Глава района хочет быть президентом
Представление прокуратуры об устранении главой района Александром ГЛАДЫШЕВЫМ нарушений законодательства рассмотрела и отклонила исполняющая обязанности вице-главы Марина ШИБАНОВА. В свою очередь, Одинцовский городской прокурор Олег РАДЧЕНКО требует рассмотреть представление повторно.
Александр ГЛАДЫШЕВ не хочет выбирать между президентом ОГИ и главой Одинцовского района
Напомним, 30 июля городская прокуратура вынесла представление Гладышеву об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе. Глава района по совместительству является президентом Одинцовского гуманитарного института, и этот пост имеет множество функций управления вузом. Вместе с тем, как замечала прокуратура, «согласно ст. 12.1 №273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции», лица, замещающие муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе участвовать в управлении хозяйствующими субъектами независимо от их организационно-правовых форм». О том же самом говорит и статья 24 Устава Одинцовского района. Прокуратура отмечала, что такое положение противоречит требованиям действующего законодательства, а также свидетельствует о наличии в деятельности главы района конфликта интересов.
Прокуратура разъясняла главе, что согласно ст.11 указанного ФЗ, муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности конфликта интересов. «Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) отказ его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов». Иными словами, чтобы не нарушать Закон, Гладышеву было предложено выбрать, на каком посту он останется — главы Одинцовского района или президента ОГИ, так как совмещать их противозаконно.
Одинцовский прокурор Олег РАДЧЕНКО требовал безотлагательно рассмотреть представление и принять меры к недопущению указанных нарушений закона. Однако 19 сентября представление городской прокуратуры было отклонено. При этом ответ Гладышев не стал готовить лично, хотя именно ему было адресовано представление. Подготовить ответ было поручено временно исполняющей обязанности вице-главы района Марине Шибановой, чье назначение у прокуратуры также вызывает много вопросов.
Напомним, что выборные должностные лица не вправе состоять членами управления коммерческой организации, а также входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений. В ответе Шибановой прокурору изложено, что «Одинцовский гуманитарный институт не является коммерческой либо иностранной неправительственной организацией, ее структурным подразделением. Кроме того, занятие должности Президента института не является оплачиваемой деятельностью, в связи с чем требования статьи 40 ФЗ №131-ФЗ от 06.10.2003 главой района не нарушены».
Обратим внимание, что форма автономной некоммерческой организации (АНО) отнюдь не означает, что вуз не может оказывать коммерческие услуги. В ч.1 ст. 2 ФЗ «О некоммерческих организациях» приводится определение: «некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками». А в ч.2 ст. 10 сказано, что «автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для которых создана указанная организация».
Конструкцию АНО с успехом и широко используют частные школы, детсады, больницы, различного рода консультации для ведения бизнеса.
Будучи «некоммерческой организацией», вуз прославился удивительным везением: в 2012 году ОГИ выиграл 22% от всех конкурсов, которые объявляла администрация Одинцовского района. (Одинцовский институт устранил конкурентов, «Десять негритят» Одинцовского института, 3,5 млн. руб. потратят из бюджета, чтобы «сократить расходы ЖКХ», Еще 3,5 млн. руб. из районного бюджета отправят в космос, Еще 7 миллионов на «экономию бюджета»).
Муниципальные контракты ОГИ с Одинцовским районом в 2012 году
Номер извещения о проведении торгов дата контракта | Предмет контракта: наименование товаров, работ, услуг | Предмет контракта, сумма, от 2 млн. рублей |
0148300014011000026 12.09.2011 | Услуги на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по целевой подготовке специалистов с высшим и средним специальным профессиональным образованием для нужд Одинцовского муниципального района с началом обучения в 2011-2012 учебном году | 29 826 000,00р. |
0148300014012000001 12.03.2012 | Выполнение работ по созданию интеллектуальной транспортной системы Одинцовского муниципального района | 6 950 000,00р. |
0148300014012000003 13.03.2012 | Выполнение работ по организации спутникового мониторинга окружающей среды Одинцовского муниципального района | 3 526 500,00р. |
0148300014012000024 05.05.2012 | Выполнение в 2012 году работ по созданию автоматизированной системы отчетности сферы жилищно-коммунального хозяйства, интегрированной с геопорталом Одинцовского муниципального района | 3 478 998,72р. |
0148300014012000039 13.06.2012 | Поставка информационных транспортных табло в количестве 30-ти штук для нужд Администрации Одинцовского муниципального района | 3 300 000,00р. |
0148300014012000042 02.07.2012 | Выполнение в 2012 году работ по полевой верификации результатов спутникового дистанционного зондирования территории Одинцовского муниципального района Московской области | 3 526 329,00р. |
0148300014012000063 24.07.2012 | Выполнение работ по модернизации системы электронного документооборота, эксплуатируемой в Администрации Одинцовского муниципального района | 6 286 303,76р. |
0148300014012000066 24.07.2012 | Оказание услуг по выполнению функций единого диспетчерского центра интеллектуальной транспортной системы Одинцовского муниципального района | 7 136 808,30р. |
0148300014012000043 08.08.2012 | Оказание в 2012 году услуг по изыскательским работам организации территории и установлению границ особо охраняемых природных территорий местного значения Одинцовского муниципального района | 5 721 710,00р. |
0148300014012000071 03.09.2012 | Оказание услуг по целевой подготовке специалистов с высшим и средним специальным профессиональным образованием для нужд Одинцовского муниципального района с началом обучения в 2012-2013 году | 144 899 300,00р. |
0148300014012000105 11.12.2012 | Выполнение работ по проведению аудита информационно-коммуникационной инфраструктуры органов местного самоуправления и муниципальных учреждений Одинцовского муниципального района | 5 494 517,00р. |
0148300014012000101 17.12.2012 | Услуги по разработке технического проекта многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в Одинцовском муниципальном районе | 5 708 160,00р. |
228 854 626,78р. |
К слову, хотя ОГИ напрямую и не является иностранной организацией, одним из учредителей ОГИ опосредованно является кипрский оффшор BCI Brand Corporate Investments Limited. Вашему вниманию — схема, составленная по актуальным выпискам из ЕГРЮЛ.
Учредители ОГИ
Напомним, что в ОГИ работают ближайшие родственники главы района — его супруга, занимающая пост проректора по инновациям, капстроительству и административно-хозяйственной части, сын, руководящий спортивным комплексом, а так же дочь и зять. Ежемесячный заработок некоторых из них достигает 400 тыс. руб., в то время как средняя зарплата по району — 20-25 тыс. руб.
То есть даже в случае, если Гладышев откажется от поста президента ОГИ, конфликт интересов будет все равно иметь место: закон запрещает получение доходов в подобной ситуации не только лично для чиновника, но и для третьих лиц (ст. 10.2 №273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции»). Еще одним усугубляющим фактором является проведение в Одинцовском районе референдума, по итогам которого местных жителей будут обучать в ОГИ «бесплатно». Муниципальная программа естественным образом означает ее финансирование из бюджета района, что означает дальнейшую эскалацию конфликта интересов.
«Оценка указанных обстоятельств при рассмотрении прокурора не дана, — замечает прокурор Радченко на полученный от Шибановой ответ. — Требую повторно рассмотреть представление прокурора с учетом изложенных доводов, о результатах сообщить в городскую прокуратуру не позднее 18.10.2013». Таким образом, прокуратура вновь требует от Гладышева устранить нарушения законодательства.
Довольно странно, что доктор юридических наук Гладышев и кандидат юридических наук Шибанова не усматривают нарушений в ситуации, сложившейся в ОГИ. Вероятно, Александр Георгиевич вновь не найдет взаимпонимания с прокурором, как это произошло на сессии Совета депутатов, которую посещал прокурор. Тогда, в ответ на замечания Радченко, глава района отправил прокурора на три буквы — в суд. «Есть еще одна инстанция. Если прокурор не будет удовлетворен решением сессии, он подает в суд, и в судебном порядке все решает. И суд признает, законны наши действия, или незаконны».
Повторное представление главе Одинцовского района Гладышеву
3.15.141.151
— Трудно найти работу, не имея опыта, цены растут, квартплата растёт…
— А в 90-е лучше было?
— Никаких проблем! В детском саду позавтракал, поиграл и спать!…