Вновь рай для нас открыт

29 декабря 2004, 17:04

Рождество Христово — один из самых светлых и радостных праздников церковных. В некоторых богослужебных книгах он именуется как «Пасха. Праздник тридневный». Церковь, называя этот праздник малой Пасхой, подчеркивает его особое значение в чреде двенадцати самых больших праздников (исключая Пасху, поскольку она есть «праздников праздник»). С события рождения в мире Спасителя Господа нашего Иисуса Христа начинается история Нового Завета Бога с человечеством.
Значение этого праздника для нас Церковь прекрасно раскрывает в праздничных песнопениях этого дня: Придите, возрадуемся Господу, рожденному от Девы в Вифлееме. Посмотрите, вот разрушена стена между человечеством и Богом. Огненный меч, охраняющий вход в Рай, убирается. Херувимы отступают от древа Жизни, и мы вновь можем вкушать райскую пищу. Потому что Бог воплощается, принимает образ раба.
Господь, по учению Церкви, соединяет с Собою всю человеческую природу. Причем природу падшего человека, искаженную грехом. Но в этом соединении, Своей Божественной природой Бог исцеляет греховную болезнь человека. Поэтому Церковь говорит об образе раба, который принял Спаситель, а не о самом рабстве. Ибо Господь во всю свою земную жизнь не совершил никакого греха.
Будучи Богом истинным, произойдя из безбрачной Матери, Господь не подвергается изменению, так как Он, чем был, тем и остался, и, чем не был, то воспринял, став человеком по человеколюбию. Мы же хвалу приносим устами недостойными, словами ангелов: «Слава в вышних Богу и на земле мир». Ибо пришло ожидание народов, и, Христос спас нас от рабства врагу. Иисус, видя, что созданный по образу и по подобию Божию человек, вследствие преступления, истлел, приклоняет небеса, сходит и вселяется, не претерпевая изменения, в утробу девственную, чтобы в ней обновить истлевшего Адама, восклицающего: слава явлению твоему, Избавитель мой и Бог!
С рождением Господа от Святой Девы в мир вошло Солнце правды, просветившее весь мир своим светом. Человеку открываются тайны Божественного промысла о спасении мира. Омраченный страстями человек освобождается от тьмы неведения и приводится светом Христовых заповедей к духовному знанию о мире, о Творце мира, о самом человеке. Пророчески об этом сказано в книге Ветхого Завета у пророка Исаии в девятой главе: «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет». А вот как об этом говорится в богослужебных текстах: Небо и земля сегодня да возвеселятся весельем пророков, ангелы и люди да торжествуют духовно, так как родившийся от Девы Бог во плоти явил себя погруженным во тьму и тень смертную. Сегодня Дева рождает Творца всего. Эдем предлагает пещеру, и звезда указывает погруженным во тьму на Христа, как на солнце. Рождение Твое, Христос Бог наш, воссияло для мира светом знания. Ибо во время его служащие звездам, были научены звездою поклоняться Тебе, Солнцу правды, и знать Тебя, Восток свыше. Господи слава Тебе!
Рождество Христово — это начало Евангелия — благой вести о спасении. Это исполнение данного Богом обещания о семени жены, которое сотрет главу змия.
Богородица, через рождение в мир Спасителя, послужила нам началом спасения: Веселись Иерусалим и торжествуйте все любящие Сион. Сегодня развязаны временные узы осуждения Адама. Рай для нас открыт.
Подводя итог краткому нашему обзору богослужебных текстов, мы должны сказать, что не затронули в нем и сотой части того богословского содержания празднуемого события, которое Церковь раскрывает нам в песнопениях службы Рождества Христова. Но, сводя как бы воедино весь смыл праздника Рождества Христова, мы можем словами святых отцов Церкви сказать: «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом», «Слово вочеловечилось, чтобы мы обожились».

18.226.133.133

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми Ctrl+Enter
33
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи