10 причин пробок на Можайском шоссе
С завершением сезона отпусков утренние пробки на Можайском шоссе стали невыносимы. Но это не предел: добираться до Москвы и обратно одинцовцы будут еще дольше.
Проехать пару остановок в черте Одинцово в утренние часы занимает примерно полчаса. Добраться до ближайшего метро — более полутора часов… То, что происходит на Можайском шоссе с семи утра до полудня, вообще трудно назвать движением, учитывая, что средняя скорость составляет один километр в час. И у транспортного коллапса, который тысячи одинцовцев вынуждены преодолевать ежедневно, есть ясные причины.
1. Обилие светофоров и пешеходных переходов
Больше всего светофоров в Одинцово на Можайском шоссе — 13. Такое же количество и наземных пешеходных переходов. При этом подземных переходов на основной магистрали Одинцовского района всего три. С тех пор, как они были построены, количество автомобилей увеличилось в десятки тысяч раз, однако разделение потоков движения пешеходов и автомобилей остается на качественном уровне эпохи социализма.
Инфраструктура Можайского шоссе
Улица | Светофоры | Наземные переходы | Подземные переходы | Длина улицы (м) | Полос движения |
Можайское шоссе (от эстакады до эстакады) | 13 | 13 | 3 | 6000 | 4 |
В настоящее время наибольшее недовольство у водителей вызывают три светофора на Можайском шоссе, установленные один за другим на въезде в Одинцово — у стелы, на пешеходном переходе и у ТЦ «Курс». На пресс-конференции в ноябре прошлого года глава Одинцовского района Александр ГЛАДЫШЕВ ставил задачу: «чтобы в следующем году эта проблема была решена».
«Чтобы сделали где наземные, где подземные переходы, где развязки. Я считаю, что через каждый шаг ставить светофор, это, мягко сказать… Я даже не знаю, не хочу никаких слов комментировать. Это мы сейчас ни пройдем, ни проедем нигде. Как и по пешеходникам. Сейчас их наделали везде. Тоже неэффективность. Замедляем движение. А мы пешеходники делаем через каждые 50 метров. А нужно это? Или может, пешеходы смогут их пройти? Легко нарисовать эту «зебру». Не нужно мешать общественному транспорту!» — эмоционально высказался Александр Георгиевич.
Тот «следующий год», о котором говорил глава района, уже близится к концу, а светофоры продолжают стоять. Да и новых подземных переходов и развязок построено не было.
2. Отсутствие эстакад через железнодорожные переезды
Пробки на подъездах к железнодорожным путям скапливаются регулярно. Необходимость строительства эстакад для бесперебойного движения автотранспорта назрела давно. Однако вслед за эстакадой в Отрадном, мост через железнодорожные пути в Перхушково так и не строят.
Глава Одинцовского района имеет весьма интересную позицию на этот счет. «Мне некоторые говорят, давайте мост запланируем и построим через Перхушково. А я это специально искусственно не буду решать, чтобы не хлынул транспорт через город Одинцово. Сейчас городу не нужно это. Потому что все поедут по этой стороне. Пусть немножечко рассосется», — заявил Гладышев на той же пресс-конференции в ноябре 2012 года.
За счет чего тешиться надеждой на «рассасывание» пробок, Александр Георгиевич не пояснил. Ясно одно: скорого строительства эстакад через переезды Одинцовского района автомобилистам ждать не стоит.
3. Ежегодное увеличение численности населения
В общероссийском рейтинге Одинцово занимает первое место по обеспеченности населения автомобилями: на тысячу жителей приходится 398 машин. По планам застройки Одинцовского района на 2013 год, в эксплуатацию будут сданы 21904 квартиры. В них заселятся более 65000 жителей, которые осложнят дорожную ситуацию примерно на 25000 автомобилей.
Возведение небоскребов в уже сложившихся микрорайонах задает коллизионный стиль городского развития. В связи с тем, что большинство домов не предусматривают достаточно вместимых паркингов, внутриквартальные проезды заставлены автомобилями. Припаркованные машины сужают дороги до одной полосы в каждую сторону, движение затрудняется.
Особенно тяжело представить, как почти 2000 автолюбителей из числа жителей «Да Винчи» (1351 квартира, более 4000 жителей к 2013 году, около 1600 автомобилей) и «Дома на Баковке» (375 квартир, более 1000 жителей к 2016 году, около 400 автомобилей) сначала будут пытаться выехать на узкий внутриквартальный проезд, ведущий от станции Баковка к Можайке, а затем вклиниваться в поток машин на шоссе.
«Огромный жилой комплекс «Да Винчи» по размерам вполне можно приравнять к целому микрорайону. «Счастливые жители» будут долго ждать выезда на Можайку по утрам и не скоро доберутся до домашнего очага вечером, — ранее в интервью предупреждал директор Одинцовского ПАТП Николай КАТЫРИН. — Для вновь строящихся жилых кварталов, кроме внутренних дорог, главная проблема — проблема выездов на основную трассу. Можайское шоссе задыхается от вливающихся в него транспортных потоков».
4. Строительство торговых центров на обочинах Можайского шоссе
Торговые центры на обочинах — одна из основных причин пробок на Можайском шоссе. Заторы скапливаются на подъездах и выездах от мегамоллов. Шоппинг-центры занимают места для расширения трассы или строительства развязок. И, несмотря на то, что Можайка уже сейчас не справляется с транспортным потоком, магистраль продолжают превращать в торговую галерею.
Строящиеся ТЦ Можайского шоссе
ТЦ | Месторасположение | Площадь (га) |
ТРЦ Одинцово | Лохино | 7 |
Одинцово-Парк | 3 км от Одинцово, 12 км от МКАД | 15 |
VEGAS Кунцево | Пересечение Можайского шоссе с 55-56 км МКАД | 23 |
Год назад рядом с «Макдоналдсом» на Можайском шоссе был построен торговый центр WESTORE, на первом этаже которого разместилась «Азбука Вкуса». Выступая на открытии, глава района Гладышев публично признал, что торговые центры строят не только в ущерб транспортной, но и социальной инфраструктуре.
«Тут я немножко ругал Сергея Алексеевича (БУТУСОВА, гендиректора «ЮАССТРОЙ»), потому что считал, что сначала социальную часть нужно строить. Но с другой стороны, я понимаю, что человек не может строить «социалку», не имея денежек. Откуда он возьмет их?» — задался вопросом Александр Георгиевич.
Застройщиков не ставят в жесткие рамки, а позволяют им зарабатывать «денежки». Когда же наступает время выполнять обещания по «социалке», застройщики нередко сталкиваются с «непреодолимыми препятствиями». В связи с чем одинцовцы долгие годы находятся в режиме ожидания детсадов, школ, поликлиник и больниц. Те, кто имеют возможность, отвозят детей в коммерческие детсады или поликлиники в Москву.
При этом и возводимые торговые центры не способны в полной мере удовлетворить спрос одинцовцев. Многие популярные сетевые магазины в Одинцово не представлены. А малоизвестные бренды, размещающиеся в ТЦ, не прельщают необоснованно завышенной ценой на товары: владельцам магазинов нужно отбивать дорогую аренду площадей. Поэтому большинство одинцовцев все равно едут «шоппиться» в столицу: там дешевле, качественней и выбор больше.
Переизбыток торговых центров, не способных предложить качественные товары по адекватным ценам, а также острый дефицит социальных объектов увеличивает нагрузку на трафик.
5. Отсутствие достойных рабочих мест в Одинцовском районе
Большинство одинцовцев, выезжающих утром из города, направляются в столицу на заработки.
По словам главы района Гладышева, средняя зарплата в Одинцовском районе — 36700 руб. Однако судя по вакансиям, предоставляемым на популярных рекрутинговых сайтах, средняя зарплата в районе составляет 20-25000 руб. В Москве средние зарплатные предложения по наиболее востребованным офисным вакансиям выше, да и выбор рабочих мест в мегаполисе значительно шире. Кроме того, в Одинцовском районе наблюдается тенденция, что профессиональные качества претендента оцениваются ниже личного знакомства и кумовства, особенно на престижные должности.
Поэтому, даже с учетом транспортных проблем, граждане стремятся в столицу. Подробнее об этом — в материале «Работа в Одинцово — способ избежать коллапса».
6. Переполненные электрички
Опоздания на работу и учебу, выговоры и штрафы — верные спутники одинцовцев, предпочитающих добираться до Москвы на автотранспорте. Единственным беспробочным вариантом остаются электрички. Однако втиснуться в переполненный тамбур, и отправиться на ближайшей электричке удается не всем. Поэтому многие автомобилисты так и не пересаживаются на поезда.
Нередки случаи, когда приходится пропускать несколько электричек, чтобы нашлось место на «подножке уходящего поезда». Если же ехать на электричке, отправляющейся непосредственно из Одинцово, для того, чтобы добираться до Москвы сидя, нужно занимать место на лавочке еще за час до отправления поезда.
В течение семи месяцев, пока губернатором Московской области был Сергей ШОЙГУ, по Подмосковью развернулось обустройство перехватывающих парковок. Задумка в том, чтобы доехав до железнодорожной станции на автомобиле, можно было оставить «железного коня» на стоянке, и продолжить путь в Москву на электричке. У некоторых станций Одинцовского района такие парковки появились. Однако из-за катастрофической нехватки мест для стоянок, их довольно быстро оккупировали автомобилисты из числа местных жителей и покупателей на рынках. Когда же Шойгу покинул губернаторский пост, инициатива с перехватывающими парковками постепенно стала сходить на нет. В итоге существенной роли в борьбе с пробками организация стоянок на вокзалах не сыграла.
7. ДТП
В случае аварии Можайское шоссе, неприспособленное для движения нынешнего количества автотранспорта, на участке ДТП сужается на одну полосу. Потоку автомобилей приходится встраиваться в другой ряд, движение по которому не загромождено аварийными машинами. Любая, даже самая мелкая авария, может спровоцировать пробку длиной в несколько километров.
8. Перекрытия дорог
Для проезда «слуг народа» шоссе часто перекрывают, из-за чего Можайка «встает колом». Когда, и как долго придется стоять в пробке, предугадать невозможно — для того, чтобы преодолеть четыре километра до МКАД, могут потребоваться четыре часа.
Однако о транспортном коллапсе, который ожидает одинцовцев в ближайшее время, сообщили заранее. Если всемирный День без автомобиля 22 сентября отмечали добровольно, то 10 октября в Одинцово его отпразднуют принудительно. В утренний час-пик, с 8:00 до 13:30, нельзя будет проехать сразу по шести городским магистралям: по бульвару Любы Новоселовой, ул. Маршала Жукова, Неделина, Молодежная и Новоспортивная, а также по участку Можайского шоссе от кругового движения в сторону Москвы до ул. Говорова. Это связано с проведением эстафеты Олимпийского огня.
Но нет худа без добра. Взамен на коллапс одинцовцы получат отремонтированные дороги. Так как 10 октября наш город покажут по телевизору, некоторые магистрали, по которым пройдет олимпийская эстафета, отремонтируют. Асфальт поменяли уже на ул. Говорова, и собираются сделать это Ново-Спортивной, где дорожное покрытие пока успели только срезать.
Схема движения эстафеты олимпийского огня по улицам города
9. Отсутствие транспортной политики в Одинцовском районе
Пробки на дорогах можно было бы уменьшить, разработав масштабный проект расширения Можайского шоссе, явно устаревшего и не справляющегося с потоком автомобилей. Однако расширять его, увы, некуда, так как городские и районные власти поощряют активную застройку обочин Можайки небоскребами и торговыми центрами.
Если не уменьшению пробок, то снижению нагрузки на шоссе могло бы помочь принятие решений местного значения, например, на референдуме. Дома не строили бы без достаточного количества парковочных мест или ближе 100 метров от Можайского шоссе. Но районная власть выносит на референдум совсем другие вопросы, а мораторий, уже принятый на всей территории Московской области (не строить выше девяти этажей), на Одинцовский район почему-то не распространяется.
В ноябре 2011 года мэр Одинцово Александр ГУСЕВ объявил о том, что над всеми самыми оживленными перекрестками на Можайском шоссе в городе будут построены дорожные развязки, чтобы разгрузить автомагистраль. Прошли почти два года, но проект так и не реализован. Вместо этого в Одинцово установили 30 табло на автобусных остановках и создали страничку «Пассажирский транспорт» в Интернете общей стоимостью более 17 млн. руб.
А после визита Андрея ВОРОБЬЕВА в Трехгорку врио губернатора подверг жесткой критике Сергея ЕРША. Вскоре начальник отдела транспортного и дорожного хозяйства Одинцово был уволен. «Я сказал главе района, что с таким человеком, который отвечал за планирование дорог, инфраструктуры, я работать не буду, потому что жители не согласны с тем, что происходит в микрорайоне «Новая Трехгорка». С сегодняшнего дня он не работает», — заявил тогда Воробьев. После отстранения Ерша от работы прошли семь месяцев, но активной деятельности по налаживанию транспортной инфраструктуры не замечено.
Решение транспортных проблем в Одинцово носит импульсный характер без общего идеологического подхода, и увольнение начальника отдела транспорта — яркий тому пример.
10. Недостаточные меры для решения транспортных проблем
Неудобства автомобилистам в настоящее время создает реконструкция Можайского шоссе на территории Москвы. Строительные работы ведутся на трех участках трассы. Из-за временной организации движения «кольцо» «встает» задолго до часа-пик. Выезд с внешней стороны ТТК на Кутузовский проспект в сторону области заужен до одной полосы. О временных неприятностях на дорогах в сторону столицы одинцовцев предупреждал начальник одинцовского ГИБДД Владимир ЕГОРОВ. При этом, насколько в действительности улучшится пропускная способность Можайки после реконструкции, предсказать невозможно. Усилия по модернизации трассы сводит на нет строительство торговых центров на обочинах шоссе и увеличение потока автомобилей в связи с появлением новых жилых микрорайонов.
Некоторые автомобилисты надеются, что дороги разгрузит северный обход Одинцово протяженностью 18,7 км. Для его строительства был нанесен колоссальный ущерб экологии — в щепки перемололи более 150 га Подушкинского леса. Работа комиссии по приемке трассы должна начаться уже в октябре, а открыть движение для автомобилистов планируют в декабре текущего года или январе 2014. Стоимость проезда по дороге будет около 5 руб. за км для легкового автомобиля. Однако польза от дороги, которая свяжет МКАД с Минским шоссе, неочевидна. Помимо того, что автомобилистам так же придется стоять в пробках на пунктах оплаты проезда северного обхода, некоторые участки Минского шоссе сделают платными.
Разгрузить Можайское шоссе в дневное время помог запрет на движение фур. Но при этом значительно осложнился выезд в Москву ночью. Ранее, чтобы не толкаться в пробках, после полуночи многие одинцовцы отправлялись за покупками в круглосуточные столичные магазины. Теперь им не избежать заторов и глубокой ночью, когда на трассы выезжают автофургоны, груженые товарами, и можно простоять, не двигаясь с места, вплоть до утра…
Незначительную роль сыграл и прошлогодний указ ПУТИНА — машин с «мигалками», вносящих сумбур на дороги, стало меньше. Но данная мера для упорядочения движения — скорее, популистский жест, чем реальная борьба с произволом на трассах. Те, у кого «правильные» номера, все равно продолжают нарушать и ездить по «встречке» — ГИБДД таких не трогает.
Отрадно, что на федеральном уровне попытки решить транспортные проблемы все же предпринимаются. Однако отсутствие транспортной политики на местном уровне как таковой сводит на нет некоторые позитивные изменения столицы.
3.138.121.79
Подробнее: odintsovo.info/news/?id=37629
Моя знакомая пыталась на Баковке влезть в электричку, так какой-то парень дернул ее так за шиворот, чтобы самому вперед пролезть, что женщина упала спиной на платформу!!! Это к слову об электричках. 100 раз подумаешь, а стоит ли в час-пик туда лезть???
Выход — развивать общественный транспорт и пропагандировать его преимущества среди людей.
з. ы. схема эстафеты огня зачетная, я от своего книжного ведь не смогу выехать ни куда, спасибо за столь интересный маршрут)
Нормально размещенный и настроенный светофор — это не препятствие для потока, это средство которое делает поток РАВНОМЕРНЕЕ. Равномерность потока — это его важнейшее свойство, которое увеличивает пропускную способность в целом по трассе. В противном случае поток пролетая один бессветофорный перекресток, тут же утыкается в другой. Или в сужение дороги.
Все светофоры с центральных улиц все равно убрать не получится, поэтому пробка никуда не исчезнет, а лишь телепортируется на несколько сотен метров вперед, до первого светофора.
Если вы посмотрите на Нью-Йорка или Токио -Гугл вам в помощь — то вы не увидите подземных или надземных переходов в жилых и деловых кварталах, где высокий пешеходный трафик. Совсем наоборот, через каждые 150-200 метров вы будете встречать пешеходную «зебру» и светофор и при этом не увидите того, что у нас называется пробками. Причем рисуют зебры даже поверх переходов метро.
Там нет идиотов, которые борятся за скорость передвижения на отдельном участке УДС, там борятся за общую пропускную способность всей системы улиц, а потому дорожат равномерностью потока и его управляемостью, которой нельзя добиться без светофоров.
А у нас: Тверская, центр Москвы. 300-400 метров между подземными переходами. А теперь учтите, что 500 метров — согласно СНиПа предел пешеходной доступности. Не с потолка, кстати, цифра взята… 500 метров средний человек пройти может — дальше, это уже сложно.