Приказали долго жить
Исполнилось 20 лет, как Юрий ЛУЖКОВ стал начальником столицы. Дата не особо знаковая, но хороший повод поговорить о политических долгожителях. Кто же такие политические долгожители? Если говорить о долгожителях по жизни, то ученых существует простой критерий. Долгожитель — человек, доживший до 90 лет. И все. С политическими долгожителями посложнее — это и время нахождение во власти, в политике, деятельность после отставки…
В контексте информационного повода предлагаю следующее определение политического долгожителя — нахождение на одной должности более 15 лет. Под это определение попадают руководители регионов: Аман ТУЛЕЕВ, Минтемир ШАЙМИЕВ, Эдуард РОССЕЛЬ, Петр СУМИН. Руководители муниципальных образований Московской области: Василий ГОЛУБЕВ, Александр МОРОЗЕНКО, Александр ГЛАДЫШЕВ. Главы поселений Одинцовского района: Виктор БАБУРИН, Надежда ИСАЙКИНА. Безусловно, названы не все. А из названных не все при власти. Но это не меняет сути их долгожительства — 15 лет на одном руководящем посту они оттрубили.
При первом и поверхностном взгляде может сложиться впечатление, что большинство граждан России негативно настроены к политическим долгожителям. Для этого достаточно почитать форумы на эту тему, послушать политологов и оппозицию (от либеральной до непримиримой). Но это только на первый и поверхностный взгляд. Иначе, чем объяснить, что их вновь переназначают и переизбирают? Тем более, что не всех переназначают и не всех переизбирают. Последнее обстоятельство только подчеркивает тот факт, что в политическом долгожительстве есть свои плюсы. О плюсах и минусах тоже чуть позже.
У каждой страны своя политическая история, свой исторический опыт. У России этот опыт со времен Рюрика заключается в политическом долгожительстве. Неважно, как этого долгожителя величали (князь, царь, генсек), он находилися у власти столько, сколько позволяло здоровье. А частая сменяемость, что также было (очень редко) в нашей истории, свидетельствовала исключительно о политической нестабильности. Смутное время, Временное правительство, смена премьер-министров в пред- и дефолтное время.
Это и есть первые плюсы в пользу политического долгожительства: исторический опыт и ощущение стабильности. Скажем так, долгожительство вбито в нас на генетическом уровне. Есть еще один фактор в пользу этого феномена. Я бы даже сказал, что это не фактор даже, а почти формула. Формула не универсальна, но имеет место быть в нашей российской действительности: чем дольше человек у власти, тем меньше он заботится о своем кармане. Бывают, конечно, исключения и в ту, и в другую сторону, но в целом формула отражает тенденцию. Еще плюсы по мелочи — управленческий опыт, устойчивые и нужные связи… Кто-то, возможно, вспомнит что-то еще.
Без плюса не может быть и минуса. Минусы политических долгожителей могут быть следующие. Привыкание и как следствие усталость граждан от своего градоначальника, который может этого не замечать, так как почивает на лаврах. Притупляется желание работать, как в первые годы правления. Административная команда, сложившаяся за эти годы, может реально управлять, а руководитель превращается в разновидность свадебного генерала.
И все же каждый случай политического долгожительства глубоко индивидуален, который не может решаться сложением и минусованием. Возвращаясь к тому же Лужкову. При всей моей антипатии к его политическим взглядам, он вполне мог бы и дальше управлять столицей. Хуже не будет точно. И еще не факт, что новый градоначальник не приведет с собой новую БАТУРИНУ.
3.128.197.182
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в:
В некоторой степени удивительно, как прочно оседают народные прозвища и, в нашем случае, сокращения в повсеместном употреблении. Или, например вратарь Нигматуллин. Про себя называл его «Нигма». А потом узнал, что фанаты его так же называют
А если говорить о «долгожителях», то Шойгу самый долгожительный и пользы от его прибывания у власти куда больше.