Он сделал все, что мог
Несмотря на то, что Рождество объявлено официальным государственным праздником, ощущение большого и значимого события нет. Особенно это заметно на фоне празднования Нового года.
Мои впечатления подкрепляются достаточно красноречивыми цифрами соцопросов. Из 72% называющих себя православными лишь 55% верят в Бога. Регулярно в богослужении участвует менее 10% православных, более половины бывают в храмах лишь дважды в год — на Рождество Христово и Пасху. 72% это, скорее всего, в большинстве своем не верующие люди, а воспитанные на православной культурных традициях. И только для 10% воцерковленных Рождество истинный праздник.
Почему так происходит? Может быть, виновата коммунистическая идеология, которая десятилетиями насаждалась в нашем обществе. Объяснение вполне комфортное. Не мы плохие христиане, а идеология была не та. Неправильная, не православная. Тем удивительнее слышать, что об этом говорят сами священнослужители.
Архиепископ Гродненский Артемий:
«На коммунизм это не спихнешь. Я люблю повторять, что абсолютно всегда и абсолютно во всем виноваты христиане. Если они, будучи солью этой земли, допустили на ней разложение — значит, вся соль из них давно вышла. В отношении Рождества это тоже справедливо. Воруют обычно то, что плохо лежит. И если Рождество у нас украли, значит, оно лежало бесхозным. Я говорю о том, что христиане за всеми этими внешними атрибутами забывают о сущности. Спросите, в чем смысл Пасхи — и вам наверняка ответят, что он заключается в освящении куличей и яиц. Да елочка, да колядки, да подарки, но в первую очередь — Христос».
Эксперты прогнозируют, что количество православных будет сокращаться. Причин для такой тенденции много. И главная из них — безусловная поддержка современного российского государства в лице его лидера Владимира Путина высшими иерархами РПЦ. В буквальном смысле «Путин — наше все».
«Мы будем молиться о здравии нашего вождя Владимира Путина и воздвигнем прочную молитвенную стену между ним и злыми рыбами. Пусть они (речь, как всегда идет о либералах) в бессильной ярости скользят зубами по стеклу океанариума» — иерей Александр Шумский.
Плюс к этому стоит добавить череду скандалов, в которых, так или иначе, оказался замешанным Патриарх Кирилл. Ряженые казаки и ряженые депутаты своей борьбой за нравственность также не добавляют авторитета РПЦ. Агрессивность по отношению к тем, кто думает и поступает иначе.
Напрягает и раздражает стояние со свечкой в телевизоре первых лиц государства. Сегодня мы увидим очередное «телевизионное стояние».
Вполне, возможно, что число православных граждан сократится. Но знаю точно, что это не коснется или почти не коснется 10% людей воцерковленных.
Они считают Путина единственным гарантом стабильности. Думаю, для этого есть основания. К тому же путинское имперское мышление близко и понятно им — Святая Русь — Великая Россия. Но даже сомневающиеся не осудят Патриарха. Если Бог — отец небесный, то Патриарх — отец земной. Даже, если Патриарх трижды неправ, нельзя его осуждать. Так ответит любой воцерковленный человек.
Как рождественский пост ( в принципе любой православный пост) не только ограничение в еде, так и православие не только высшие иерархи РПЦ.
Было бы нелепо и опрометчиво судить о православии в целом только, по словам и поступкам ее высших иерархов. Это примерно то же самое, что оценивать российское общество по законодательному бреду депутатов Госдумы.
Лицо церкви — ее приходские священники. Сельские и городские. За последние пятнадцать лет мне посчастливилось познакомиться с самыми разными сельскими и городскими попами. Они все разные, как и мы впрочем. Либералы и консерваторы. Умеренные и радикалы. Красноречивые и косноязычные. Внимательные и не очень. Поэтому в одном и том же храме к одному священнику на исповедь длинная очередь, к другому — несколько человек.
Они не всегда разделяют мнение своих начальников (из моих знакомых священников никто не одобрил «сиротскую» поправку), но почти всегда подчиняются жесткой церковной дисциплине, точно такой же, как в армии. Но если в армии нередко попадают против своей воли, то священнослужение абсолютно добровольный и осознанный акт.
Они редко публично говорят о политике. Я ни разу не слышал в проповедях «обсуждение текущего политического момента». Главный разговор всегда идет о душе, о ее спасении, о необходимости безоговорочной веры в Бога. Поэтому в проповедях священники цитируют именно это место из Евангелия от Матфея: «И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?»
Сразу хочу заметить, что спор о вере и безверии бессмыслен. Вера или есть, или ее нет. Вера в Бога — это дар, который не каждому дан. Отсюда и столько маловерных. Я из таковых тоже. По воде бы не пошел.
Нередко мы судим о деятельности священников по марке машины, на которой они ездят, по стоимости тех или иных обрядов, рассуждаем про продажу религиозной утвари в храмах и т. д. и т. п. Это все имеет место быть. Но не это главное, точнее, это вообще неважно.
Правда, сам Патриарх считает иначе.
«Давайте подумаем о том, чтобы мы использовали такие транспортные средства, которые недоброжелатели не будут использовать в качестве повода для дискредитации духовенства… Я призываю вас к умеренности и к разумному подходу, который должен, в том числе снять соответствующее обвинение с церкви и духовенства», — заявил патриарх Кирилл накануне Нового года на епархиальном собрании Москвы .
Но ошибается Патриарх. Даже, если священники будут ездить на велосипеде, всегда найдутся желающие бросить камень. Это такая у нас традиция, замешанная на зависти и немотивированной агрессии.
Наши православные священники полностью отдают себя на служение другим. Это не пафос. А всего лишь констатация факта. Есть, как и везде исключения. Но они лишь подтверждают правило. Мы полагаем, раз они служат Богу, то должны заботиться и думать о нас. Поэтому литургии, требы, исповеди, беседы и практически круглосуточно. Мы приходим к ним, считая свои проблемы самыми главными и важными, свою исповедь и свое здоровье основными. Каждый хочет высказаться, выговориться.
Еще они ходят к старикам и больным, ездят по больницам и тюрьмам. С каждым надо поговорить, каждого выслушать. Видеть столько людского горя и несправедливости. И при этом не озлобиться.
Перед Новым годом с моей женой случилось несчастье. Сломала ногу. Спасибо, врачам. Ногу вставили на место. Но душевное состояние моей супруги, сами понимаете, оставляло желать лучшего. Без звонка и без приглашения в больницу приехал отец Владислав. Узнал о нашей беде и приехал.
В больничной палате он провел с женой порядка двух часов. После его приезда ее дела резко пошли на поправку. Нога ногою. Но думать надо о душе.
Не будем забывать, что батюшки в большинстве своем многодетные отцы. Своим детям тоже внимание необходимо. Отец Павел, про него я недавно писал, у которого четырнадцать детей ( шесть из приемные) почти полгода в свободное от работы время навещал смертельно больного человека. Ездил вместе с детьми. Сажал в микроавтобус (подарок столичного правительства) и в путь.
Другой батюшка вместе с матушкой для своих детей и детей друзей организовал летний лагерь. Потом присоединились дети друзей друзей. И так много лет. Живут в палатках. Дети сами готовят, культурную программу матушка обеспечивает. Тематические вечеринки, походы, танцы, бальные, конкурсы, песни под гитару у костра. Для московских детей это вообще было что-то сногсшибательное. Они туда годами ездили. Ездят так давно и так дружно, что сыграли уже несколько свадеб.
Таких примеров можно привести множество. Но об этом не принято распространяться. Зачем говорить о том, что является нормой жизни.
50% из тех 72% людей, назвавших себя православными, в церковь ходят два раза в год — на Рождество и на Пасху.
Именно они « празднуют Рождество Христа, а самого Христа не очень-то празднуют». Но это уже наши проблемы, а не богочеловека. Он сделал все, что мог.
3.139.94.174
Введите логин и пароль, убедитесь, что пароль вводится в нужной языковой раскладке и регистре.
Быстрый вход/регистрация, используя профиль в:
C Рождеством Христовым всех слышащих мелодию!
Добавлю также, что ваша вера в древнееврейские сказки разделяется далеко не всеми согражданами. Некоторые предпочитают сказки иных народов, а наиболее разумные в сказки предпочитают вообще не верить. Это не значит, что они «испражняются» в вашу сторону, это означает всего лишь, что они не верят в сказки, даже если они древнееврейские.