Зачем одинцовцы получили по табло?
Интеллектуальная транспортная система — инновационный проект, на который обратили внимание многие одинцовцы. С тех пор, как внедрили систему, прошел почти год, однако работа табло на автобусных остановках вызывает массу вопросов.
На что потратили больше 17 миллионов?
Для реализации проекта администрация Одинцовского района проводила различные конкурсы трижды, и во всех случаях побеждал Одинцовский гуманитарный институт. Общая сумма контрактов составила 17 млн. 443 тыс. руб. Но расходы последуют еще, так как система требует средств на эксплуатацию, развитие и неминуемое расширение. И оплатят внедрение космических технологий в скромный быт налогоплательщики.
«Обкатка» затянулась
Поначалу погрешности в работе табло за 3 млн. 300 тыс. руб. списывали на то, что воплощение подобных проектов в жизнь требует времени на обкатку. Однако по прошествии почти 11 месяцев работа системы все так же вызывает у одинцовцев массу недовольства. Народные корреспонденты пишут в редакцию «Одинцово-ИНФО», что на экранах можно в течение четверти часа наблюдать такой парадокс, что автобус прибудет на остановку через три минуты. При этом, даже после того, как этот автобус приезжает, информация на дисплее не обновляется.
«Схема взаимодействия такая, что перевозчики передают информацию в
Погодная аномалия
Но на этом проблемы с табло не исчерпываются. Если верить данным интеллектуально-транспортной системы, температура воздуха этим летом в разных частях города отличалась на четыре десятка градусов. Так, например, на остановке «УВД» было страшно жарко (табло показывало температуру +43)…
… А у «Узла связи» лужи после прошедшего ливня этим же летом не замерзали, наверное, только чудом (табло сообщало о нуле градусов).
«И как после этого можно доверять информации на этих табло?» — задавались вопросом многие одинцовцы. «Технические проблемы с табло — естественный процесс работоспособности техники. В критических погодных условиях бывают сбои. Но они быстро устраняются», — заверял Крутиков.
Инновационным расписанием оборудовали всего три десятка автобусных остановок, в то время как в Одинцовском районе их сотни. Предлагаем вам убедиться в этом, посмотрев на схему маршрутов Одинцовского ПАТП. Таким образом, дорогостоящие инновации касаются довольно узкого круга жителей района. При этом контраст с теми остановками, до которых инновации не добрались, комичен: время прихода автобуса пассажиры районных окраин сверяют по щербатым фанеркам, просто лежащим на лавочках.
В то же время, пассажиры тех остановок, где табло установили, по-прежнему не получают информации о времени прихода их автобусов в полных объемах. Ко всему прочему, табло показывают неправильную температуру. Пожалуй единственное, что работает в табло без нареканий — это часы. Средняя стоимость одного электронного термометра — 800 руб., часов — примерно столько же. При затратах в размере 17 млн. руб., администрация могла бы оборудовать термометрами и часами не 30, а 10625 автобусных остановок. Хватило бы не только на Одинцовский район, а на все Подмосковье…
Карта общественного транспорта
Также в ходе создания интеллектуально-транспортной системы за 6 млн. 950 тыс. руб. была создана «Карта общественного транспорта Одинцовского района». Правда, по-прежнему не совсем ясно, зачем. Предполагалось, что зайдя на этот сайт, пассажиры могли бы увидеть расписание автобусов и движение общественного транспорта на электронной карте в режиме онлайн. Также можно было бы проложить маршрут от одной точки до другой, отфильтровав запрос по виду транспорта, количеству пересадок и длительности поездки.
Вероятно, создателям данного ресурса было неизвестно о уже существующем сервисе «Маршруты» в одной из самых популярных поисковых систем «Яндекс». По сведениям технического задания, любопытным отличием от «Яндекс. Маршрутов» обещало стать указание стоимости проезда на автобусах, однако эту информацию «Карта общественного транспорта» не предоставляет. В течение нескольких месяцев ресурс встречал посетителей надписью «работает в тестовом режиме». Теперь надпись убрали, а как воспользоваться заявленными серисами многим одинцовцам по-прежнему непонятно. Например, как проложить маршрут из точки А в точку Б.
Более того, фактически этот сайт не является одинцовским, а просто «мордочкой» Рязанского ресурса. На вебинаре «Какие инновации нужны Одинцовскому району?» Крутиков подтвердил, что «было просто дешевле приобрести эту часть у рязанских разработчиков». «Мы сравнивали много решений, и это было наиболее продуманным с точки зрения работы пользователей с этой системой. Мы никогда не выдавали систему ИТС с точки зрения интеллектуального труда, что это полностью наша разработка. В 2011 году мы начинали разрабатывать этот проект. И делали это вместе с федеральным оператором ГЛОНАСС. И с того момента никогда не скрывали, что работаем с целым рядом разработчиков и компаний в этом направлении».
А надо ли нагибать перевозчиков?
«Автобусы ходят достаточно часто. А надо ли нагибать перевозчиков, чтобы узнать, что автобус придет не через пять минут, а через десять?» — задал вопрос один из участников вебинара. Крутиков призвал не судить по популярным маршрутам, например №339, и заметил, что в Одинцовском районе есть другие маршруты, которые ходят гораздо реже. «Я лично был в городах, где используется такая система, и убедился в ее полезности», — сказал Крутиков.
Однако инноваторы не учли, что Рязань, где функционирует такая же система, значительно больше площадью, чем Одинцово (на 204, 563 кв. км). В Одинцово цикл движения общественного транспорта короткий — за одним автобусом следует другой, а на горизонте виднеется маршрутка. Кроме того, Одинцово застроено компактно, многие социальные объекты находятся в шаговой доступности. Поэтому ключевой вопрос «Когда же придет мой автобус?», на который инноваторы стремятся подсказать ответ, в черте города звучит не особенно актуально. Устанавливая табло на остановки, дорожную «кашу» пытаются испортить «маслом».
Возможно, табло пригодились бы на конечных остановках на окраинах Одинцовского района, где автобусы ходят действительно редко. Но местные жители сел и деревень и так знают, в какое время ходят автобусы «до большой Земли». Бабушки хранят вырезки из газет с расписанием автобусов на холодильнике или под оргстеклом на столе, молодое поколение наводит справки в Интернете. Поэтому трудно предположить, для кого данная инновация действительно оказалась полезной?
Кому нужны диспетчеры?
«Но портал — это лишь видимая часть той системы, которая работает. Есть еще, так скажем, back — часть, диспетчерское программное обеспечение, которое позволяет непосредственно осуществлять мониторинг со стороны единого диспетчерского центра. А там объем гораздо больший и функционал гораздо больший. Именно потому, что это полноценное диспетчерское программное обеспечение. И оно должно позволять решать задачи контроля за выполнением условий пассажирских перевозок. А эта часть к рязанцам уже не имеет никакого отношения», — пояснял депутат.
Единый диспетчерский центр интеллектуальной транспортной системы обошелся налогоплательщикам в 7 млн. 139 тыс. руб. Однако также неясно, с какой целью его создали. Администрация района взяла на себя полномочия управления парками перевозчиков на территории района? Зачем? Чтобы ужесточить контроль и сократить издержки коммерческих фирм? Учет трат на бензин, кто, где застрял из-за поломки или попал в аварию — задача, безусловно, важная. Но не районной администрации, а предприятия, которое занимается управлением парка.
Ко всему прочему, один из крупнейших перевозчиков Одинцовского района, ГУП МО «Мострансавто», уже давно успешно использовал систему GPS-навигации. А после внедрения инноваций, по словам директора «Одинцовского ПАТП» Николая КАТЫРИНА, предприятию пришлось столкнуться с проблемой несовместимости своей GPS и инновационной ГЛОНАСС. Из-за этого в созданном диспетчерском центре автобусы ПАТП новой разработанной системой не опознавались, и перед перевозчиком встал вопрос перехода на новое оборудование. Таким образом, была создана система, выполняющая те же функции, что уже имелась, но к тому же неудобная для перевозчиков. Почему администрация помогает перевозчикам оптимизировать бизнес, и делает это из средств районного бюджета? Польза для одинцовцев, оплативших этот «праздник жизни» из своих карманов, неочевидна. Ведь даже если дальновидность районных чиновников и помогла местным перевозчикам сократить расходы, стоимость проезда в автобусах отнюдь не понизилась. А только возросла.
Ранее польза для общества объяснялась тем, что система будет контролировать автомобили муниципальных служб. На автомобили «скорой помощи» в экспериментальном порядке были установлены датчики спутникового мониторинга. Получаемые данные позволяли отследить местонахождение транспортных средств в режиме реального времени. Предполагалось, что в связи с этим повысилась бы ответственность персонала, задержек по вызовам должно было стать меньше. Однако непонятно, зачем нужно было подключать к системе весь автопарк общественного транспорта? И зачем потребовался диспетчерский центр за несколько миллионов, если отслеживать этот транспорт можно было еще в 2010 году, когда Центр космических услуг на базе ОГИ только открылся?
Вывод
Но признаем, что инновации имеют смысл тогда, когда в соизмерении затрат и приносимой пользы перевешивает последнее. Рассмотренные недостатки и почти 20 миллионов из кармана налогоплательщиков заставляют всерьез усомниться в целесообразности внедрения таких инноваций.
Опрос
Полезны ли табло на остановках лично для вас?
18.97.14.90
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в:
т. е.: (43+0)/2 = 21.5