В Одинцовских школах начинают преподавать православный курс
Проблема духовности, нравственного развития личности - одна из актуальнейших задач воспитания. С большой тревогой все чаще и чаще говорится о нравственном и духовном обнищании. Одни занимаются поиском виновных, другие пытаются хоть что-то сделать, чтобы приостановить падение нравов.
Лаконично и емко - «Истоки» - так названа учебно-воспитательная программа для школ, разработанная Игорем Кузьминым с группой российских педагогов. Программа «Истоки» стала отдельным учебным предметом, который преподается с первого по одиннадцатый классы. В основе курса лежат православные традиции, так как именно православие - основа духовно-нравственного возрождения в России. Содержание учебного предмета для каждого класса связано с категориями нравственных ценностей той или иной стороны жизни и деятельности человека. В 5-м классе это «Семь чудес света», в 7-м - «Образ Отечества», в 11-м - «Истоки управленческой культуры». Ценность «Истоков» - это не только новый учебный предмет, но и возможность использования курса в преподавании других учебных предметов. Одинцовский район один из первых в Московской области стал внедрять преподавание курса «Истоки» в школах. За сравнительно короткий срок («Истоки» преподаются 2-й год) уже в 15 школах района используется эта программа.
Корреспондент «ОДИНЦОВСКОЙ НЕДЕЛИ» взял интервью у одного из авторов программы профессора Игоря Кузьмина, который приехал в Одинцово, чтобы провести семинар для учителей района.
- Игорь Алексеевич, какие задачи позволяет решать программа «Истоки»?
- Это программа позволяет развить духовно-нравственную основу личности. Она дает возможность подключить к учебно-воспитательному процессу и учеников, и учителей, и родителей. Нашу программу, основанную на развитии православных традиций, последовательно реализуем с 1 по 11 классы. Главное, что мы делаем на этом направлении, можно определить, как развитие некоего социокультурного стержня личности.
- Сколько уже лет реализуется ваша программа?
- Как учебный предмет программа уже работает 10 лет, но еще был подготовительный этап, который длился почти 8 лет. Начинали мы в Вологодской области, а сегодня по нашей программе работают уже в 21 регионе России, это, прежде всего, Северо-Запад, Центр и Урал. Поскольку наш проект носит широкомасштабный характер, в него включено несколько сотен тысяч человек.
- А как программа «Истоки» «приживается» в Москве и Московской области?
- Москва и Московская область также включились в эту программу, но о какой-либо системности пока говорить сложно. Можно говорить лишь о фрагментарности развития нашей программы в отдельных районах области. Например, Одинцовский район активно включился в работу по внедрению учебных курсов «Истоки», являясь лидером в регионе.
- О каких-либо результатах реализации программы кроме количественных можно говорить сегодня?
- Для нас важно в результатах, что думают об «Истоках» дети. Все говорят по-разному, но об одном: «Истоки» - это жизнь». В детях развивается духовно-нравственная основа. Именно это будет способствовать утверждению личности в нашем обществе. Ценностное развитие ребенка - главный результат работы нашей программы.
В ходе семинара, который проводил Игорь Алексеев, учительница первых классов из Немчиновского лицея поделилась своими впечатлениями о работе по программе «Истоки». В ее классе из 17 человек только трое русских. И уроки «Истоки», по ее словам, позволили сплотить класс и снять с повестки дня какие-либо национальные проблемы. А, как известно, проблемы межнационального общения в школах с каждым годом становятся все актуальнее.
Александр ПЕТРОВ
"Одинцовская НЕДЕЛЯ" специально для "Одинцово-ИНФО"
3.16.47.89
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в:
прямое нарушение Конституции светского государства, каковым является Россия
Конституция в РФ носит декларативный и унификационный характер. Юридически поясняют её положения отдельные федеральные законы. Без них - любая статья конституции имеет только нормативно-регламентирующую функцию, своего рода эталон, относительно которого выстроен вектор законотворчества.
Вспомните ст.59 Конституции об альтернативной службе. Ровно восемь лет до принятия соответствующего федерального закона призывники выбравшие конституционную альтернативку либо шли служить в боевые части, либо шли в тюрьму как уклонисты, либо подавались в бега.
Та же ситуация со светскостью и свободой совести в 14 и 28 статьях. Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" говорит: "По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы" (ст. 5.4).
Положения этого закона были закрепелены и Приказом Минобразования от 01.07.2003 N 2833 "О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ" (зарегистрирован в Минюсте РФ 05.08.2003 N 4955).
Церковь, которая не смогла "воспитать" русский народ
Это вы слишком. Как "государственник" вы, наверное понимаете, что дело здесь не в этике и воспитании, а в чисто консолидационной функции религи и РПЦ в частности.
Конституция РФ
Статья 14
1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
А у нас в районе - вопреки Конституции, вводится в школы идеология ОДНОЙ конфессии! Пока еще слабое у нас Гражданское общество молчит об этом. Где коммунисты-атеисты, где просто гуманисты-агностики, где голоса действующих в Одинцовском районе протестантских и исламских общин? Наконец, где Прокуратура, обязанная следить за исполнением Закона во всех сферах жизни? Неужели все у нас надо решать через Суд?
Где коммунисты-атеисты
Не осталось. Они нынче все верующие. Христос, по-ихнему, был первым коммунистом, а Ленин церквей не приказывал уничтожать.
Вообще, как я понял - курс факультативный, не любо не слушай. Возникает лишь проблема - если классная с винтом в голове, как бы ребенка не начала со света сживать на основании того, что родители на факультатив ребенка оставлять не будут. Хорошо, что до школы, где мой сын учится, пока не добрались.
В Москве уже создана Ассоциация педагогов, которые борются за свободу совести в школах и, таким образом, против претензий православия на единственного воспитателя детей. Не пора ли что-то подобное и в Одинцово организовать?
А кстати, на чьи деньги строят в центре города храм Георгия Победоносца? - Кто знает?
Таким образом, те, кто не хотят отправлять ребенка на факультатив, могут от него отказаться. Но, опять-таки - не будет ли это дополнительным фактором разделения детей?
Да и тонкостей там много всяких... Должен быть преподаватель, способный вести курс... В настоящий момент такие в наших краях есть только по православию.
Я бы мог согласиться на курс "История религий", к примеру. Чтобы ребенку рассказали обо всех верованиях, начиная с язычества и представлений древних. Он своим умом, таким образом, сможет прийти к атеизму.
А этот курс мне не нравится - я так и сказал женщинам-преподавателям. В процессе подготовки передачи целый диспут у нас вышел... Словом, если б не добровольным было дело - я бы и на передаче им многое высказал. А так - не стал.
Вторым чиновником, с которым встретились священнослужители на курсах, стал министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. "Мы дискутировали на тему преподавания основ религии в светских учебных заведениях", – рассказал "Ъ" господин Фурсенко. По его словам, он дал понять религиозным деятелям, что в школе возможно лишь обучение "основам религий", а не "основам православной культуры". "Причем преподавать этот курс должны светские преподаватели. Под светским преподавателем не следует понимать безбожника. Педагог может быть и верующим, но рассматривать преподавание курса в отрыве от своих верований", – сказал господин Фурсенко. По мнению господина Фурсенко, курс должен содержать сведения о всех мировых религиях. "По моему мнению, курс "Основы религий" должен быть внесен в образовательный стандарт и преподаваться в качестве обязательного предмета школьной программы, а не факультатива, – сказал господин Фурсенко. – Учебник "Основы религий" уже разработан и отправлен на экспертизу в религиозные советы, в частности, в патриархию. Если учебник будет одобрен руководством конфессий, его уже в следующем учебном году можно будет использовать в школах и переходить к обязательному преподаванию предмета в России". === Подробнее об этом курсе РАГС для РПЦ читайте:
Для чего я привел эту длинную ЦИТАТУ? - А чтобы показать, КАК эта проблема решается НА ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ В РОССИИ. А у нас в Одинцово делают вид, будто этого не знают, или - сознательно игнорируют?
А Ваша позиция на теледискуссии (которую не видел) вызывает уважение - спасибо!
Но вот - к чему придет ребенок в результате учебы - никому не дано знать, и это хорошо. Только так реализуется свобода совести. И ничего страшного, если дитя потом будет думать не как родители - главное, чтоб оно было информированным широко и обо всем + веротерпимым! А добрососедства и веротерпимости без знаний не воспитать.
Александр, судя по всему, Вы самый влиятельный журналист в районе - сможете ли защитить Конституцию, детей и родителей от этих "Истоков"?
Очень здраво, что открыли Опрос по этой теме на сайте! Я, естественно, проголосовал ЗА РАЗДЕЛЕНИЕ в преподавании религии между светской школой и религиозными учреждениями.
Желаю успехов!
Если говорить о "вкладе в мировую культуру" и в "историю России" - то именно благодаря Свободомыслию ушли в прошлое религиозные войны и дискриминация. Светские конституции Европы и США, а теперь и России построены на этом фундаменте.
Вот доказательство "от противного": именно из религиозных мотивов разжигает вражду Елена Чудинова, автор истерической фантазии "Мечеть Парижской Богоматери" - если ее слушать, надо "мочить" 20 миллионов наших сограждан-мусульман. А вот скульптор Вячеслав Клыков на днях открыл свой памятник в Белгороде, где князь Святослав топчет воина-хазара со щитом в руках, а на щите "магиндовид - Звезда Давида", символ иудаизма - если слушать Клыкова, надо "мочить" иудеев...
Примеры можно продолжать.
Какая еще сила, если не Свободомыслие и Конституция остановят этих фанатиков, призывающих к крови!!!
Должен быть курс "История религий и свободомыслия".
вопреки Конституции
сможете ли защитить Конституцию
Вы, уважаемый, не заметили моего скромного поста (NonDaturis | 11 ноября 2005, 12:13)?
почему дети должны изучать Религии, и ни слова о Свободомыслии
Стоит заняться историей вопроса, как необратимо приходишь к атеизму. Черепаха, стоящая на трех китах... Ра, Зевс, Ярило, Один, Кетцалькоатль, Моисей, Будда, Христос, Магомет - далее везде. Всю историю человечества можно изучать по его богам. Интересно, что бы изображали художники, если бы не эти сюжеты, если бы не эти легенды?
Свободомыслие приходит само собой - к тому, кто умеет думать, и кто знает историю человечества.