Правда, полуправда и ложь в притворе главного военного храма

15 ноября 2021, 07:30

По классическим правилам пропаганды изготовлено мозаичное украшение притвора главного храма Вооружённых Сил Российской Федерации, что построен в парке «Патриот» близ города Кубинка Одинцовского городского округа.

Что за сюжеты мы видим над вратами?

Правда

Танковая колонна «Димитрий Донской» действительно была создана по инициативе Московской патриархии на пожертвования верующих и была передана в 1944 году танковым войскам.

Передача танковой колонны Димитрий Донской - мозаика

Передача танковой колонны Димитрий Донской — мозаика

Изображение на фреске — почти документальное, сохранились фото передачи, состоявшейся 7 марта 1944 года в окрестностях Тулы. Даже известно имя священника, передающего колонну, это митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич), прочитавший перед экипажами речь, призывающую к разгрому фашистской Германии. Инициативу по сбору денег ещё в 1942 году озвучил в газетах патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский), в 1943 году ставший патриархом РПЦ после разрешения Сталина возродить патриаршество. Верующими было собрано 8 миллионов рублей, на которые Нижне-Тагильский завод изготовил 19 танков Т-34-85 и 21 огнеметный танк ОТ-34. Отличие фото с мозаикой хорошо заметно — священник приехал не в церковном облачении, а в штатском пальто. Церковь при Сталине понимала своё место.

Передача танков, Ноябрь

Передача танковой колонны «Димитрий Донской» — фотодокумент

Полуправда

Следующая фреска изображает крестный ход, который якобы был совершен в блокадном Ленинграде с иконой Казанской Божьей Матери.

Крестный ход в голодающем Ленинграде, миф

Крестный ход в голодающем Ленинграде, миф

Событие не имеет никаких документальных подтверждений и описано текстуально лишь протоиереем Василием Швецом, который собрал разнообразные легенды и мифы, ходившие в среде верующих и опубликовал их в виде серии статей под общим названием «Чудеса от Казанской иконы Божией Матери» в журнале «Русь».

В дальнейшем эти эпизоды попали в книгу Сергея Фомина «Россия перед Вторым пришествием» — своеобразную энциклопедию православного мифотворчества. Швец описывает множество мифологических событий, по которым якобы Сталинградская битва началась с молебна перед иконой Казанской Божьей Матери, Сталин ездил с визитом к блаженной Матроне, а немцы, оборонявшиеся в Кенигсберге, увидев в небе лик Богородицы, немедленно сдались.

Что касается осажденного Ленинграда, то никаких воспоминаний очевидцев о каком-либо крестном ходе не существует — такое просто никто бы не понял в те годы. Но в городе всю блокаду провёл митрополит Алексий (Симанский), впоследствии, с 1945 года — патриарх. И вот он, по сообщениям очевидцев, постоянно совершал богослужения в кафедральном соборе, причём служил один, без диакона, и каждый вечер обходил с иконой собор, в котором в то время и жил. Это тот случай, когда действительность выглядит куда лучше мифа. Пожилой уже священнослужитель, ему было в блокаде около 65, несущий икону вокруг своей церкви в городе, вымирающем от голода… Такая правда, согласитесь, куда трагичнее и духовно мощнее вымышленного крестного хода. Поскольку у мифа существуют хотя бы корни, основа в виде старика, носившего икону вокруг храма, можно признать эту фреску ГХВС РФ полуправдой.

Ложь

Третья фреска изображает Тихвинскую икону Божьей Матери перед облётом Москвы. Самого события никогда не было, мифы в различных редакциях сильно разнятся, то облёт производит самолет Ли-2, то По-2, везут на нём то Тихвинскую икону, то Казанскую.

Тихвинская икона Богородицы перед погрузкой в Ли-2

Тихвинская икона Богородицы перед погрузкой в Ли-2 (миф)

На фреске, кстати, художники придерживаются версии с Ли-2 и Тихвинской иконой. А история этой иконы говорит о службе совсем другому воинству. До 1941 года икона находилась в Тихвинском музее, организованном советской властью в монастыре. Во время оккупации Тихвина в ноябре 1941 года икона была якобы вынесена немцами из горевшей церкви (возможно, что и спасение из пожара — тоже пропаганда, на этот раз немецкая) и отправлена во Псков, где передана Псковской духовной миссии.

Передача Тихвинской иконы Псковской православной миссии

Передача немцами Тихвинской иконы Псковской православной миссии (документально)

Там она находилась два года, где её как важнейшую ценность еженедельно по воскресеньям выдавали в Троицкий кафедральный собор для богослужений. На которых духовенство молило бога, кстати, даровать победу Адольфу Гитлеру.

Нестыковка фактов породила уникальное явление — съёмки фильма, призванного оную нестыковку устранить художественными методами кинематографа. Казалось бы, проще всего объявить о том, будто на самолёте возили ту же, но другую икону, список. Такие копии существовали. Но мы не ищем лёгких путей. В декабре страна увидит фильм «Мария. Спасти Москву». Действие картины происходит во время Великой Отечественной войны. Сценарий основан на легенде о встрече Сталина с Матроной Московской накануне битвы за Москву 1941 года. Главная героиня — советская девушка по имени Мария, агент НКВД, которая должна вывезти с оккупированной врагом территории Тихвинскую икону Божьей Матери. Таким образом, фантастическое вранье порождает новые волны фантастического вранья.

Брянский воздушный крестный ход против коронавируса

Брянский воздушный крестный ход против коронавируса

Но идея с облётами, родившаяся из мифа, чрезвычайно понравилась духовенству и стала очень популярной в РФ — ныне священнослужители возят различные иконы и на самолётах, и на вертолётах по самым разным поводам, не забывая окропить маршрут следования святой водой.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Чтобы осветить проблему с разных точек зрения мы даём возможность авторам высказаться, даже если их мнение частично или полностью не совпадает с мнением редакции. Стать нашим автором можно, предложив свою статью для публикации.

13.59.242.240

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
5 506
graftelegraf
лично#
Так про нее ж и говорю.
РПЦ передала армии по крайне мере 40 танков.
А язычники сатанисты родноверы что сделали?
masal
лично#
Lych: Да просто лгунов не люблю.
Да? Вопрос веры. Вот ты до верующих докопался, а при этом сам веришь в «священные трусы берлинского пациента, облитые БОВ массового поражения».
fara
лично#
alionka666: Шаманы сделали морозы, от которых немцы загибались
А мы думали темна вода в облацех это антициклоны циклоны, муссоны, пассаты, солнечная активность
alionka666: У одного шамана с Байкала вся семья в Подмосковье попала, вот он и постарался, чтоб его родня выжила
Обычно бывало наоборот, из Подмосковья высылали в eбeня .
alionka666: Поставили защиту на многих воинов-сибиряков, и они успешно прошли всю войну.
Ну и ничего так, что в Сибири многие были староверами, либо и вовсе коммунистами.
franz1419: Эх, жаль что закрасили святые лики шойгу, ввп и прочих святых, которых изначально на том храме намалевали))) а это мелочи, мифы или правда
Кстати да, мозаика интересная, я б оставила на память.
козодум
#
Mасоны, что с них взять…

Само название «ПАТРИОТ» весьма красноречиво:
ибо, как известно, идеология патриотизма возникла в эпоху «просвещения» как проект, отрицавший все те многовековые духовные устои, на коих веками держалось и государство, и человек!


А теперь уже мало кто вспомнит: каковы же были те устои!
Всё предано забвению…
biunit
лично#
Lych: Низкий ты всё-таки человек, семью зачем-то стал приплетать ни к селу ни к городу.
Так я лгунов не люблю, вот что. А ты даже и тут врешь как дышишь.
Когда надо, на заказ работаешь только так, аж шуба заворачивается.
Так что мораль себе почитай, GoGoGoGost
Lych
лично#
biunit: на заказ работаешь
Что за заказ-то, дурилко? Тебе специалист по защите растений, к. б. н. рассказал, что не так с деревьями. Заказ был мой — я спросил у жены, что за хрень с елками, она рассказала, я статью сделал, андо разместил. Дурак ты, прости господи, какую-то хрень про елки уже пошел в заказы записывать.
asw
лично#
Lych: А Псковская миссия действительно верой и правдой служила Гитлеру. Тема настолько неудобная для РПЦ, что и здесь применена попытка кинематографически замять её путем съемок фильма ПопЪ, в котором герой в исполнении Маковецкого изображает положительного священника. В то время как действительность была иной: «Выписка из протокола допроса свидетеля Дударевой Агафьи Афанасьевны, 1910 г. р., работала поваром в Дубултском детском лагере.
Вопрос: Расскажите, как содержали детей в лагере в Дубултах и Булдури?
Ответ: В Дубултах детский лагерь был организован в июне 1943 года, к тому времени я как раз прибыла туда, а к зиме 1943 года, примерно в декабре, перевели в Булдури. В Дубултах нас держали под замком. Детей держали отдельно. Нас родителей женщин было до 20 человек, которые обслуживали детей. Для того, чтобы скрыть свои злодеяния по истреблению русских детей, немецкие фашисты и их пособники подняли целый вой, кричали, что они спасают русских детей от ужасов большевиков, оккупированные советские территории называли местами, освобожденными от большевиков, начали детей крестить и гонять строем в церковь, там их держали подолгу во время богослужения, так, что истощенные дети, пережившие ужасы концлагеря Саласпилс, потерявшие кровь, которую у них немецкие фашисты насильно забрали для своих нужд, падали в обморок, а маленькие дети под себя в церкви мочились, но это не удерживало некоторых ретивых немецких прислужников и они продолжали мучить детей. Я подчеркиваю русских детей, т. к. других детей тут не было. Как в Дубултах, так и в Булдури в церквях священники молились за победу Германского оружия, указывали, что немцы освободили Советский Союз от большевиков. Священники из Риги, Дубулты и Булдури приходили к детям в лагерь, где проповедовали, что немцы их освободили».
Источник myriga.info/rigacv/detsk_konclag
Вот такие газеты тогда издавались
Газета За Родину
Ну что Вы путаете Ригу и Псков, Латвию и Россию, детские концлагеря типа Саласпилс, организованные фашистами для уничтожения славянских детей и местную церковную епархию, организованную фашистами же на оккупированной ими территории. Мешаете всё в кучу и возлагаете ответственность за это на Московскую РПЦ, находящуюся за линией фронта. Дубулты, Булдури — это в 20 км от Риги. От Пскова в той Псковской епархии только название. А коренные псковичи до сих пор помнят фразу «Не ищи палача, а ищи латыша». Зверства латышей и эстонцев на нашей земле и во время революции и во время войны очень трудно забыть
Lych
лично#
Ничего я не путаю, вы бы почитали, как создавалась Псковская миссия — это священники из Рижской и Нарвской епархий, под руководством митрополита виленского и литовского Сергия. То есть и во Пскове, и на территориях Литвы, Латвии, Эстонии действовали одни и те же попы. И возлагать ответственность за их действия на загнанный под плинтус Сталиным московский патриархат невозможно — напрасно вы пытаетесь приписать то, чего я не говорил. И в концлагерях на территории Псковской области творилось то же самое — зверства и убийства, и поповская пропаганда о том, что немцы всех освободили.
biunit
лично#
Lych: Что за заказ-то, дурилко?
От дурака слышу. А что ты возбудился так?
Ишь ты, гондон какой штопаный, праведника изображает… сам приперся в церковь, куда не ходит, и начинает приплетать к пропаганде сугубо внутреннее церковное убранство. Аж на говно весь изошёлся, убогий.
Успокойся, к твоему облику дурака либертанутого это ничего нового не добавит. Надоел, реально больной, свихнулся на пропаганде. Это раздвоение, за деньги писать про надои и урожаи, а от души — говнище собирать. Понимаю, непросто тебе.
Lych
лично#
Во какая гнида, мало брехни про заказы, на оскорбления перешёл.
graftelegraf
лично#
Lych: Да просто лгунов не люблю.
Ну, если быть точным, указанная фреска и не утверждает, что Крестный ход в блокадном Ленинграде проходил по территории, отличной от прицерковной.
В окружённом фашистами Ленинграде было восемь действующих храмов: Князь-Владимирский собор, Николо-Богоявленский Морской собор (Кафедральный), Спасо-Преображенский собор, Коломяжская и Троицкая церкви, церкви при кладбищах — Волковском, Большеохтинском и Серафимовском. На богослужения в храмы, покрытые льдом и с окнами, заложенными мешками и забитыми фанерой (стёкла вылетали от вражеской канонады), приходило много народу. Об этом свидетельствуют слова протоиерея Богдана (Сойко), нынешнего настоятеля Николо-Богоявленского Морского собора, отметившего, что «людей на службах было достаточно много, приходили все, кто имел силы прийти». Обязательными были специальные молитвы о даровании победы воинству.
На Нюрнбергском процессе свидетелем выступал священник Николай Ломакин, который в блокаду служил благочинным церквей города, рассказавший, что в Ленинграде отпевали до тысячи покойников в день зимой 1942 года: вход в один из соборов был завален трупами — двери в храм сложно было открыть [6]. В Серафимовской кладбищенской церкви в январе-апреле 1942 года по сути был морг — туда помещали тела умерших, в храмах проводили отпевания иногда по несколько тысяч в день
А по Богослужебному Уставу Русской Православной Церкви на Пасху и Страстную пятницу полагается крестный ход.
Так что никакой лжи в этом фрагменте нет.
graftelegraf
лично#
Ну и еще скажу несколько слов на эту тему критикам и ненавистникам РПЦ:
Во время блокады духовенство укрепляло дух жителей города и защитников Ленинграда: священники служили особый молебен «в нашествие супостатов», который был повсеместным в Отечественную войну 1812 года; собирали материальную помощь фронту — православные города собрали три миллиона рублей [2]. Приходской совет Князь-Владимирского собора предложил открыть больницу для раненых и больных воинов, на её обустройство было передано 710 тысяч рублей. Священнослужители принимали от горожан тёплые вещи, в самые трудные дни от них поступало продовольствие. В начале военных действий Никольский собор выделил 385 тысяч рублей, в конце 1941 год взносы поступили от всех православных приходов Ленинграда на общую сумму 2 млн 144 тысяч рублей [3]. В 1942 году население Ленинграда резко сократилось, но храмы отличались активной деятельностью, поскольку посещаемость храмов возросла, потребность в вере была сильнее страха. Церковь включалась в подписку на военные займы. Из пожертвований в 1942 и 1943 годах в фонд обороны Ленинграда было выделено 390 тысяч рублей одним только Князь-Владимирским собором. Митрополит Алексий внёс 50 тысяч рублей; протодиакона Л. И. Егоровского, сдавшего 49 тысяч рублей, персональной телеграммой поблагодарил Сталин.
Духовенство, как и все жители блокадного города, участвовало в обороне города, многие входили в группы местной противовоздушной обороны (МПВО). Молодые священнослужители уходили в армию и партизаны, в народное ополчение, участвовали в оборонном строительстве. Например, архимандриту Владимиру Василеостровское райжилуправление 17 октября 1943 года выдало справку, в которой было написано, что он «состоит бойцом группы МПВО дома, активно участвует во всех мероприятиях обороны Ленинграда, несёт дежурства, участвовал в тушении зажигательных бомб».
Впервые с начала установления в России советской власти 12 ленинградских священнослужителей были награждены — в октябре 1943 года им были вручены медали «За оборону Ленинграда»[
Lych
лично#
До 1943 года и решения Сталиным вопроса РПЦ какие-либо попустительства в отношении церкви чрезвычайно сомнительны, тем более, касающиеся сбора людей в условиях арт- и авианалетов, а также действия комендантского часа. Так что устав уставом, а церковь тогда свое место знала.
petya7ours
лично#
После Патриарха Тихона РПЦ всегда была и есть служанка светской власти, в обмен на льготы и привилегии
graftelegraf
лично#
Lych: сбора людей в условиях арт- и авианалетов, а также действия комендантского часа.
Из блокадного дневника Миши Тихомирова. Он погибнет 18 мая 42-го во время артобстрела, осколок попадёт ему в висок, но на Пасху Миша ещё жив:
«4/IV — 42 г. Ясный солнечный день при -10°. Снова в школе после уроков работа по очистке двора от снега, и снова вымотались очень основательно… В 7 часов — сирена: воздушная тревога. Начали палить зенитки, загудели самолёты. Я вышел во двор с моноклем. В течение часа наблюдал, как «юнкерсы» парами проносились над головой, что-то сбрасывали, пускали ракеты».
* * *
В налёте участвовали 132 фашистских самолёта — подарок ленинградцам на Светлое Христово Воскресение. Чтобы подчеркнуть это, один из главных ударов пришёлся по Князь-Владимирскому собору. Бросали бомбы, обстреливали храм на бреющем полёте из пулемётов. Богослужение пришлось перенести на 6 часов утра, что позволило избежать многих жертв. А утром потянулись люди, после службы освящая кусочки блокадного хлеба.
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи