Правда, полуправда и ложь в притворе главного военного храма
По классическим правилам пропаганды изготовлено мозаичное украшение притвора главного храма Вооружённых Сил Российской Федерации, что построен в парке «Патриот» близ города Кубинка Одинцовского городского округа.
Что за сюжеты мы видим над вратами?
Правда
Танковая колонна «Димитрий Донской» действительно была создана по инициативе Московской патриархии на пожертвования верующих и была передана в 1944 году танковым войскам.
Передача танковой колонны Димитрий Донской — мозаика
Изображение на фреске — почти документальное, сохранились фото передачи, состоявшейся 7 марта 1944 года в окрестностях Тулы. Даже известно имя священника, передающего колонну, это митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич), прочитавший перед экипажами речь, призывающую к разгрому фашистской Германии. Инициативу по сбору денег ещё в 1942 году озвучил в газетах патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский), в 1943 году ставший патриархом РПЦ после разрешения Сталина возродить патриаршество. Верующими было собрано 8 миллионов рублей, на которые Нижне-Тагильский завод изготовил 19 танков Т-34-85 и 21 огнеметный танк ОТ-34. Отличие фото с мозаикой хорошо заметно — священник приехал не в церковном облачении, а в штатском пальто. Церковь при Сталине понимала своё место.
Передача танковой колонны «Димитрий Донской» — фотодокумент
Полуправда
Следующая фреска изображает крестный ход, который якобы был совершен в блокадном Ленинграде с иконой Казанской Божьей Матери.
Крестный ход в голодающем Ленинграде, миф
Событие не имеет никаких документальных подтверждений и описано текстуально лишь протоиереем Василием Швецом, который собрал разнообразные легенды и мифы, ходившие в среде верующих и опубликовал их в виде серии статей под общим названием «Чудеса от Казанской иконы Божией Матери» в журнале «Русь».
В дальнейшем эти эпизоды попали в книгу Сергея Фомина «Россия перед Вторым пришествием» — своеобразную энциклопедию православного мифотворчества. Швец описывает множество мифологических событий, по которым якобы Сталинградская битва началась с молебна перед иконой Казанской Божьей Матери, Сталин ездил с визитом к блаженной Матроне, а немцы, оборонявшиеся в Кенигсберге, увидев в небе лик Богородицы, немедленно сдались.
Что касается осажденного Ленинграда, то никаких воспоминаний очевидцев о каком-либо крестном ходе не существует — такое просто никто бы не понял в те годы. Но в городе всю блокаду провёл митрополит Алексий (Симанский), впоследствии, с 1945 года — патриарх. И вот он, по сообщениям очевидцев, постоянно совершал богослужения в кафедральном соборе, причём служил один, без диакона, и каждый вечер обходил с иконой собор, в котором в то время и жил. Это тот случай, когда действительность выглядит куда лучше мифа. Пожилой уже священнослужитель, ему было в блокаде около 65, несущий икону вокруг своей церкви в городе, вымирающем от голода… Такая правда, согласитесь, куда трагичнее и духовно мощнее вымышленного крестного хода. Поскольку у мифа существуют хотя бы корни, основа в виде старика, носившего икону вокруг храма, можно признать эту фреску ГХВС РФ полуправдой.
Ложь
Третья фреска изображает Тихвинскую икону Божьей Матери перед облётом Москвы. Самого события никогда не было, мифы в различных редакциях сильно разнятся, то облёт производит самолет Ли-2, то По-2, везут на нём то Тихвинскую икону, то Казанскую.
Тихвинская икона Богородицы перед погрузкой в Ли-2 (миф)
На фреске, кстати, художники придерживаются версии с Ли-2 и Тихвинской иконой. А история этой иконы говорит о службе совсем другому воинству. До 1941 года икона находилась в Тихвинском музее, организованном советской властью в монастыре. Во время оккупации Тихвина в ноябре 1941 года икона была якобы вынесена немцами из горевшей церкви (возможно, что и спасение из пожара — тоже пропаганда, на этот раз немецкая) и отправлена во Псков, где передана Псковской духовной миссии.
Передача немцами Тихвинской иконы Псковской православной миссии (документально)
Там она находилась два года, где её как важнейшую ценность еженедельно по воскресеньям выдавали в Троицкий кафедральный собор для богослужений. На которых духовенство молило бога, кстати, даровать победу Адольфу Гитлеру.
Нестыковка фактов породила уникальное явление — съёмки фильма, призванного оную нестыковку устранить художественными методами кинематографа. Казалось бы, проще всего объявить о том, будто на самолёте возили ту же, но другую икону, список. Такие копии существовали. Но мы не ищем лёгких путей. В декабре страна увидит фильм «Мария. Спасти Москву». Действие картины происходит во время Великой Отечественной войны. Сценарий основан на легенде о встрече Сталина с Матроной Московской накануне битвы за Москву 1941 года. Главная героиня — советская девушка по имени Мария, агент НКВД, которая должна вывезти с оккупированной врагом территории Тихвинскую икону Божьей Матери. Таким образом, фантастическое вранье порождает новые волны фантастического вранья.
Брянский воздушный крестный ход против коронавируса
Но идея с облётами, родившаяся из мифа, чрезвычайно понравилась духовенству и стала очень популярной в РФ — ныне священнослужители возят различные иконы и на самолётах, и на вертолётах по самым разным поводам, не забывая окропить маршрут следования святой водой.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Чтобы осветить проблему с разных точек зрения мы даём возможность авторам высказаться, даже если их мнение частично или полностью не совпадает с мнением редакции. Стать нашим автором можно, предложив свою статью для публикации.
18.216.78.8
Оказывается, товарищ Лычагин эту тему мусолит не первый год.
Ранее он это делал под другим ником, да, автор-историк? И вот всё ему тема покоя не даёт.
Или вот этот персонаж — не ты?
И текст вот этот — тоже не твой? Под названием «Икона, которая никуда не летала».
Ну, тогда как бы всё становится на свои места. Особенно вот после этих комментариев людей, видимо, хорошо знавших товарища…
Прошу автора удалить комментарии Борисова обращенные к личности Лычагина, так как переводить акцент на автора, забалтывая обсуждение по существу.
В статье есть 3 раздела, по какому что то неверно написано?
Нужны ли Лычагину советы чем ему заниматься или не заниматься?
Думаю, врядли…
Тем более видно, что тема тебе не понятна.
Что так тревожит отъявленного антицерковника? Пусть к индуистам зайдет, расскажет им, что и как было-не было в их мифологии…
Ребята, ну можете удалить, плевать я хотел, но вот в чем смысл вот этой писанины? Чтобы миф назвать ложью и тем самым потешить свой известное эго? Типа вот я какой отважный…
Господи, мелко-то как… Может, всё же миф? Или вы уже не думаете так, как тогда, когда размещали свои комментарии в упомянутом мной тексте Лычагина-Госта?
В храме же обсуждают мирские дела, а почему граждане не могут обсуждать на портале фрески храма?
Это в ИГИЛе запрещено…
У нас не ИГИЛ, к счастью.
«Куда вы нас тащите…» Поговорить никогда не поздно…
А лучше сразу тебе согласиться, что они мифические…(часть 3).
В этом нет ничего обидного-ни верующие, ни атеисты от этого не пострадают…
Как будто кто то чему то удивится…
А язычники родноверы сатанисты что сделали?