERA. Ее основали работники
* * *
Помешать продаже может только госдеп США.
Большой интерес вызывает «Вера» у Китая, Индии, Ирана (этим точно не продадут ) и другие небедные страны.
«Светлану» кстати чехи не продали даже американцам.
«Тамара» есть у нас еще с советских времен.
Самая старшая «сестра» — «Рамона» уже снята с вооружения.
Что до соответствия нашей «Веги» и входящего в ее состав «Ориона» современным требованиям…
ИМХО нужен комплекс чешского производства — «девченки» работают на совершенно других принципах чем наши средства, они показали высокую практическую эффективность и не имеют аналогов нигде зарубежом.»
©
Что это за оружие, можно судить по результатам его испытаний на полигоне Капустин Яр в Астраханской области. Комплекс, прозванный на Западе Growler — «Ворчун», умудрился одной ракетой сбить цель, летящую на скорости 2800 метров в секунду, а другой достать объект на высоте 56 километров.
Боевые характеристики «Триумфа» на самом деле впечатляют. Одновременно работать по 12 целям в радиусе 400 километров сегодня не пособна ни одна зарубежная система ПВО. Но конструкторы С-400 добиваются большего. В концерне ПВО «Алмаз-Антей» как раз заканчивают госиспытания новой ракеты для «Триумфа», которая будет работать в ближайшем космосе.
Кроме того, в московской зоне развернут более двух десятков современных зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С1». Расчеты для них уже подготовили в учебном центре ПВО в Гатчине. Они будут нести боевое дежурство совместно с дивизионами «четырехсоток» и одновременно прикрывать их. Таким образом, безопасность столичного неба обеспечит смешанная группировка боевых средств дальнего, более 200 километров, и ближнего — до 20 километров — действия.
— Зенитный ракетно-пушечный комплекс необходим ПВО Москвы в контексте целостной системы, — считает генерал Иванов.
Командующий уверен: имея «трехсотки», «четырехсотки», «панцири», а в перспективе и комплекс С-500, воздушно-космическая оборона страны получит многофункциональную эшелонированную зональную кольцевую систему прикрытия города. Причем эта система сможет обезопасить его даже от ударов с орбиты.»
©