Открытость власти начинается с поста охраны
Почему жителям запрещено присутствовать на сессиях? Доступны ли депутаты в приемные дни? Из-за чего попасть на публичные слушания стало еще труднее? Ответы на эти вопросы — в продолжении темы открытости власти Одинцовского района (первая часть — здесь).
Муниципальный междусобойчик?
Публичные слушания по важнейшему вопросу — проекту районного бюджета на 2014-2016 годы, состоялись 13 ноября. Однако принять участие в слушаниях многие жители Одинцовского района не смогли из-за неожиданной строгости соблюдения Положения, утвержденного Советом депутатов.
Открытость власти начинается с поста охраны. Преодолеть его смогли, в основном, сами муниципальные работники. В редакцию «Одинцово-ИНФО» звонят жители района и сообщают, что приходили в администрацию в среду к восьми утра, но на слушания их не пускали. Жителям объясняли, что для участия необходимо было подавать заявку, и разворачивали на входе. Многие были удивлены, ведь раньше участников регистрировали на месте. Но на слушания по бюджету 13 ноября людей допускали строго по списку.
Не попали на общественное обсуждение не только граждане, но и журналисты независимых изданий. Расстояние 20 метров от входа в администрацию до дверей актового зала для замглавного редактора «Одинцово-ИНФО» Галины ЕНИНОЙ оказалось полосой препятствий. Увидев знакомое лицо, охранники пропустили Галину через турникеты. Однако второй кордон — стол регистрации участников слушаний непосредственно у входа в актовый зал — стал непреодолимым. Найдя Енину в списке под номером 84, ее уже были готовы пропустить в зал, но вдруг из-за стола выскочила сотрудница. С криком, в котором был слышен испуг, она закрыла двери спиной и раскинула руки в стороны:
— «Одинцово-ИНФО» нельзя!
— Почему нельзя?
— Вас нет в списках.
— Так вот же, отмечено!
— Нет, составляются другие списки! — ответила женщина, и Галине ничего не оставалось, как покинуть здание администрации. Пусть некий альтернативный список существовал. Но тогда остается непонятным, почему пришедшие на слушания отмечались в том же «неправильном» списке, в котором отметили Енину?
Татьяна ВЕКШИНА, начальник отдела по развитию местного самоуправления и обеспечению деятельности Совета депутатов ссылалась на выпуск «Новых Рубежей» от 10 октября. По ее словам, в газете опубликован порядок проведения публичных слушаний, согласно которому для присутствия надо подавать заявку не позднее, чем за пять дней до проведения мероприятия, а для выступления на слушаниях — не позднее, чем за десять. Но пристальное изучение вкладки «Официально» так и не помогло отыскать сообщения о нововведениях.
В объявлении о назначении публичных слушаний нашлась лишь ссылка на «Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний в Одинцовском районе, утвержденным решением Совета депутатов от 15.09.2009 №10/37». Указанный документ обнаружился в Интернете. Согласно ст. 1.2, «участие в слушании является свободным и добровольным». По ст. 1.3 «Организация, проведение и определение результатов публичных слушаний осуществляются открыто и гласно». В ст. 6.6.2. прописано, что глава Одинцовского района в ходе подготовки к проведению публичных слушаний «обеспечивает свободный доступ на публичные слушания жителей Одинцовского муниципального района».
Однако согласно ст. 6.6.7 глава района «составляет списки участников и выступающих на слушаниях. Списки выступающих составляются не позднее чем за 14 дней до проведения слушаний. Списки участников слушаний составляются не позднее чем за 5 дней до даты проведения публичных слушаний» (указанные сроки отличаются от озвученных Векшиной). Наличие такой статьи в Положении оказалось сюрпризом для пришедших на слушания. Как уже было отмечено, прежде свое участие в публичном мероприятии гражданам не нужно было согласовывать с властями заранее. Но в среду к жителям была проявлена неожиданная строгость и предложения внести прибывших на слушания в список «на месте» даже не рассматривались.
Объявление о проведении слушаний по бюджету публиковалось, в том числе, на недавно открывшемся сайте Общественной палаты Одинцовского района, но в нем не было ни слова о том, что для участия в публичном мероприятии необходима заявка. Ужесточая контроль за порядком проведения слушаний, главе района следовало бы напомнить жителям о необходимости подачи заявок. Но такие напоминания возможны тогда, когда власть заинтересована в том, чтобы услышать и принять к сведению точку зрения граждан.
Публичные слушания в Одинцовском районе не вызывают доверия у населения. Мало того, что мнение жителей учитывается в последнюю очередь и «носит рекомендательный характер». Так еще общественные обсуждения, как правило, назначают в будни на рабочее время, очевидно, ожидая увидеть на слушаниях лишь детей и безработных. Теперь же, когда стали жестко следовать Букве Положения, и требуют заявки для присутствия, гражданам будет еще труднее попадать на слушания.
Информированность населения недостаточна: анонсы в газетах публикуются мелким, трудноразличимым кеглем. При этом из pdf-версии «Новых Рубежей», которую публикуют на сайте газеты, вкладку «Официально» вырезают уже в течение года. Зачастую жители узнавали о слушаниях в последний момент — от знакомых или из объявлений на подъездах, которые вывешивали гражданские активисты. Теперь, даже узнав о проведении слушаний и отпросившись с работы, чтобы принять в них участие, люди не смогут реализовать свое право на непосредственное участие в осуществлении местного самоуправления. Потому что не успеют вовремя подать заявку только для того, чтобы присутствовать в зале.
Стыд в режиме онлайн
С конца октября заседания Совета депутатов начали транслировать в Интернете в прямом эфире. Благодаря трансляции, многие граждане впервые увидели своих представителей во власти не на агитационных плакатах, а в работе. Депутатское единодушие и скорость принимаемых решений поразили зрителей. «Это не Совет депутатов — это безумный, печатающий принтер», — заметил один из комментаторов «Одинцово-ИНФО».
Трансляция заседаний в Интернете — безусловно, улучшение такого важного качества муниципального управления, как открытость власти. Регулярный показ со временем породит адекватный спрос зрителей, а также будет способствовать развитию гражданского самосознания. Не говоря уже о повышении качества работы самих депутатов, большинство которых, похоже, только после нововведения начали худо-бедно проявлять свою политическую идентичность.
А одобряют трансляцию сессий далеко не все «народные избранники». Так, например, 22 октября Мамикон ВАРТАПЕТЯН в прямом эфире в Интернете выразил опасения, что «очень много будет негатива, который будет выливаться, обсуждаться, обсасываться». Примерно ту же точку зрения в разговоре с главным редактором «Одинцово-ИНФО» высказал Алексей БИРЮКОВ: «Придерживаюсь русской пословицы про сор и избу. Совет депутатов в таком виде лучше бы не транслировался». Смелее выразился депутат Иван ЗЕНЮКОВ, который признал, что глава района Гладышев одновременно пытается руководить районом, администрацией и Советом депутатов. Ситуацию, сложившуюся в районе, Иван Петрович назвал «театром одного актера». «Совет депутатов как орган местного самоуправления дискредитируется, транслировать этот спектакль стыдно», — сказал Зенюков.
Представленные мнения наверняка разделяют и многие другие депутаты, но находят смелость признаться в этом единицы. При этом понимают: в 2015 году предстоят выборы районных депутатов, и если они будут отсиживаться на сессиях, лишь механически поднимая руки, граждане отдадут свои голоса более полезным кандидатам. Таким образом, с началом трансляций запустились и предвыборные кампании депутатов. Поэтому уже ко второму заседанию депутаты переоделись в солидные костюмы (Вартапетян), и начали принимать участие в дискуссиях, хотя раньше отмалчивались (ЭСАМБАЕВ).
«Чтобы не было «дурных» вопросов»
Благодаря трансляциям в Интернете власть Одинцовского района стала более открытой, но говорить о снятии «режима секретности» еще рано. Регламент по-прежнему запрещает гражданам лично присутствовать на депутатских сессиях.
Часть 5 статьи 18 «Порядок работы Совета депутатов» Устава Одинцовского района декларирует, что «Совет депутатов работает гласно и открыто. Заседания Совета депутатов Одинцовского района и депутатских комиссий, как правило, являются открытыми». При этом «в отдельных случаях, предусмотренных регламентом Совета депутатов и действующим законодательством, могут проводиться закрытые заседания».
Однако в отличие от Устава Одинцовского района, с которым любой желающий может ознакомиться в Интернете, регламент Совета депутатов, на который есть ссылка в Уставе — куда более труднодоступный документ. Текст не только не выложен в глобальной сети, но и держится в… секрете. Главред «Одинцово-ИНФО» обратился к районному депутату Александру КРУТИКОВУ с просьбой дать возможность ознакомиться с регламентом Совета. Александр откликнулся сразу, но полностью регламент не предоставил, а попросил назвать конкретные интересующие статьи. Так нам наконец удалось получить доступ к фрагменту «закрытого документа», в котором разъясняется порядок присутствия на заседаниях лиц, не являющихся депутатами.
Часть 1 статьи 16 регламента Совета депутатов определяет, что «на открытом заседании вправе присутствовать должностные лица Администрации, представители средств массовой информации, а также иные лица, приглашенные для участия в рассмотрении вопроса». «Простых смертные» исключаются за умолчанием. Между тем, в соседнем Можайском районе «граждане вправе присутствовать на открытых заседаниях Совета…» (ст. 41 Устава Можайского района). А в Красногорском районе, также рядом с Одинцовским, «каждый житель района имеет право присутствовать на заседании Совета, обратившись с заявлением в Совет не позднее, чем за двое суток до начала заседания» (ст. 5, ч. 2 Регламента Совета депутатов).
Еще в 2010 году беспартийный депутат Одинцовского района Анатолий МАРКЕЛОВ (2001 — 2010) отмечал, что регламент Совета депутатов «практически делает его заседания закрытыми для населения, что не позволяет заинтересованным жителям и представителям общественных организаций получать непосредственную информацию о работе своих избранников». Кроме того, как обращал внимание Маркелов, в местных СМИ практически отсутствует какая-либо информация о ходе обсуждения рассматриваемых на заседаниях вопросах, а также о позиции по ним конкретных депутатов и их предложениях. Депутат предлагал «внести необходимые корректировки в регламент, информировать жителей о сроках и основных вопросах очередных заседаний Совета, о позиции и предложениях депутатов». Однако инициативу Маркелова не поддержали.
«Когда я только стал депутатом, предлагал отремонтировать актовый зал и проводить там заседания Совета. Актовый зал был маленьким помещением, где всем не хватило бы места. Когда зал отремонтировали, я обратился к Александру Георгиевичу: не пора ли нам объявления делать, когда Совет, какие вопросы? Я писал обращения, выступал, но на этом все закончилось. На уровне президента, на уровне губернатора встречи транслируют по телевизору в прямом эфире, а на уровне муниципалитетов, где должна быть самая большая огласка, — ноль. При этом все кричат, люди, участвуйте в местном самоуправлении! А как им участвовать?» — задался вопросом Маркелов.
На вопрос, почему Совет депутатов закрывается от граждан, бывший депутат объяснил: «А чтобы жители не задавали «дурного». Не знали, как там работают депутаты. А работают они, как говорит руководство. Как глава говорит, так и принимается».
Бывший районный депутат Одинцовского района от КПРФ Валерий ЧИЧКОВ (2001 — 2010) уже давно шутит на тему «Диктатуры на районе»: «Если «Единая Россия» победила в стране в начале 2000-х, то в Одинцовском районе она выиграла на два года раньше. А что такое «Единая Россия»? Это административный ресурс».
Чичков вспомнил годы своего депутатства: «Я шел в депутаты, потому что хотел отстаивать интересы граждан, а основная масса шла для решения своих рабочих, коммерческих вопросов. Чтобы не портить отношения с главой, начальники муниципальных предприятий не оппонировали идеям ГЛАДЫШЕВА на заседаниях». На замечание, что и сам Валерий Алексеевич — гендиректор ООО «Интерьер-Эрго-Комплекс», экс-депутат ответил: «Мой бизнес не зависит от административного ресурса. А основная масса напрямую зависит от Одинцовского района, работает на район, поэтому и боится».
«Когда выступал на Совете, свою позицию отстаивал, чувствовал, что после этого с тобой общаются уже не очень доброжелательно. Люди, конечно, здоровались, но не так приветливо. Потом, когда приходил депутатские вопросы решать, ощущалось холодное отношение. Но с Анатолием Михайловичем (Маркеловым — прим. «Одинцово-ИНФО») произошла обратная реакция. Его воспринимали как активного оппозиционера, двигателя. Когда чиновник видел нестыковку, но сам боялся эту тему поднять, потому что по шапке получит. Чиновники подходили накануне к Маркелову и говорили: «Анатолий Михайлович, слушай, тут такой вопрос есть, его надо поднять». К нему очередь выстраивалась, чтобы он эту тему поднял. Сами они это делать боялись», — поведал Чичков.
В свою очередь, депутат Одинцовского района Иван Зенюков вспомнил, как еще в 2000 году был в командировке в Париже: деловую группу из России знакомили с работой французских муниципалитетов. «Для меня стало большим откровением, что нас, иностранцев, свободно пустили на совещание в администрации. Туда вообще мог прийти любой и посмотреть, как обсуждаются различные вопросы, и ничего страшного в этом не было. А у нас в то время такой открытости и близко не было, да и сейчас…»
Доступные и неуловимые
«Депутат должен быть доступен всегда», — так говорил Александр Крутиков в 2010 году, когда только был выбран в районный Совет. «Одинцово-ИНФО» решил выяснить, насколько доступны народные избранники — хотя бы в приемные дни, указанные на сайте Совета депутатов и главы Одинцовского района.
Каждый второй и четвертый вторник месяца в 405 кабинете Одинцовского гуманитарного института депутата Крутикова можно не застать. По словам Александра, желающие попасть к нему на прием, предварительно согласовывают визит по телефону. Но для встречи с ним не обязательно дожидаться нужных дней, — депутат примет в течение недели.
А вот как попасть на аудиенцию к Владимиру СЕВАЛЬНИКОВУ, бывшему коллеге Крутикова по проекту «Родной город», до настоящего времени неизвестно. На портале местного самоуправления значится, что депутат также ведет прием в ОГИ, в 301 кабинете, но, по словам сотрудников вуза, Владимир в институте «уже давно не работает». Где и как Севальников служит населению, остается загадкой — никакой информации об актуальном месте и времени приема нет. Избиратели будут благодарны, если Владимир обнарудует эту информацию хотя бы в комментариях к данному материалу.
В режиме «нон-стоп» принимает граждан Мамикон Вартапетян. Хотя его приемным днем считается лишь первый понедельник месяца, очередь к кабинету директора МУП «УЖХ» выстраивается каждый день. И редко кому так и не удается попасть на прием к Вартапетяну.
Когда главред «Одинцово-ИНФО», для чистоты эксперимента назвавшись жителем Одинцовского района, пришел к депутату Алексею БИРЮКОВУ в приемный день, секретарь сообщила, что Алексей Михайлович на совещании, и освободится нескоро. Но записала номер телефона и пообещала перезвонить. Спустя полчаса Бирюков набрал лично. Депутат извинился, и сообщил о готовности встретиться. Впоследствии он рассказал, что в месяц к нему обращаются человек 10-15, не больше. «В основном, это вопросы, связанные с ремонтом подъездов, перепланировки, межеванием земли и ЖКХ». Строго по графику Бирюков не принимает: «жители могут позвонить секретарю, и записаться, не дожидаясь приемного дня. Постараюсь принять как можно скорее».
По аналогичному принципу работает Иван Зенюков. У избирателей нет необходимости ждать первого понедельника месяца: следует позвонить в ООО «СФАП», гендиректором которого является Иван Петрович, и записаться на прием. «Я принимаю людей каждый день», — рассказал Зенюков, и подтвердил слова своей легкодоступностью для общения.
А вот на прием к Владимиру ДУДИНОВУ, который на последнем заседании обрушился с критикой на «желтые СМИ» и установил дедовщину, попасть не удалось. Когда главред «Одинцово-ИНФО» пришел в первый вторник месяца в ООО «Орин», Дудинова на месте не оказалось. «Его нет и сегодня не будет», — сообщили в компании. Пообщавшись с секретарем, автор данной заметки записался к Дудинову на прием. Обещали перезвонить и назначить дату, но выйти на связь со «старейшим депутатом Одинцовского района» не удается уже три недели.
Посещение нескольких депутатов показало, что если избиратель пожелает попасть на прием, ему не стоит ориентироваться на дни и часы, опубликованные на сайте Совета и главы. По всей видимости, данные устарели, но в таком случае непонятно, почему депутаты не актуализируют эту информацию. Возможно, некоторым народным избранникам это на руку.
Депутатов в Одинцовском районе два десятка, ведут прием они по всему Одинцовскому району. Поэтому встретиться удалось пока не со всеми, но работа в данном направлении будет продолжена.
Вывод
Жителям запрещено лично присутствовать на заседаниях: власть дистанцируется посредством Интернета. Представленная информация о том, где и как ведут прием депутаты, устарела, и избиратели не знают, как выйти на связь с некоторыми избранниками. Свое присутствие на публичных слушаниях жителям нужно согласовывать с властями. Таким образом, несмотря на некоторые положительные изменения в обеспечении открытости власти, Одинцовский район остается одним из самых информационно закрытых муниципалитетов.
Читайте также:
Власть открывается, когда ей нужно?
18.188.94.117
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в:
ну, а если серьезно, можно было бы, хоть ради приличия, для начала, порекомендовать к кому лучше обратиться по данному вопросу, да предложить свою поддержку как народного депутата и председателя общественной палаты… но то, что это не по адресу, уже давно понятно…
vasyaya123: vasyaya123). Вы можете в оправдание на мое высказывание написать, что все решения по дорогам принимались до того, как Вы стали депутатом (и это будет правдой). И от такой «правды» нам автомобилистам, стоящими часами в пробках «ни холодно и не жарко». Но все предпосылки нынешних проблем заложены прежде всего в том, что нынешний состав депутатского корпуса (да и прошлые составы) по сути нелигитимны в своей основе. Поскольку выборы сколько я помню (кроме конца 80-х годов) являются по сути не свободными и неравными. Хотя основной закон страны (Конституция) декларирует обратное. Выборы (прежде всего местные) превратились в политику двойных стандартов и профанации местного самоуправления. Большая часть депутатского состава находится в той или иной подчиненности или в сфере влияния и зависимости от властных структур. Разве может кто-то из слуг народа открыто и смело поставить вопрос о том, почему уменьшили наполняемость нашего местного бюджета района за счет того, что вместо 15% НДФЛ оставили всего 5 %? Разве может кто-то из Вас открыто рассказать своим гражданам, что для компенсации бюджетных потерь придется повышать стоимость, например, аренды земли и муниципальной собственности, а также некоторые услуги ЖКХ? Знаете почему никто ничего не заявит? Потому, что выяснится, что повышение стоимости аренды приводит к повышению цен на товары и услуги населению. Именно повышать цены на товары и услуги вынужден бизнес, чтобы компенсировать потери и не обанкротиться!! То есть, местный бюджет частично (я не говорю, что полностью), но пополняется за счет наших кошельков!! Ведь это же так?!!! И в основе всего сказанного лежит то, что выборы у нас и не равные и не свободные. А потому, какие выборы, такие и Вы депутаты: НЕ СВОБОДНЫЕ граждене своей страны, которые не способны принимать ответственные решения, исходя из принципов порядочносчти, честности и гражданственности. Только не пытайтесь опровергать данное утверждение, иначе Вас просто на смех подымет большинство населения района. Подумайте лучше и предложите как исправлять сложившуюся ситуацию.
1. НДФЛ, Напомню, были внесены поправки в Бюджетный кодекс. Государство забрало у муниципалитетов 5%, еще 9% забрала область (формально эти 9% всегда были ее, просто они передавались как дополнительные отчисления). Дела в гос. финансах не ахти. Нужна ликвидность. Вот и взяли у муниципалитетов «лишнее».
2. Да, аренду и имущество надо повышать. Вы считаете нормально, что в год за аренду 1 сотки Одинцовской земли платят 1600 рублей? Или нормально, что за 1м². нежилой площади 2000 рублей в год? Эти цифры на 1-2 порядка меньше рыночных! Вот Вам и коррупциогенный фактор
3. Стоимость услуг ЖКХ уже несколько лет утверждает область. И ни 1 рубль оплаты услуг ЖКХ не поступает в бюджета. Все средства уходят в управляющие и ресурсоснабжающие организации.