Интервью с начальником управления образования

22 октября 2015, 14:00

В свое время канцлер Германии Бисмарк говорил, что войны выигрывают не генералы — войны выигрывают школьные учителя и приходские священники.

Фраза настолько стала «крылатой», что, думаю, нет смысла ее расшифровывать. О приходских священниках поговорим как-нибудь в следующий раз, а сегодня речь пойдет о школе. Одинцовской школе. Проблемы школы в той или иной степени волнуют всех. Но это волнение иногда приобретает извращенный характер. То, что происходит в образовательном учреждении, обрастает различными фейками, небылицами, страшилками.

Чтобы понять, что реально происходит в школах района, договорился о встрече с начальником управления образования Одинцовского района Ольгой ЛЯПИСТОВОЙ.

Когда готовился к интервью, для себя решил, что не буду касаться темы второй смены и очереди в детских садах. Вторая смена, конечно, плохо. Но что толку бесконечно повторять «халва». Первопричины понятны, и повлиять на них не в компетенции начальника управления образования. Тем не менее, Ольга Ивановна сама подняла эту тему.

Интервью с начальником управления образования, Ольга ЛЯПИСТОВА

— У нас 50 общеобразовательных школ, в которых обучается почти 34 тысячи учащихся. Количество школьников по сравнению с прошлым годом возросло почти на три тысячи человек. Но при этом доля обучающихся во вторую смену осталась на прежнем уровне — 7,2% от общего числа учащихся. Это средний показатель по Московской области. По городу Одинцово процент по понятным причинам выше. И все-таки мы, используя имеющиеся школьные площади и возможности кадрового состава, по максимуму стараемся обучать детей в первую смену.

В районе наблюдается тенденция увеличения количества детей. Это обусловлено двумя факторами: ростом рождаемости и увеличением детского населения за счет жилищного строительства.

Средняя наполняемость классов по району составляет 24-25 человек, по городу Одинцово она колеблется в пределах 26-27 человек.

Детские сады строятся. Надеемся, что в этом году появятся 4 детских сада: 2 в Одинцово, в селе Юдино и поселке Заречье. Четыре дошкольных учреждения примут около 1000 детей.

При этом в районе есть поселения, где очередей в детские сады не только нет — в них имеются даже свободные места. Родителям, которые приходят на прием в управление образования, предлагаются все возможные варианты для устройства детей в детские сады, в том числе, и на свободные места в дошкольные учреждения района. Есть жители Одинцова, которые отправили своих детей в детские сады района на имеющиеся свободные места. Так, родителям, проживающим в Трехгорке, мы предложили место в детском саду в Успенском. Сначала они не согласились, а после предложения съездить в детский сад, ознакомиться с созданными в нем условиями для воспитания и обучения детей, а также рассчитать количество времени, затраченного на дорогу, посчитали, что такой вариант им вполне приемлем.

В решении проблемы обеспечения детей местами в детские сады мы тесно сотрудничаем с негосударственными детскими садами, которых у нас в районе 13. Пять из них работают в рамках частно-государственного партнерства. Это значит, что они получают финансовую компенсацию от государства, что позволяет значительно снизить для родителей плату за содержание детей. Она составляет от 10 до 15 тысяч рублей в месяц. Некоторые родители согласны платить за услуги дошкольного образования эту сумму. Уходя в частные детские сады, работающие с нами в рамках частно-государственного партнерства, родители освобождают места в очереди в муниципальные детские сады.

— В любом случае лицо школы определяет учитель. Поэтому хотелось бы от Вас услышать количественную и, конечно, качественную характеристику Одинцовского педагога.

— В районе работает более трех тысяч педагогических работников, в том числе, 1900 учителей. Более 1200 учителей имеют высшую и первую квалификационные категории. На данный момент все вакансии в школах закрыты. Нагрузка учителей в школах увеличивается. Сейчас средняя нагрузка учителей составляет порядка 24 часов, это — 1,3 ставки.

В новом учебном году к нам пришли 35 молодых специалистов. Это — учителя начальной школы, историки, математики и учителя иностранного языка, и других школьных дисциплин. Они пополнили педагогические коллективы 18 школ района.

— А что привлекает в школу молодых людей?

— Прежде всего, стабильность. В самые сложные времена зарплата учителям выплачивалась всегда. Не самая большая, конечно. Доплаты не очень высокие. Молодые специалисты получают около 30 тысяч рублей.

— Кстати, а сколько в среднем зарабатывает учитель?

— По новому учебному году пока еще точной статистики нет. В прошедшем учебном году средняя зарплата составляла порядка 50 тысяч рублей. Возвращаясь к молодым специалистам, надо признать, не все из них остаются в школе, почти половина уходит. Молодым людям нужно обеспечивать семью, поэтому они находят для себя более оплачиваемую работу. Остаются и продолжают работать лишь учителя, для которых школа — это призвание. Сейчас на работу в школы стали приходить бывшие выпускники. Такие учителя есть в каждой школе, и даже не один.

— Пенсионеры-учителя не являются сдерживающим фактором для прихода новых учителей?

— У нас нет. В связи с большим притоком детей мы каждый год нуждаемся в пополнении кадров. Да и средний возраст педагогов составляет 47 лет.

— Как обстоят дела на директорском фронте?

— К началу учебного года в двух школах сменились руководители. Раньше директора школ назначались из кадрового резерва. Теперь мы принимаем на должность директора исключительно на конкурсной основе. Если образуется вакансия директора, то на сайте размещается информация об объявлении конкурса на замещение вакантной должности. В конкурсе могут принять участие все желающие, которые подают заявку, представляют необходимый пакет документов и авторскую программу развития школы.

Для рассмотрения материалов претендентов на должность руководителя школы создана независимая комиссия, в которую входит общественность, члены совета руководителей школ, директора негосударственных образовательных организаций. Все кандидаты на должность директора защищают свои программы развития на заседании комиссии, а затем члены комиссии коллегиально принимают решение об утверждении кандидатуры того или иного претендента на должность директора.

В двух конкурсах на замещение должности директора приняли участие 5 кандидатов: 3 — в первом и 2 — во втором конкурсе. Формальных ограничений по возрасту для директоров нет. К слову, зарплата директоров в зависимости от качества их работы колеблется в пределах 70-80 тысяч рублей.

— Если не брать цифровые показатели, как Вы сможете оценить качество образования? Все-таки ЕГЭ, на мой взгляд, во многом «натаскивание» по предмету.

— Сегодня задания ЕГЭ стали сложнее, и построены они так, что «угадать ответ» практически невозможно. Лет семь-восемь назад было возможно, сейчас нет. Если ребенок не знает содержания литературного произведения, математических теорий, он не сдаст экзамены.

— Тем не менее, нижний порог баллов по русскому языку снижается.

— Это так. Хотя в практику ЕГЭ возвращается итоговое сочинение, которое пишется в декабре. Есть позитивные изменения и в качестве обученности. Мы же ориентируемся не только на результаты ЕГЭ, но и отслеживаем уровень образования в каждой параллели. И процент качества обученности растет из года в год.

— Тогда вопрос поставлю по-другому. Когда мы говорим «десятый лицей», мы сразу понимаем, что речь идет о настоящем качественном образовании в точных дисциплинах и не только. Для такого понимания не нужны проценты и баллы. А можете назвать другие образовательные учреждения, про которые можно сказать, что там образование — супер?

— Действительно, в одинцовском лицее №10, который является ресурсным центром подготовки одаренных детей, качество образования — на высоком уровне. В прошедшем году лицей вошел в ТОП-100 лучших общеобразовательных учреждений Московской области, а в 2015 году — в ТОП-500 лучших школ России. Высокое качество образования отмечается также в одинцовских лицеях №2, №6, одинцовской гимназии №4, одинцовских средних школах №5, №12. Есть успехи и у других школ района. По многим позициям лидируют Успенская, Барвихинская средние школы, Кубинская средняя школа №1 имени Героя России И. В. Ткаченко, Лесногородская школа.

— Это полуразвалившаяся школа, что ли, в Лесном городке?

— Сейчас школа отреставрирована. В ней проведен косметический ремонт и созданы необходимые условия для качественного обучения детей и профессиональной работы педагогов.

— А нет такой проблемы, как разрыв учительских поколений? Другими словами, есть ли достойная смена?

— «Звездочки» у нас есть! Во всех образовательных учреждениях, которые я назвала, есть преемственность в учительской работе. Выпускники, которые вернулись в свои школы молодыми специалистами, работают не менее результативно, чем их опытные наставники. Так что смена вполне достойная.

Интервью с начальником управления образования,

— Если вынести за скобки мам детей дошкольного возраста, то с какими проблемами приходят родители школьников?

— Проблема, волнующая многих родителей, — внеурочная деятельность. Ученик находится в школе с 8.30. У него — пять-шесть уроков и время на отдых. А затем еще два часа развивающих занятий по пяти направлениям: интеллектуальному, спортивно-оздоровительному, духовно-нравственному, культурно-эстетическому и социальному. Занятия проводятся на базе школы. Но у нас есть еще и учреждения дополнительного образования, которые находятся за пределами школ. И родители хотят, чтобы их ребенок во второй половине дня занимался по своему индивидуальному графику. Мы стараемся учитывать пожелания родителей.

— А почему я к Вам должен обращаться? Ребенок закончил уроки и свободен.

— Это не совсем так. Эти занятия введены в рамках федерального государственного образовательного стандарта и являются обязательными и бесплатными. Ребенок находится в школе где-то до 17.00.

— Своего рода «продленка» получается?

— «Продленка» — это несколько иное. В группах продленного дня дети готовят домашние задания, отдыхают. А внеурочная деятельность — это услуги дополнительного образования. Они носят развивающий характер и предоставляются в соответствии с государственным образовательным стандартом за счет средств бюджета.

— А откуда тогда возникают разговоры, что внеурочная деятельность у нас платная? В частности, продленка?

— Государство не может удовлетворить потребности каждого родителя. Группы продленного дня ГПД работают до 18 часов, а кто-то из родителей хочет, чтобы ребенок находился в школе дольше. Это уже за его счет. На группы продленного дня есть финансовая квота. На школу полагается три-пять ГПД, они финансируются из бюджета. Все, что сверх того, — за счет родителей. Но пока бесплатных групп продленного дня у нас хватает. Надо понимать, что группы формируются по заявлениям родителей. Как будет дальше, покажет время.

— А питание за счет родителей?

— Не только, около 30% учащихся питаются в школе бесплатно.

Необходимое послесловие. Наверняка я не задал всех тех вопросов, которые можно было задать. Во-первых, объемы интервью должны иметь разумные пределы. Во-вторых, надеюсь, что это не последняя встреча с Ольгой Ляпистовой.

3.15.240.251

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
11 618 (+1)
yakatya
лично#
vasena_m: Странно, что вы в ответе говорите, что внеурочная деятельность обязательна… юристы в области образования считают по-другому.
А у нас в Одинцово все из крайности в крайность… Застройка — плотнее не бывает, дороги — самые дорогие, нехватка мест в д/садах — стабильно, внедрение проездных карт — через удорожание проезда в целом, на выборы — автобусами в обязательном порядке с подготовленным бюллетенем, на рекомендуемую внеурочную деятельность — в обязательном порядке- не смотря на загруженность школ, наличие вторых смен и неимоверную дополнительную работу педагогов с различными отчетами/бумагами (хотя конечно за 50-то тысяч ).
А Вы говорите — юристы считают… Кто у нас с теми юристами считается? (простите за тавтологию).
rjcnm
лично#
не понимаю к чему это интервью. что происходит мы и так видим, а кому вопросы задавать… а смысл…
eleni
лично#
Гость: При текущей ситуации с детскими садами в городе я бы на месте этой начальницы сидел бы с опущенными глазами, а она красуется тут, рассказвая, как все у нее хорошо. Возите детей из Трехгорки в Успенское в садик, ага. А еще в Кубинку можно. При таких расстояниях вообще теряется смысл детских садов, т. к. одному из родителей придется не работать.
Не обеспечивая детей детсадами, чиновники обеспечивают процветанию бизнесу частных детсадов. Коррупция налицо.
Прошу прощения, хотела 5 поставить, неправильно нажала.((Полностью с Вами согласна.
Tasha
лично#
Это просто смешно…Внеурочная деятельность…я понимаю если бы ввели что-нибудь нормальное, что хотя бы помогало детям. А то ввели внеурочку: патриотизм, какие то очумелые ручки, игры народов мира какие то (причем как ребенок сказал — мы просто в вышибалы играли) … И вместо того что бы спокойно пойти домой после последнего урока, сделать уроки и отдыхать, дети батрачат как на каторге! На отдых вообще времени нет…В итоге мой ребенок ложится спать в 12 ночи
Лучше б 5-и дневку ввели и вместо внеурочки распределили бы субботние уроки по всей недели!
Причем ходить мы на эту внеурочку обязаны, иначе нас в следующий класс не переведут
prAteh
лично#
leader21: У взрослого рабочий день 8 часов, при 5 дневной рабочей недели, у ребенка те же 8+домашнее задание. Давайте перестанем отнимать у ребенка детство. Куда смотрят контролирующие органы? Учителю надо часы нарабатывать, а страдают дети.
И это при том, что школы работают как правило в 2 смены и в них, в прямом смысле нет места, после уроков все дети остаются в том же переполненном помещении, о каком здоровье и развитии может идти речь? Кому это нужно? Такие стандарты сочиняют люди, не имеющие представления о школьном образовании.
svar
лично#
У директора Захаровской школы, что-то считают, то ли деньги, то ли количество детей в школе. Всё очень непонятно, но директор ходит и улыбается.
vasena_m
лично#
svar: У директора Захаровской школы, что-то считают, то ли деньги, то ли количество детей в школе. Всё очень непонятно, но директор ходит и улыбается.
а с него как с гуся вода, этот тип депутат всегда выкручивается
rotfront
лично#
Tasha: Причем ходить мы на эту внеурочку обязаны, иначе нас в следующий класс не переведут
А вот это вряд ли, что не переведут напишите им что-нибудь типа по семейным обстоятельствам… а так действительно тяжело помню как-то в классе втором посетил шестой урок… ну явно он был не нужен…
Гость
#
Очень бы хотелось иметь школу в поселке Немчиновка! У наших детей нет ни детского сада, ни школы…Детей в нашем поселке очень много! К сожалению Москва сейчас перестала принимать деток из области, что очень плохо-ведь это 15 минут до школы, нежели до Одинцова-если своим ходом-то на двух маршрутках в пути час!!! Ждем школу в Немчиновке
evg123
лично#
Школа на Здравнице: нет ни столовой, ни спортзала. Л. Н. Толстой, наверное, про эту школу писал в своем произведении про Филлипка. Одноэтажный барак и рядом какой-то местный олигарх оттяпал землю у школы под свой коттеджик, квадратов на 1500.
Гость
#
RomanPupkin: Цитата: В прошедшем учебном году средняя зарплата составляла порядка 50 тысяч рублей.
А реалии отличаются от действительности… Такая зарплата у единичных учителей, иначе б и увольнений не было…
aleksandr-p-info
лично#
Существующая система образования явно перегружает детей: 5-6 уроков + 2,5 часа на домашнее задание + 2 часа на внеурочную деятельность или на дополнительное образование (итого — около 10 часов в день). Согласно Трудовому кодексу РФ для несовершеннолетних детей в возрасте до 16 лет не допускается трудиться более 24 часов в неделю (или 4 часа в день при 6-дневной неделе). Например, только учебная нагрузка в школе для 7 класса — 35 часов! Это соответствует СанПин 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010 г. №189 — предельно допустимая нагрузка для этого случая как раз 35 часов при 6-дневной неделе, однако сюда включается как урочная, так и внеурочная деятельность. Поэтому продолжительность занятий до 17 часов, очевидным образом, противоречит указанному СанПин и Трудовому кодексу. Причём и сам СанПин, по всей видимости, не соответствует Трудовому Кодексу (т. к. 35 больше, чем 24). Начальник управления образования не может этого не знать! Такое положение дел практически ликвидирует здоровый образ жизни учеников и не отвечает интересам детей (за исключением тех, за которыми реально нужен присмотр из-за безразличия к ним родителей). В любом случае контрольные органы без работы не останутся…
LARA
лично#
RomanPupkin: так хочется верить этим цифрам
А еще 24 часовая рабочая неделя, 52 дня отпуск + каникулы.
LARA
лично#
Гость: Очень бы хотелось иметь школу в поселке Немчиновка! У наших детей нет ни детского сада, ни школы…Детей в нашем поселке очень много! К сожалению Москва сейчас перестала принимать деток из области, что очень плохо-ведь это 15 минут до школы, нежели до Одинцова-если своим ходом-то на двух маршрутках в пути час!!! Ждем школу в Немчиновке
Надо не ждать, а как раньше в мжк, с комсомольским задором всем молодым строить.
Glashka
лично#
aleksandr-p-info: Существующая система образования явно перегружает детей
ой-ой-ой…как ужжжасно-то все. Но ужасна не загруженность, а цель ентого измывательства — сдать ЕГЭ, что, в общем-то, к образованию имеет косвенное отношение. Медведи в цирке вон тоже на великах катаются, и на коньках — научили потому что. А крысок учат кнопочки нажимать, когда они жрать хотят. Образование ли это?
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи